Встреча спецпредставителя США по Украине Курта Волкера с помощником президента России, куратором войны на Донбассе Владиславом Сурковым стала очередной, причем явно безуспешной попыткой пробить проход в тупике мирного процесса. Впрочем, в дипломатии неудачи иногда говорят даже больше, чем успехи.
Какие выводы можно сделать из последней встречи Волкера и Суркова – разбирался "Обозреватель".
26 пунктов раздора
Переговоры ожидаемо выстраивались вокруг темы миротворческой миссии Организации Объединенных Наций на Донбассе, которая с недавних пор стала ключевой составляющей стратегии урегулирования конфликта.
Читайте:
"Очень и очень невыгодно": в Генштабе "разгромили" встречу Суркова и Волкера
Идея миротворческой операции не нова – Украина поднимала эту тему с начала 2015 года. Но всерьез обсуждать ее стали лишь несколько месяцев назад, в частности на Генеральной ассамблее ООН в сентябре этого года. Судя по риторике западных лидеров, главные союзники Украины (Европейский Союз, США и Канада) поумерили скепсис относительно "голубых касок", смирившись с необходимостью корректировки стратегии по Донбассу.
Дело в том, что классический "Минск" доказал свою недееспособность, на которую становится все труднее закрывать глаза. Да и к власти во Франции и США как раз пришли новые лидеры, склонные или же вынужденные более решительно реагировать на российскую угрозу.
Читайте:
Встреча Волкера и Суркова: в Украине озвучили показательный момент по Донбассу
Но главная проблема – противодействие Москвы – никуда не делась. В сентябре РФ попыталась перехватить инициативу у Украины. Президент Путин неожиданно высказался в пользу миссии ООН, но, разумеется, с оговорками. Видение России: миротворцы должны работать только на линии соприкосновения и только для защиты наблюдателей ОБСЕ.
План Б по Донбассу: о чем договариваются Волкер и Сурков
Наблюдатели ОБСЕ на Донбассе
В таком формате "голубые каски" теряют всякую ценность для Украины: они "заморозят" конфликт на долгие годы и дадут Москве шансы ослабить санкционное давление. Киеву удалось донести понимание этого до западных партнеров, которые высказались в пользу украинского предложения по миротворцам.
Так и начался этап "обмена мнениями", на котором стороны пытаются принудить друг друга к уступкам. Встреча Волкера и Суркова – не исключение. Только вот свет в конце переговорного туннеля едва тлеет.
Читайте:
Волкер организует сделку с Кремлем? Дипломат поделился подозрением
"Подробно обсудили российскую инициативу по развертыванию сил ООН в Украине. Американские друзья передали свои предложения к нашему проекту резолюции Совбеза – 29 абзацев. Три из них наша делегация сочла приемлемыми", – сообщил помощник Путина.
План Б по Донбассу: о чем договариваются Волкер и Сурков
Владислав Сурков
На официальном сайте посольства США в РФ говорится, что у стран разные концепции достижения мира на Донбассе, но стороны продолжат совместную работу. Однако 26 пунктов раздора, покрытых дипломатическим мраком, не исчезнут по мановению ока. Этап обмена мнениями, вероятно, затянется на месяцы – в лучшем случае.
План Б и красные линии
Нельзя исключать и того, что Россия банально тянет время, демонстрируя готовность к переговорам относительно миротворческой операции. Но Волкер полагает, что Москва не предлагала бы варианты миссии, если бы не была готова к компромиссам.
Читайте:
На 100%: Волкер четко назвал виновника в войне на Донбассе
"Роль Суркова в том, чтобы представить варианты. Вариант А – упрямо настаивать на своем, несмотря на расходы, сложности и недовольство. Однако, я считаю, что они рассматривают возможность варианта Б, который лучше для всех сторон. Во время нашей встречи в августе мы согласились, что статус-кво не устраивает никого: он не устраивает ни Россию, ни Украину, ни население Донбасса. Поэтому мы должны искать возможности для чего-то лучшего", – заявил Волкер несколько недель назад.
План Б по Донбассу: о чем договариваются Волкер и Сурков
Курт Волкер
Однако согласование миссии, по сути, столкнулось с той же проблемой, что и создание "дорожной карты" Минских соглашений: у России и Украины есть четко очерченные "красные линии" компромиссов. И попытки Запада добиться их пересечения обречены, пока одну из сторон не принудят к техническому проигрышу.