УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Дружить домами. Оружейными.Ч.1

Дружить домами. Оружейными.Ч.1

Первая годовщина стратегического партнерства Украины и России на практике показала справедливость пословицы: русские долго запрягают, да быстро едут. Впрочем, и украинская «приказка» - «не так вони діють, як тим словом сіють» - вполне отражает заявленные намерения и имеющиеся реалии. В реализации проектов двух стран пока не густо. Но и не пусто…

ВВП и ВВТ

Недавний визит премьера Путина в Украину отечественные СМИ восприняли как агитацию за вступление в Таможенный союз. Судя по коротким видеосюжетам – а журналисты стали свидетелями только 30-минутной части выступлений премьеров двух стран – сложилось именно такое впечатление. Высокий гость из России подчеркнул преимущества «восточной интеграции»: за счет увеличений товарооборота и меньших цен на газ Украина ежегодно будет получать от 6,5 до 9 млрд. дол. дополнительно. (Между прочим, это 6-8 часть всего дохода нынешнего бюджета).

Премьер Азаров «надавил» в очередной раз на больную «газовую мозоль»: Украина-де от Кремля ждет новой справедливой цены на голубое топливо. Именно эти обстоятельства были во главе угла работы, как было воспринято многими наблюдателями, 5-го заседания Группы высокого уровня Межправительственного украинско-российского комитета сотрудничества.

Между тем, повестка дня переговоров была намного шире и объемнее, обсуждались цели и задачи ближнесрочной и долговременной перспективы. Что подтверждают слова первого вице-премьера Андрея Клюева: «Мы приступаем к практической реализации ряда крупных интеграционных проектов… Это совместное предприятие в авиастроении по серийному выпуску самолетов, системе ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система – Н. З.), совместное производство ядерного топлива».

Очевидно, закрытость тем двустороннего сотрудничества, учитывая их оборонный и военно-стратегический характер, и может объяснять информационную скупость прошедшего раунда переговоров и последовавших за ним комментариев. Рассуждения и выводы представителей украинского политикума о невозможности одновременной интеграции в западном и восточном направлении - в расчет не берем: они получили хороший повод засвидетельствовать, с одной стороны, свою приверженность задекларированным внешнеполитическим целям, а с другой, сегодня для всех уже становится очевидным – и евроинтеграция , и расширение сотрудничества в рамках СНГ, формате ТС, ЕврАзЭС не исключают друг друга, а могут дополнять при выверенной организационно-правовой формуле сближения.

Интерпретационной вольности комментариев послужило и то обстоятельство, что анонсированная пресс-конференция по итогам встречи премьера Путина и президента Януковича, так и не состоялась. Некоторые «провидцы» поспешили с выводами: не договорились, дескать, по газу. Однако кулуарные информаторы засвидетельствовали: о газе, ГТС речь не шла. Говорили о модернизации. В том числе и оборонно-промышленных комплексов (ОПК) Украины и России, возможностях совместного сотрудничества по наращиванию экспорта вооружений и военной техники (ВВТ).

Оборонная тематика, как известно, не терпит публичных глаз и ушей. Но она всегда присутствует, как говорят дипломаты, в закрытой части внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии любой страны, имеющей свою долю на международном рынке вооружений. Украина – из их числа. Прошлый год показал нашу возросшую динамику оружейного потенциала – суммарная доля экспорта-импорта ВВТ достигла, по конфиденциальным источникам, 980 млн. дол. в год.

Взятый Банковой курс на модернизацию экономики в целом затронул и ОПК – прежде всего в структурно-организационном плане. Формируемый по указу президента концерн «Укроборонпром» впервые собирает под одной управленческой и административной крышей и разработчиков ВВТ, и производителей, и продавцов. Сможет ли оборонно-промышленный кулак стать той тягловой лошадкой, которая поможет не только в модернизации собственных Вооруженных сил, но и в проведении широкомасштабного наступления по всему экспортному фронту на всепланетном рынке вооружений – это тот вопрос, который в одинаковой мере актуален как для Банковой, так и для Кремля.

