УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Литературные трутни. Ч. 1

Литературные трутни. Ч. 1

Времена, когда наша страна была самой читающей в мире, давно канули в Лету. Хотя у нас еще принято называть народ трудолюбивым, «спивучим» и бог весть еще каким, но украинцы уж точно не читающая нация. Интернет, кабельное телевидение и малоинтеллектуальные передачи вроде «Большой стирки» или «Свободы слова» прочно заменили у среднестатистического украинца потребность в каждодневном чтении книги.

Но это только одна сторона медали. То, что украинцы не читают, виноваты также и отечественные литераторы. Современная украинская литература давно уже стала шароварным анахронизмом не только в общемировом литературном процессе, но и относительно реалий украинской жизни. При этом нельзя сказать, что у нас хорошо танцуют и поют, а вот играть в хоккей и писать книги не умеют. Например, харьковчанин Михаил Елизаров два года назад получил «Русского буккера»; по роману киевлянина Адольфыча Нестеренко снят художественный фильм, и это только примеры навскидку. В этом ключе хочется задать следующий вопрос, - а что собой представляет Национальный союз писателей Украины (НСПУ), какая от него польза и кому он, собственно, нужен?

Начнем с того, что зародился данный союз еще в сталинские времена. Об идеологической направленности союза писателей даже говорить не стоит, иначе в советские времена просто невозможно было опубликовать книгу. Но даже при особо жестких рамках Союз писателей УССР возглавляли настоящие классики отечественной литературы – Мыкола Бажан, Максим Рыльский, Олесь Гончар, Павло Загребельный. Данные примеры приведены исключительно с целью самопроверки, - а читал ли кто-то из вас нынешнего рулевого НСПУ Владимира Яворивского? Впрочем, к творчеству этого «легендарного» писателя мы еще вернемся, уж поверьте, оно того стоит. А пока обратимся к самой организации Союза писателей Украины.

После развала одного союза (тот, что СССР) другой союз (НСПУ) прекрасно продолжил свое существование. Вместо советского герба появился трезубец, в холле вместо портрета Ленина вывесили портрет Шевченко, а к самому названию прибавили слово «национальный». Но это только внешние изменения в союзе писателей. В литературном мире Украины в это же самое время изменения были куда глобальнее. В конце 80-х - начале 90-х рухнули не только идеологические рамки, но также появились сотни независимых издательств. А это означало, что отныне у любого человека появилась возможность издать собственную книгу, и при этом вовсе нет необходимости быть членом союза писателей.

Вы, наверное, подумаете, что НСПУ – это такой себе клуб по интересам, который объединяет лучших литераторов Украины? Не хочется обижать членов НСПУ, но во всем литературном мире успешность писателя определяется до банального просто – уровнем продаж его книг. Бывают, конечно, исключения, когда, например, писатель опережает свою эпоху. Но такие примеры крайне редки, а вот что не редко в украинских реалиях, так это уровень материального меркантилизма, который прячется под пафосными названиями «творческих организаций». Ведь ценность НСПУ – это не ее никому неизвестные писатели, которых никто не читает, и книги которых выходят тиражом в 100-300 экземпляров. Ценность Союза писателей Украины можно также потрогать и пощупать, как это делал персонаж Кисы Воробьянинова в «12 стульях» - это недвижимость, доставшаяся НСПУ в наследство от советской эпохи: клиника, дома отдыхов в Ирпене, пять корпусов отдыха в Одессе, дома творчества в Ялте и Коктебеле, пансионат «Нафтуся» в Трускавце. Наконец, это недвижимость во всех региональных отделениях НСПУ по Украине, венцом которой является особняк Либермана в Киеве (о нем поговорим отдельно). Но и это еще не все. Союз писателей Украины еще и финансируется из государственного бюджета! При этом до недавнего времени финансирование шло отдельной строкой.

И абсурдность ведь не в том, что НСПУ выгребает деньги из госбюджета, и даже не в том, что практически всю свою недвижимость использует в странных коммерческих «сделках», о чем мы поговорим ниже. Но ведь НСПУ и своих прямых функций не выполняет. По сути, современный Союз писателей Украины – это кружок таких себе откровенных графоманов, «творчество» которых абсолютно никак не влияет на культурную среду страны. Даже такие скандально известные писатели, как Юрий Андрухович или Василий Шкляр (а также, Забужко, Курков, Жадан, Рябчук и т.д.) не являются членами НСПУ, а напротив, создали свою альтернативную организацию – Ассоциацию украинских писателей. А ведь еще существуют десятки писателей, которые прекрасно себя чувствуют без всяких союзов, ассоциаций, профсоюзов и прочих артелей. Но только НСПУ стабильно получает финансирование из государственного бюджета страны…

А теперь вернемся к персоне председателя НСПУ – формально «ярому нацпатриоту» и народному депутату от БЮТ Владимиру Яворивскому. Сразу скажу, интереснейший персонаж. По уровню одиозности его можно сравнить с самыми яркими представителями публичной политики. Кое-кто становится «крупным» научным деятелем (по совместительству политиком), а кое-кто подался на ниву литературной «богемы». Но прежде чем приступить к жизнеописанию Яворивского в должности рулевого НСПУ, хочется пару слов обмолвиться о его литературной деятельности. Делается это исключительно с целью показать его выраженную приспособленческую натуру, для которой нет не только юридических, но и каких-либо моральных ограничителей.

Современная Украина знает Яворивского как ярого русофоба, борца за тотальную украинизацию, ну и еще писателя «что-то там когда-то написавшего». В 2003 году львовская газета «Молода Галичина» опубликовала интереснейший документ, датируемый 22 марта 1973 года. Согласно ему, юный Володя Яворивский (как и Драч с Павлычко) «решительно осуждают литераторов Светличного, Стуса» и др. «погрязших в националистическом болоте» и «антисоветской деятельности».

Вообще, в жизни Яворивского происходило масса интереснейших коллизий. Сотрудничая в советские времена с КГБ и осуждая местных украинских националистов, в независимой Украине он сам становится нацпатриотом. Тот же Василий Стус презирал Яворивского всю свою жизнь, но именно на его могиле председатель НСПУ откроет в 2002 году памятник. Или другой, более литературный пример. В 1978 году Яворивский пишет свой первый роман «Ланцюгова реакция», в котором с невероятным комсомольским пафосом рассказывает о важности и необходимости для страны советов постройки Чернобыльской АЭС. В 88-ом году у Яворивского уже выходит другой роман, только теперь уже об аварии на ЧАЭС. А уже в начале 90-х, в ранге главы «чернобыльского» комитета Яворивский стал мастерски «распределять» гуманитарную помощь, шедшую в Украину для пострадавших от аварии на ЧАЭС. Ну а цитировать главную нетленку Яворивского «Вечные Кортелисы», за которые он получил в 1984 году Шевченковскую премию, думаю, лишний раз не стоит. Такой антибандеровской ненависти, с которой коммунист Яворивский клеймил «бандитов ОУН-УПА», нет даже в статьях Дмитрия Табачника.

Все эти иллюстрации показаны лишь для того, чтобы наглядно продемонстрировать, какая странная (слишком многомерная) личность возглавляет Союз писателей Украины. Ну и ладно бы Яворивский – приспособился человек и хорошо, но ведь под его руководством НСПУ превратилась в исключительно бесправный и затурканный политический клуб, который постоянно выдает одиозные заявления от имени всех писателей Украины…

Продолжение следует...

(В части 2 расследования: как Яворивский «выбился в люди»; финансовые махинации в Союзе писателей Украины; скандалы с недвижимостью НСПУ).