УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Война, кризис и коррупция: знает ли Рада, как спасать Украину?

Война, кризис и коррупция: знает ли Рада, как спасать Украину?

После распределения должностей Верховная Рада во вторник, 9 декабря, наконец, должна была приступить к полноценной работе – в этот день состоялось первое пленарное заседание парламента восьмого созыва, на котором планировалось рассматривать не кадровые вопросы, а законопроекты.

Видео дня

Учитывая сложную ситуацию в стране, перед народными избранниками стоит много важных задач, решать которые нужно было еще вчера. "Обозреватель" разбирался, какие вопросы новые депутаты хотят рассмотреть в первую очередь.

Читайте: Европа, дорогая коммуналка и стена на границе: обещания Кабмина и реакция соцсетей

Их постоянно озвучивают представители фракций большинства и руководство парламента. Так, спикер Владимир Гройсман уверен, что первоочередной задачей является внесение изменений в Бюджетный кодекс, чтобы главный финансовый документ страны на 2015 год принимался с учетом децентрализации средств.

Представитель "Народного фронта" Александр Турчинов отмечал, что, в первую очередь, Украина должна отказаться от внеблокового статуса, чтобы начать движение в сторону НАТО.

Похоже, что нардепы также придерживаются этого мнения, поскольку в повестку дня заседания Рады 9 декабря был внесен законопроект, предполагающий отмену внеблокового статуса Украины. Вопреки распространенному мнению, отказ от внеблоковости не предполагает изменений Конституции, поскольку об этом в Основном законе Украины ничего не сказано.

Кроме того, 9 декабря парламент планировал утвердить календарный план своей работы и обратиться к Госдуме России и Владимиру Путину с просьбой освободить Надежду Савченко. На этом повестка дня исчерпывалась, хотя нерешенных вопросов остается еще очень много.

Но и этот краткий перечень проектов парламентариям рассмотреть не удалось из-за снова поднявшегося вопроса распределения должностей.

Уже в начале заседания трибуну Рады заблокировали члены фракции "Радикальной партии", лидер которой Олег Ляшко в своей традиционной манере, не предусматривающей другой точки зрения, начал требовать поставить на голосование зарегистрированный им проект постановления о снятии с руководящих постов в комитетах ВР лиц, голосовавших за законы "16 января". По подсчетам Ляшко, таких людей в руководстве комитетов было 15.

Несмотря на обещание спикера сделать это после выступления представителей всех фракций и утверждения календарного плана работы, радикалы не покидали трибуну до того момента, пока проект их постановления не внесли в повестку работы.

После этого нардепы решили, что первая сессия Рады восьмого созыва продлится до 16 января, и хотели было утвердить ее повестку и проголосовать за внеблоковый статус и освобождение Савченко, но совершенно запутались в Регламенте. Было много вариантов, как правильно формировать повестку сессии, и когда можно голосовать за документы, внесенные в нее 9 декабря. В результате, решили больше ничего не принимать, поручили комитетам подготовить законопроекты к заседанию 11 декабря и разошлись, оставив при этом все нерешенные вопросы нерешенными.

Хотя, судя по разговорам в кулуарах и зарегистрированным законопроектам, многие парламентарии уже наметили для себя первые необходимые шаги новой Рады.

Защита национальных интересов и оборона

На востоке Украины полным ходом идет война, и одна из основных задач парламента - как можно скорее создать предпосылки для ее прекращения. Поскольку поверить в то, что остановить бои на Донбассе удастся по мановению волшебной палочки, очень трудно, то, в первую очередь, Раде стоит побеспокоиться о солдатах, мерзнущих в окопах зоны АТО, а также о вынужденных переселенцах, замерзающих в общежитиях и ангарах разных городов Украины.

Судя по нынешним законодательным инициативам народных избранников, конкретные проблемы переселенцев и солдат волнуют их гораздо меньше, чем глобальные вызовы украино-российского конфликта.

Читайте: В зону АТО отправляют первый бронированный "Раптор": опубликовано видео

К примеру, из всех нардепов только член "Народного фронта" Сергей Фаермарк задумался о том, что семьям переселенцев могут понадобиться места в школах, и внес законопроект об их обеспечении. Этот же депутат предлагает повысить выплаты участникам АТО и упростить их оформление.

