Государственный трейдер может стать аграрным монополистом
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
У большинства украинцев возникает логичный вопрос: почему государство с лучшими в Европе черноземами не может прокормить себя самостоятельно?
Двойная игра
Несмотря на то что украинское правительство строит амбициозные планы накормить чуть ли не весь мир, украинские фермеры опасаются, что в ближайшем будущем наша страна может и вовсе остаться на голодном пайке. На такие нерадостные мысли натолкнул их законопроект №8163, находящийся на рассмотрении парламента, суть которого заключается в том, чтобы убрать с рынка частных трейдеров и передать их функции некой государственной компании под названием «Государственный агент по обеспечению экспорта», которая и будет контролировать все продажи сельхозпродукции за рубеж.
Интересно, что этот законопроект был раскритикован большинством международных и профильных организаций и экспертов. В то же время в поддержку законопроекта выступило руководство двух профильных ассоциаций - президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины (АФЗУ) Николай Миркевич и председатель Аграрного союза Украины (АСУ) Геннадий Новиков, заявляя, что декларируют позицию всех сельхозпроизводителей. Это как минимум выглядит странно, ведь все прекрасно знают, что монополии редко приносят прибыль кому-то, кроме их владельцев. Поэтому мы решили выяснить отношение к этому закону у самих фермеров.
К чему приводит монополия
И как оказалось, позиции аграрных лидеров Миркевича и Новикова кардинально отличаются от мнений простых сельхозпроизводителей, которые работают в регионах. Фермеры действительно раньше обращались к государству с призывом вмешаться в их отношения с трейдерами и настаивали на том, чтобы государство также участвовало в закупках зерна по рыночным ценам, чтобы не допустить их обвала. Однако ввод государственной монополии не мог им привидеться даже в самом страшном сне. Поскольку возможность получить лучшую цену, прозрачную и своевременную оплату - которые предлагаются, если на рынке существует конкуренция - может обернуться диктатом чиновников.
«Все фермеры требовали, чтобы появился государственный трейдер, - говорит глава фермерского хозяйства «Грек В.В.», руководитель Сумской областной организации АФЗУ Владимир Грек. - Но мы же не просили, чтобы он был в роли монополиста. Потому что может быть так: «Хочешь - продавай по нашей цене, не хочешь - держи у себя, пока не сгниет».
Кроме того, у аграриев возникают сомнения не только относительно надежности так называемого государственного оператора, но и инфраструктуры, которой тот будет пользоваться. Ведь сейчас много элеваторов находятся в собственности тех же частных трейдеров, которых государство собирается отстранить от торговли зерном.
«Желание стать зернотрейдером - это хорошо, - говорит глава фермерского хозяйства «Афанасьево», председатель Одесской областной организации АФЗУ Григорий Афанасьев. - Но для этого надо еще и иметь возможности, прежде всего - контракты с производителями и международными партнерами».
Готовимся к новому дефициту?
Большинство из нас хорошо помнят, к чему привела плановая экономика сельского хозяйства СССР. Несмотря на рапорты руководителей всех уровней, стране приходилось закупать пшеницу за границей. Сельхозпроизводителей как раз и беспокоит возможный возврат к временам командно-административной экономики, когда посевами руководили чиновники из своих кабинетов.
«Везде должна быть конкуренция. Если нет конкуренции, не может быть и эффективности. Если они хотят «сбросить» все на государство, то, конечно, порядка не будет. Будет несколько человек, которые станут диктовать свои требования государству. Надо 3-4 трейдера, чтобы люди шли к тому, к кому выгоднее, а вот они уже пусть между собой конкурируют. То, что государство все берет в свои руки, это уже было при Союзе, и это неправильно. Сейчас мир изменился», - говорит глава ФХ «Горизонт», руководитель АФЗУ в Закарпатской области Юлия Пелешек.
В целом ситуация получается, мягко говоря, необычная. С одной стороны, государство вроде бы воплощает мечты фермеров в жизнь: вводит давно ожидаемого государственного трейдера и дает возможность аграриям экспортировать свою продукцию без посредников. При этом нигде не прописан механизм этого самого самостоятельного экспорта. Вот и хватаются фермеры за голову от такого «исполнения» собственных желаний.
Фермеры даже предлагают, чтобы был разработан механизм их объединения в кооперативы. В таких кооперативах фермеры могли бы формировать большие партии зерна на экспорт и решать совместно другие проблемы. Однако о подобной инициативе аграриям и дальше приходится лишь мечтать.
Получается, что государство в который раз наступает на одни и те же грабли, пытаясь разрушить все годами устоявшиеся связи, при этом не предлагая взамен никакого реального механизма. Итог такого реформирования аграрного сектора можно предсказать уже сегодня: фермеры просто перестанут сеять, чтобы не работать себе в убыток. Расплачиваться за это будут простые украинцы, покупая импортные овощи и фрукты, цены на которые уже никто не сможет регулировать.