В Европе снова заговорили о "формуле Штайнмайера" для Донбасса: что не так с предложением Германии
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Германия снова настаивает на имплементации "формулы Штайнмайера" в законодательство Украины. В Министерстве иностранных дел считают, что это поможет урегулировать конфликт на Донбассе. Подобные заявления не впервые звучат с немецкой стороны – недавно аналогичное предложение выдвинула и канцлер Ангела Меркель.
В Украине к "формуле Штайнмайера" относятся неоднозначно – одни называют ее "капитуляцией перед Россией", другие же – шансом на окончание войны. О сути формата – читайте в материале OBOZREVATEL.
О чем идет речь?
Документ, о котором говорят в правительстве Германии, не новый – еще в 2015 году его предложил нынешний президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который тогда занимал должность министра иностранных дел.
"Формула Штайнмайера" – это своего рода алгоритм, по которому могут пройти выборы на временно неподконтрольных территориях. Ее суть состоит в том, что Донбасс должен получить особый статус на время проведения там выборов. А уже на постоянной основе – только после того, как результаты голосования признают международные организации.
При этом о выводе российских войск с оккупированных территорий до выборов в формуле ничего не сказано. Именно это стало причиной массовых митингов и недовольств украинского общества в 2019 году.
Тогда украинская делегация в ТКГ согласовала и подписала окончательный вариант "формулы Штайнмайера", а позже это подтвердил президент. Противники документа назвали предложенный сценарий "капитуляцией Украины перед Россией", поскольку он не предполагает, в частности, вывода российских войск и передачу под контроль Украины границы.
Зеленский тогда же напомнил, что утверждение формулы – это условие Москвы для скорейшего проведения саммита лидеров "нормандской четверки". Политик также призвал украинцев не бояться этой "величайшей страшилки последних недель".
Почему в Украине против?
Дело в том, что реализация "формулы" больше выгодна российской стороне – вначале выборы, потом граница и выведение войск. Цель простая – побыстрее избрать легитимных для Киева и мирового сообщества представителей Донбасса, с которыми уже в рамках Минских соглашений можно вступать в открытые переговоры.
И в Украине это понимают. К примеру, спикер украинской делегации в ТКГ Алексей Арестович в комментарии OBOZREVATEL отметил, что заявления канцлера Меркель и МИДа не являются указательными. А после ухода этого правительства в сентябре придут новые лица с совершенно другими взглядами.
"Она высказала свою позицию, мнение уходящего политика. Сказать, что мы были с ней во всем согласны, нельзя. Мы учитываем это заявление, но кроме Меркель существуют позиции и других политических сил Германии. И они нам тоже интересны", – отметил он.
Такого же мнения придерживается и экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко. "Канцлер прекрасно понимает, что Украина не пойдет ни на какие формулы Штайнмайера и тому подобное. Реализация всех этих российских хотелок не реалистична. И Меркель это прекрасно знает. Это политическая игра, не более", – отметил он.
А какая ситуация сейчас?
Сейчас урегулирование конфликта на Донбассе происходит в рамках Минского формата. Однако президент Владимир Зеленский ранее называл эти соглашения "еле живым" документом.
Также украинский лидер активно высказывается за присоединение к переговорному процессу Соединенных Штатов. "Я считаю, что процесс ради процесса не работает", – заявил он.
"О привлечении Байдена к "нормандскому" формату. Мы еще не успели об этом говорить. Я хотел бы, чтобы США помогали нам в вопросе мирного урегулирования на Донбассе. Это будет в нормандском формате, если участники будут "за" или это будет в другом формате. Это вопрос переговоров. У меня будет встреча с Байденом, я также буду поднимать этот вопрос", – недавно сказал президент.
Судя по всему, сейчас украинские власти не собираются следовать рекомендациям Меркель. Окончательное решение будет принято только после встречи Зеленского с президентом США Джо Байденом и выборов нового канцлера в Германии.