Член депутатской группы "Экономическое развитие" Валентин Ничипоренко, видя проблему с получением статуса участника боевых действий для бойцов АТО, предлагает ввести ответственность за безосновательный отказ в предоставлении этого статуса.

Группа свободовцев предлагает ввести зеркальные санкции в отношении России. Тут можно сказать: давно пора. Украина от всего мира ожидает санкций против РФ и обижается на слишком долгие раздумья по этому поводу, при этом сама никаких серьезных мер против страны-агрессора не предпринимая. Вот только, что такое зеркальные санкции, и как именно их вводить, сказать сложно, хотя звучит задача хорошо. Да и нужно отметить, что данный законопреокт страдает популизмом, ведь вводить санкции против агрессора украинской власти разрешил еще парламент прошлого созыва.

Андрей Парубий, Сергей Пашинский и Иван Винник внесли предложение обратиться к Конгрессу США с просьбой ускорить предоставление Украине военной помощи и закрепить за нашим государством статус особого союзника Штатов. Если это обращение будет поддержано не только украинским парламентом, но и приведет к соответствующими действиями США, то этот шаг может оказаться очень эффективным в плане противодействия России. Правда, ранее Америка на предоставление нам данного статуса не пошла.

Остальные парламентарии смотрят на этот вопрос слишком глобально. Группа нардепов из "Народного фронта" считает необходимым отменить закон об "особом статусе" (особенностях самоуправления) оккупированных боевиками территорий Донбасса, и так уже фактически не действующий из-за нарушения его условий террористами. Правда, об отмене закона новой Радой ранее заявлял и Президент Петр Порошенко, потому решение, скорее всего, будет принято.

Член фракции БПП Ирина Фриз предлагает установить ответственность за преступления против военных. При всей важности этой проблемы, она – не самая срочная, поскольку частично уже решена украинским законодательством.

Наиболее глобально к проблеме войны и конфликта с Россией подошли нардепы-свободовцы. Они предлагают выйти из СНГ – и так полуживой, на данный момент, структуры, а также денонсировать соглашение о дружбе и сотрудничестве с Россией – предложение, возможно, и справедливое, но вряд ли имеющее какой-нибудь практический эффект. И точно не влияющее на военные действия - Россия это соглашения давно уже нарушила, тем самым обесценив.

Свободовцам также хотелось бы проводить АТО за счет лиц, виновных в террористической деятельности, путем конфискации у них имущества. Предложение, конечно, дельное, но признание лица виновным в террористической деятельности и получение решения суда на конфискацию его имущества – слишком длительный процесс, чтобы можно было надеяться на то, что это может стать реальным способом финансового обеспечения участников антитеррористической операции.

Кроме того, представители "Свободы" предлагают расширить перечень причин лишения украинского гражданства, добавив туда госизмену, шпионство и покушение на территориальную целостность страны. Предложение выглядит справедливым только отчасти, поскольку государственных изменников, шпионов и сепаратистов нужно сажать на много лет (и это уже предусмотрено Уголовным кодексом), а не просто лишать гражданства.

Депутаты также могли бы еще раз обсудить возможность введения военного положения на территории Донбасса. С одной стороны, такой статус может значительно упростить ведение боевых действий и обеспечение армии оружием и обмундированием. Ведь тогда властям не придется проводить трехмесячные тендеры для закупки бронежилетов, как того требует законодательство мирного времени, при котором военное руководство страны постоянно вынуждено выслушивать справедливые обвинения в медлительности. Но у него, по сути, нет выбора – по закону в Украине нет войны. Правда, справедливости ради, есть у военного положения и большие минусы - от угрозы серьезного обострения противостояния с РФ до того, что никто не даст кредитов воюющему государству.

Вместе с тем, население оккупированных частей Донбасса терпит сейчас гуманитарную катастрофу, из-за которой высшие государственные чины Украины позже могут попасть под Гаагский трибунал. Решение о военном статусе возложит обязанность обеспечения оккупированных территорий на их захватчиков, чем убережет Украину от репутации страны, которая из-за нежелания признать войну на собственных территориях погубила сотни жизней мирных людей.