ВВП, например, считает, что может: «С советских времен остались и неплохо функционируют целые технологические цепочки. И одна часть этой цепочки не может существовать эффективно без другой. Вот о чем мы должны подумать и в новых условиях придать свежее дыхание нашим возможностям, которые были созданы в предыдущие десятилетия. Давайте используем наши конкурентные преимущества, - призвал Владимир Владимирович. - Они у нас есть».

Подумать и в новых условиях придать нашим ВВТ конкурентные преимущества – задача и для сферы ОПК.

«Днепр» и НИТКА – для двоих

Какие совместные украинско-российские разработки прошли испытание временем и остались сегодня востребованными? Более 10 лет (1992-2003 гг.) велись совместные работы с участием опытно-конструкторских бюро, научно-производственных предприятий и ведущих заводов специального машиностроения двух стран (а среди них – ГП «КБ «Южное» им. М. К. Янгеля», ГП «ПО «Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова», ОАО «Корпорация Рособщемаш», НПП «Хартрон-Аркос», ЗАО «Асконд», ФГУП «КБ транспортного машиностроения» и ряд других) по реализации программы «Днепр». Она предназначена для запуска космических аппаратов «Космотрасом» за счет функционирования и коммерческой эксплуатации ракетно-космической системы, созданной на базе стратегических ракет РС-20. Тех самых, напомним, которые разрабатывались и производились в Днепропетровске и спрос на которые упал после развала Союза и проведенной Украиной конверсии в связи с отказом от ядерного оружия.

О «Днепре», кстати, премьер Азаров не преминул упомянуть в рамках своего выступления на встрече с Путиным. Говоря о продвижении сотрудничества в рамках этого проекта, он же вскользь коснулся и темы достройки на нашей судоверфи для нужд Минобороны России крейсера «Украина». А мне в связи с этим вспомнилась «упущенная выгода» России и Украины при продаже официальным Киевом в 1998 г.Китаю корпуса авианесущего крейсера «Варяг». Его продали по цене металлолома – за 20 млн. дол.

Да, России в те годы в связи с дефолтом было не до программ перевооружения собственных ВС. Две страны тогда понесли потери не только экономические. Косвенно Киев, при молчаливом согласии Москвы, способствовал военно-техническому и геополитическому усилению Китая.

Ранее заявленные намерения об устройстве на борту «Варяга» «плавающего аттракциона» Поднебесная ничем не подтвердила. Достройку крейсера осуществляли николаевские корабелы. Начинка корабля – как говорят эксперты, это чистой воды украинские аналоги, включая купленные у нас палубные самолеты.

К чему все это веду? А к интерпретации известной песни Окуджавы: возьмемся за руки, друзья (в сфере ОПК), чтоб не проигрывать поодиночке.

На это нацелены и нынешние намерения двух стран модернизировать и активно использовать Россией оставшийся не у дел в Украине знаменитый евпаторийский полигон палубной авиации (известный ранее в узких кругах, как НУУТКА – Научно-испытательный учебный тренажер корабельной авиации, а теперь, как НИТКА – Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный). Для несведущих поясним: этот комплекс имитирует палубу авианосца и служит полигоном для отработки взлета и посадки на нее самолетов.

Сначала АЭС, потом – авиапрогресс

Однако на пороге каких интеграционных проектов находятся две страны? Российский вице-премьер Игорь Шувалов по завершении переговоров в Киеве между Путиным и Азаровым признал: «Лучшим образом продвигается проект мирного атома, ядерной энергетики». По долгосрочным контрактам украинские АЭС будут получать российское ядерное топливо. На финишной прямой оформление кредитного соглашения со Сбербанком России по финансированию строительства 3-го и 4-гоэнергоблоков на Хмельницкой АЭС. Подписан документ по выкупу Украиной 10-процентного пакета акций в международном СП по обогащению урана в г. Ангарске. У 27 остальных проектов, как признал Шувалов, пока нет существенного продвижения. Почему? «Есть бюрократические и административные сложности или же не достигнуты окончательные решения»,- признал вице-премьер.

Возьмем, к примеру, создание совместного предприятия между «Объединенной авиастроительной корпорацией» и нашей компанией «Антонов». Его задачей должна стать наладка совместного производства военно-транспортных самолетов Ан-70, Ан-124, а также серийный запуск авиалайнеров Ан-140, Ан-148 и Ан-158 для внутренних пассажирских перевозок и экспорта за рубеж.

