Сын лидера Ливийской революции Каддафи Сеиф аль-Ислам заявил, что государство находится на грани гражданской войны. Он признал, что последние события в Ливии были кровавыми, но не намерен отдавать власть.
По словам Каддафи-младшего, у сложившейся ситуации три источника. Во-первых, инициаторами недовольства выступили внутренние силы, которые выдвинули ряд претензий власти. Эти претензии Сеиф аль-Ислам признал частично справедливыми и заявил, что готов пойти на уступки: уже через 48 часов будет готов и запущен пакет реформ, которых так ждет ливийское общество. Но для того, чтобы эти реформы были приняты, нужно спокойствие и порядок.
Второй источник беспорядков - это радикальные исламисты, которые ждут-не дождутся, чтобы превратить Ливию в мировой террористический центр. Эти опасения, конечно, не лишены оснований, однако забавно слышать их из уст лидера страны, которая на протяжении десятилетий была одним из главных спонсоров терроризма.
Третий источник беспорядков - это, разумеется, происки мирового империализма.
Сеиф Аль-Ислам настаивает на прекращении боев, иначе грозит жесткими мерами: “Страну ждет гражданская война. Порядок же будет восстановлен любой ценой. Мы будем драться до последнего солдата, до последней минуты, до последнего патрона”.
Когда север Африки страну за страной охватывал пожар протестных выступлений, некоторое время одно арабское государство находилось в состоянии спокойствия и безмятежности - Ливия. Отшумели беспорядки в Тунисе, передал власть генералам египетский диктатор Мубарак, сменилось правительство в Иордании, звучат выстрелы в Бахрейне...
Многие были склонны считать, что Ливию эти проблемы не затронут, поскольку там - совершенно иное общественное устройство. Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия с середины 70х годов ХХ века находилась на переднем крае антиимпериалистической борьбы. Традиционные институты власти в ней были ликвидированы, вместо них были введено то, что в “Зеленой книге” полковника Каддафи называется “прямым народовластием”. Некритическое восприятие саморекламы Муаммара Каддафи со стороны ряда левых партий и даже правительств привело к созданию устойчивого мифа об “исламском социализме” в Ливии. Между тем, независимые аналитики отмечали, что “ультрадемократия” в Ливии оборачивается “суперфашизмом”.
США еще в 70-х занесли Ливию в число “стран-изгоев”, обвинили ее в укрывательстве террористов и назначили одной из “империй зла”. Однако со временем режим Каддафи успешно встроился в мировую экономическую систему, чему подтверждением служат многочисленные торговые и военные контракты со странами Запада и с Россией, а также участие Каддафи в международных саммитах. На эксцентричные призывы лидера Ливийской Джамахирии уничтожить Швейцарию, которая обидела его сына, мировые руководители реагировали более чем сдержанно. По крайней мере, вооруженным свержением Каддафи мировое сообщество не занималось, хотя это лидер не менее одиозный, чем Саддам Хусейн. Объяснение этому очень простое: Ливия - один из главных поставщиков нефти и газа в Европу, что и открывает Каддафи двери в резиденции большинства мировых лидеров.
К концу первого десятилетия XXI века Ливия выглядела так, будто ее режим достаточно прочен, а население страны к нему лояльно. Это оказалось мифом. События в Тунисе и Египте “разогрели” настроения масс, а поводом для начала волнений стал арест правозащитника в Бенгази.
Несколько сотен ливийцев вступили в схватку с полицией и потребовали отставки премьер-министра Багдади аль-Махмуди и самого Муаммара Каддафи.
О том, что конкретно происходит в стране, судить сложно. Интернет в Ливии вскоре после начала беспорядков был отключен, и отрывочные сведения поступают только от ряда телеканалов, да еще от правозащитных организаций. Поэтому о достоверности информации из Ливии можно спорить.
Интересный нюанс: давно забытая “Интернет-партия Украины” решила напомнить о себе и провела пикет у консульства Ливии в Киеве в знак протеста против отключения интернета. Напомним, в Египте во время беспорядков власти также отключали интернет, однако “Интернет-партия” проигнорировала этот вопиющий факт.
Несмотря на отключение интернета, волнения ширились. Они переросли в вооруженные столкновения. Восставшие захватили арсеналы и несколько раз штурмовали дворец Каддафи. Сейчас город фактически находится в руках восставших. Волнения распространились и на столицу Ливии Триполи.
Реакция “народной джамахирии” была крайне резкой, в сравнении с мерами правительств других арабских стран. Против восставших были брошены элитные войска и тяжелая техника. говорят о сотнях убитых и раненых. По одним сообщениям, часть армии перешла на сторону протестующих. По другим - для подавления мятежа в столицу ввели спецподразделения из племен южной Ливии. Сообщают также, что на стороне Каддафи в столкновениях участвуют наемники из Туниса, Чада, Нигера и Гвинеи.
Поначалу ливийское руководство делало хорошую мину при плохой игре, утверждая, что масштабы протестов и жестокость их подавления преувеличивается мировыми СМИ. Однако позже Сеиф аль-Ислам признал факт кровавых столкновений и критическое положение власти.
Это происходит на фоне растущей изоляции правительства внутри самой Ливии. Вождь восточно-ливийского племени Аль-Зувайя шейх Фарадж аль-Зувай сказал, что “Брат Каддафи ему больше не брат” и пообещал перекрыть магистральный газопровод, если Каддафи не уйдет в отставку. И эта угроза может быть даже посерьезнее, чем сражения в Триполи.
Сам Каддафи-старший не появляется на экранах и вообще молчит. Это дало повод СМИ запустить информацию о том, что полковник бежал на самолете в Венесуэлу, под защиту Уго Чавеса. Чего в этой информации больше - правды, желания сенсации или попытки подставить венесуэльского президента перед мировым сообществом и свободолюбивым арабским народом, можно только гадать.
В то же время, Каддафи-младший утверждает, что его отец в Ливии и остается у руля государства.
Так это или нет, для Ливии большого значения уже не имеет. Сражения в столице продолжаются, а мировое сообщество заняло однозначную позицию осуждения жестоких мер режима против восставших. Нефть нефтью, газ газом, а Европе нужна стабильная Ливия, власть которой держится не только на штыках. Поэтому стоит ожидать, что вооруженная оппозиция найдет деятельную поддержку со стороны Запада.