Но, похоже, депутатам Рады возможность введения военного положения в голову не приходит.

Единственным, кого заинтересовал этот вопрос, стал Виктор Балога. Он предлагает признать Россию страной-агрессором, а "ДНР" и "ЛНР" - террористическими организациями. В проекте постановлений нардеп предлагает Раде рекомендовать Президенту ввести военное положение на Донбассе, но, судя по названиям этих проектов, формальное признание РФ агрессором является для автора более важным. Напомним, при этом, что "республики" боевиков и так являются террористическими - против них давно возбуждены уголовные производства по соответствующим статьям.

Экономические вызовы

Обвал курса гривни и очень напряженная экономическая ситуация в стране требуют от парламентариев быстрых действий.

В первую очередь, речь идет о принятии Бюджета на 2015 год. Обещанные Гройсманом изменения в Бюджетный кодекс в Раде пока не зарегистрированы, но ряд предложений по децентрализации финансов уже имеется.

Читайте: Гривня обогнала рубль по темпам девальвации и стала самой слабой валютой в мире

В частности, несколько парламентариев считают необходимым увеличить полномочия органов местного самоуправления в вопросе управления землями и их сдачей в аренду. Нардеп Долженков также предлагает расширение полномочий местного управления и передачу в местные бюджеты налогов от доходов физлиц, собранных на их территориях.

К вопросу децентрализации и усиления роли местных громад можно отнести и предложения ряда нардепов от разных фракций изменить территориальное устройство Киева, вернув районные советы.

Парламентарии, кроме того, озаботились защитой населения от злоупотреблений банков, пытаясь урегулировать правила кредитования, ипотеки, начисления пени и возврата депозитов.

Учитывая затянутые донельзя пояса украинцев, народные депутаты решили попытаться немного их ослабить. В частности, "Батьківщина" предложила модифицировать ставку НДС, основываясь на уровне доходов граждан, а Иван Фурсин (группа "Воля народа") считает необходимым ввести некоторые льготы при оплате коммунальных услуг для граждан, использующих газ только для приготовления пищи.

Несколько предложений касаются развития малого и среднего бизнеса, а также восстановления его доверия к государству – одним из направленных на это законопроектов стало предложение группы нардепов от "Блока Порошенко" усилить ответственность проверяющих лиц за неправдивые выводы и надуманные штрафы, приведшие к убыткам бизнеса.

Ряд нардепов также обратили внимание на сельское хозяйство, пытаясь обеспечить ему господдержку. Очевидно, в сложных экономических условиях они решили сделать ставку на богатые украинские черноземы.

Из всего перечня законопроектов, так или иначе связанных с экономикой, можно сделать вывод, что парламентариям не хватает системности в подходе к экономическим реформам: много разрозненных и популистских идей, как, к примеру, предложение свободовцев ввести мораторий на отключение электроэнергии для населения, но нежелание или неумение видеть систему и то, что проблему не решишь путем голосования в Раде.

В то же время, по мнению экономического эксперта Александра Охрименко, для того, чтобы экономика Украины вышла из кризиса, нужно на практике сделать собственность священной и не допускать ее передела или захвата по политическим мотивам.

"Если вернуть доверие бизнеса к закону, прекратить разговоры о реприватизации и конфискации имущества, то это бы создало условия для роста экономики. Нет никакой логики менять существующую систему налогообложения в угоду МВФ. Это только усугубит проблемы экономики Украины. Нужно менять не Налоговый кодекс, а просто запретить законодательно ГФС "отжимать" бизнес. Это бы была действительно большая реформа. Стабильность и возможность не бояться потери своей собственности, отсутствие прессинга со стороны налоговой и проверяющих - лучший стимул для инвестиций. Без гарантии собственности в Украине не будет ни инвестиций, ни развития", - считает Охрименко.

По его мнению, доверие к власти и уверенность в неприкосновенности собственности выведут Украину из экономического кризиса, именно на этом и должна базироваться система реформ.

Отметим, что в Раду пока не внесен и резонансный законопроект Кабмина Яценюка, предполагающий введение нового 30%-ного налога, о котором писал "Обозреватель". Вместе с тем, ожидается, что документ парламентом таки будет рассмотрен.