В этом году, как выяснил «Обоз», «Антонов» построит собственными силами девять лайнеров: пять Ан-148, один Ан-158 и три Ан-32. И только в 2014-ом «антоновцы» планируют выпускать 24 самолета Ан-148 и 158. Это, конечно, мизер. При такой промышленно-технологической базе, считают эксперты, этот годовой объем производства может быть месячной загрузкой. Как минимум. Но у киевлян нет финансирования, а с ним - и заказов. Восполнить прорехи обещает совместное украинско-российское производство региональных пассажирских лайнеров. В проекте задействовано 133 отечественных предприятия и 126 – соседей, а также поставщики аппаратуры, узлов, агрегатов из 13 стран.

В конце декабря прошлого года руководители авиапредприятий двух стран детально обсудили в Киеве этапы возобновления производства Ан-124, развития серийного выпуска Ан-148 и 158, модернизации и летных испытаний Ан-70. Дело осталось за малым: провести собрание учредителей СП, утвердить устав и совет директоров. Но! То Федеральная антимонопольная служба волынит (а она должна дать добро на инвестиции украинской стороны в РФ), то наши не вовремя подают документы.

Существенно тормозят авиастроителей свои же административные и бюрократические проволочки. Генконструктор «Антонова» Дмитрий Кива приводит классический пример: по нашим законам при закупке комплектующих для сборки самолетов обязателен тендер. Но уже несколько месяцев тянется волокита по оформлению разрешения на покупку у запорожского завода «Мотор-Сич» авиадвигателей для Ан-148 и 158. Есть и другие препоны: «Кредиты берем мы, а погашает заказчик. Но «Антонову», чтобы взять кредит, требуется получить разрешение от Минфина и некоторых других ведомств. Увы, переписка по этому поводу идет месяцами», - признает Кива.

А задумка СП отвечает интересам двух стран. Во-первых, как отмечал ранее генеральный конструктор Дмитрий Кива, обоюдовыгодная уставная формула -50х50. Во-вторых, интеллектуальные права на научно-техническую разработку авиалайнера сохраняются за «антоновцами». В-третьих, в ценовом сегменте наши страны не будут конкурировать друг с другом. Но в чем, как говорит Шувалов, «не достигнуты окончательные решения»? Похоже, в формуле кооперации и связанные с ней условия загрузки производства.

Если сборка происходит на нашей территории, то комплектация на 60% - украинская и на 40% - российская. Сборка у соседей – наоборот.

Но все дело в том, что и Ан-124, и Ан-70 могут собираться как в Украине, так и в России. Аргументы нашей стороны, что «семидесятка» - детище ОКБ им. Антонова, легко разбиваются возражениями партнеров: но ведь перспективный заказ на 40 самолетов этой модификации – российский (его предусматривает госпрограмма Минобороны РФ на 2011-2020 г.г.) А весь заказ – почти 2, 5 млрд. дол. Стоимость одного Ан-70 – 60 млн. дол. Вот и считайте, у кого, какая и в чем выгода…

И все же, как сказал Николай Янович на встрече с Владимиром Владимировичем: «Необходимо завершить в ближайшее время все процедуры по созданию совместного российско-украинского предприятия…Чтобы СП начало свою работу».

Заметим, не обсудить, а завершить процедуру. Другими словами, остались не концептуальные разногласия, а технические, хочется думать, несущественные детали.

То, что в реализации замыслов Януковича - Медведева и планов Азарова – Путина возникают трудности, надо воспринимать, безусловно, прагматически. Они обусловлены в немалой степени (а может, и в определяющей) внутренними проблемами. Главное, что никто никого не делает виновным и не перекладывает свои проблемы на плечи партнера. И в этом залог возможного и успешного компромисса в поисках устраивающей обе стороны формулы сотрудничества по тем или иным направлениям в сфере оборонно-промышленного комплекса .

Теги: ОПК, ВВТ, Путин, Азаров, партнерство.

Читайте по теме:

Кулак Януковича

Оборонка в финансовом наступлении

«Окопная» война

Зачем Янукович прибирает к рукам «Укроборонпром»?