Отношения Украины и Беларуси - сложная смесь из экономических интересов, попыток Минска найти геополитический баланс, стремления Украины обезопасить себя от военных провокаций и агрессивных шагов России.
Беларусь - не самый проблемный сосед Украины с точки зрения непосредственно двусторонних противоречий. Но именно Минск более всего подвержен давлению Москвы. Однако заместитель министра иностранных дел Украины Василий Боднарь уверен: Беларусь понимает необходимость открываться для внешнего мира и избавляться от российской зависимости. Об этом и многом другом - читайте во второй части интервью OBOZREVATEL. Первую часть беседы об отношениях Украины с Польшей и Венгрией читайте здесь.
- Беларусь - партнер Украины или союзник Москвы? Минск является площадкой для мирных переговоров, предлагает своих миротворцев на Донбасс, призывает к более тесному экономическому сотрудничеству, а в то же время КГБ Беларуси пытается вербовать украинцев, там похищают наших граждан...
- Я бы не говорил здесь категориями союзник-не союзник для Украины. Формально Беларусь - союзник России, у них есть союзное государство. Это формальное решение существует с 90-х годов. И в данном случае нам нечего возразить. С другой стороны, это наш сосед, сосед важен и с точки зрения торговли, и с точки зрения человеческих связей. У нас есть сферы сотрудничества, где нет конфликтов или противостояний.
Сегодня
Конечно, Беларуси не просто, поскольку она вынуждена балансировать в сегодняшнем мире, сохраняя отношения со всеми соседями, в том числе с РФ. Для нас проблемой являются определенные аспекты функционирования союзного государства, прежде всего общий миграционный режим. "Черные" списки, которые действуют на территории РФ, автоматически распространяются на территорию Беларуси. В чем-то, к сожалению, это приводит к проблемам для наших граждан.
Мы говорили об этом в двустороннем формате. Кое-где у Беларуси есть возможности влиять на это, а иногда - нет, поскольку это давно согласованный формат. Однако мне кажется, что это не навсегда. Поскольку Беларусь понимает необходимость открываться для внешнего мира.
В прошлом году были решения, которые частично разрешили безвизовый въезд для иностранных граждан, и это не нравится Москве.
Сегодня
Не стоит воспринимать Беларусь как страну, которая стоит исключительно на стороне России. Это независимое государство, наш сосед и партнер. И нам нужно с ним сотрудничать, мы находим взаимовыгодные варианты сотрудничества. Но существующую геополитическую ситуацию мы учитываем в нашем диалоге. Мы также предупреждаем наших граждан, направляющихся в Беларусь, о возможных рисках задержания. Предупреждаем: перед поездкой проверьте, не находитесь ли вы в списке запрещенных лиц.
- Кстати, министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей недавно дал интервью, в котором несколько раз подчеркнул, что Беларусь хочет покончить с зависимостью от России, сохранив хорошие отношения и с Москвой, и с Евросоюзом. Почему Минск задумался о "независимости"? И как Украина может это использовать?
- Если будет обращение, мы можем способствовать контактам Беларуси с иностранными партнерами, хотя мне кажется, что Минск имеет развитую сеть посольств и хорошо коммуницирует без посредников. Мы же не вмешиваемся ни во внешнюю, ни во внутреннюю политику Беларуси.
У нас есть несколько форматов, например мы совместно участвуем в реализации Инициативы ЕС "Восточное партнерство", есть совместная программа по развитию границы "Украина-Польша-Беларусь". Мы абсолютно открыты для помощи и содействия, но вмешиваться и давать советы не намерены. Беларусь - самостоятельное государство. А мы - не Россия, чтобы кому-то указывать.
Getty
- Да, но как раз Россия будет активно вмешиваться, если увидит реальное сближение Беларуси с Западом. И к сожалению, у Москвы есть много рычагов давления на Минск. На этом фоне опять же обсуждается угроза потенциального использования Беларуси как военного плацдарма.
- Это беспокоит - признаю. Когда в прошлом году были учения "Запад-2017", мы опасались такого варианта: или провокации, или вооруженного нападения на территорию Украины. Президент Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что территория Беларуси не будет использоваться для акта агрессии. Но российское военное присутствие в РБ несет потенциальную угрозу как нам, так и самим белорусам.
Наш опыт с Крымом - яркое тому подтверждение. Не отвергая потенциальной опасности, мы понимаем, что для Беларуси не нужно никакого напряжения в отношениях с Украиной.
Планы России на Беларусь беспокоят – замглавы МИД
Что планирует Россия - это уже другое дело. Нам надо ставить вопрос о противодействии российским попыткам использовать Беларусь против Украины. Потенциально надо учитывать риски. Лучший ответ на них - укрепление Вооруженных сил. Надо понять, что потенциально такая угроза существует, пока на территории Беларуси будут российские войска.
- Что думаете об идее белорусских миротворцев на Донбассе?
- Я не думаю, что это лучшая идея. Опять же потому, что Беларусь находится в союзе. Мне кажется, что их присутствие было бы не желательно, так как это может использовать Россия. Это нужно детально обсуждать, чтобы самим себе не наделать беды.
- Что с границей с Приднестровьем? Она безопасна?
- Мы не можем говорить об угрозе масштабного военного вторжения, но исключить попытки проникновения дестабилизирующих элементов, российских агентов нельзя. В то же время у нас с Молдовой развивается плодотворное сотрудничество по демаркации границы, развития пунктов пропуска, введения совместного контроля.
За четыре года войны нами выработан механизм нормального мониторинга приднестровского участка границы, который не позволяет дестабилизирующим факторам повлиять на ситуацию в регионе. Однако этот вопрос все равно находится в поле зрения правоохранителей и соответствующих государственных органов. Пока там будут находиться российские войска, Приднестровье не будет снято с повестки дня.
- А что у нас со строительством дополнительных пунктов пропуска на польско-украинской границе?
- Сейчас более актуальный вопрос - это модернизация существующих. Вы знаете, в прошлом году был скандал из-за того, что мы не смогли использовать все средства, которые предоставлялись ЕС. Надо выходить из этой ситуации по-другому, модернизировать внутренние ресурсы для того, чтобы провести хотя бы минимальные изменения по совершенствованию пропускной системы.
Надо сделать существующие пункты пропуска максимально эффективными, а после того выходить с другими инициативами. Потому что у нас уже несколько пунктов пропуска "зависли" из-за того, что действующие не до конца используют свой потенциал. Этот вопрос реально урегулировать.
Во-первых, надо освоить польский кредит - 100 млн, которые были выделены еще в 2015 году. Сейчас завершаются тендерные процедуры, они уже согласованы, там вроде все идет хорошо. Второй момент - использование потенциала нашей комиссии по вопросам межрегионального сотрудничества. Надеемся, что средства, заложенные местными и центральным бюджетами, будут должным образом использованы. То есть проблема есть. Сейчас процесс движется, но не так быстро, как хотелось бы.
- Неспособность Украины освоить международную помощь - один из факторов, который тормозит переговоры по Плану Маршалла. И об этом открыто говорят...
- План Маршалла, или Европейский план, сейчас активно обсуждается. Возможно, каким-то образом этот план помощи для Украины будет материализован. Но мы уже сейчас успешно привлекаем международные средства, например в ремонт дорог, развитие инфраструктуры и тому подобное.
Нужно больше показывать положительных примеров, тогда и будет больше аргументов доказывать, что несмотря на войну, Украина активно развивается и имеет серьезные перспективы.