Борьба с коррупцией

В этой сфере нардепы не поленились, очевидно, понимая, что именно коррупция тормозит любые благие начинания в Украине: как экономические, так и политические, и военные.

В частности, в парламент внесено несколько законопроектов, которые предлагают денонсировать соглашение с Кипром, предоставляющее налоговые льготы, благодаря которым украинские чиновники и бизнесмены выводят деньги в кипрские оффшоры.

Читайте: Антикоррупционные законы: что изменится в Украине?

Представитель "Блока Порошенко" Виктор Пинзеник хочет обязать нардепов обнародовать свои декларации о доходах.

Своеобразным способом противодействия коррупции можно считать предложение парламентариев от президентского блока разрешить привлекать иностранцев к работе государственных органов Украины. Напомним, в новом правительстве уже появились первые иностранцы - люди, лишь накануне назначения ставшие гражданами нашей страны.

Также предлагается реформировать правоохранительные органы и ввести институт присяжных исполнителей, что могло бы помочь в борьбе с коррупцией в системе милиции и исполнительной службы, где это явление очень распространено.

При всем обилии идей, парламентариям опять не хватает системности, что, в принципе, всегда было главной проблемой украинского законотворчества.

Одно из свидетельств данного факта - то, что ВР, складывается впечатление, забыла о принятом еще в октябре антикоррупционном пакете законов, предусматривающем создание Антикоррупционного бюро. Чтобы сформировать этот орган, необходимо создать комиссию по избранию его главы. В ее состав должны войти три лица, назначенных парламентом, три – Кабмином и три от Президента. Прошло уже два месяца с момента принятия этого закона, а воз и ныне там.

"Одной из первоочередных задач является борьба с коррупцией. И для этого нужно начать выполнять уже принятые законы, не обязательно готовить новые", - заявил нардеп от "Блока Порошенко" Виктор Чумак, вспомнивший об антикоррупционном пакете.

По итогам первой недели законодательных инициатив Рады восьмого созыва можно сделать вывод, что работать парламентариям есть над чем: законам, касающимся войны, не хватает конкретики, экономика и борьба с коррупцией страдают от бессистемности.

Вероятно, чтобы побороть эту проблему члены фракции "Блока Порошенко" предлагают согласовывать с правительством проекты законов и других нормативных актов перед внесением.

Помимо срочных законов, не забывают народные избранники и о давно наболевших вопросах.

Народные депутаты Николай Томенко (БПП) и Александр Абдуллин ("Батьківщина") в очередной раз хотят реформировать коммунальные средства массовой информации, обеспечив их независимость от органов государственной власти. Правильная инициатива, которая появляется практически в каждом новом созыве парламента, но до голосования не доходит. Уж точно не по вине авторов законопроектов.

Некоторые нардепы, вероятно, помня активность граждан на Майдане, хотят расширить их полномочия в управлении страной. При этом народные избранники часто и традиционно не могут удержаться от пиара.

Ирина Суслова из "Самопомочі" предлагает предоставить гражданам право инициировать принятие нормативно-правовых актов, путем формирования петиций, а депутат Василий Петевка хотел бы, чтобы законопроекты проходили народную экспертизу.

Нардеп от БПП Сергей Каплин считает, что ситуация в стране располагает к тому, чтобы разрешить гражданам владеть огнестрельным оружием.

Не утихают страсти и вокруг украинского языка (хотя, казалось бы, давно пора утихнуть), обеспечить ему статус единственного официального (который и так уже прописан в Конституции) намерен Петевка, а свободовцы хотят обязать печатную прессу и госслужащих обязательно знать и использовать исключительно украинский язык.

Не позабыли нардепы попытаться усовершенствовать и свою работу. К примеру, "Батьківщина" предлагает проводить выборы в парламент по открытым партийным спискам, а свободовцы хотят сделать "кнопкодавство" уголовно-наказуемым преступлением, тянущим за собой от 5 до 8 лет лишения свободы.

"В первую очередь, мы должны выполнить обещание о снятии депутатской и судейской неприкосновенности. И наша фракция уже работает над этим", - заявил представитель "Батьківщини" Сергей Соболев.

Для того, чтобы снять с нардепов неприкосновенность, необходимо внести изменения в Конституцию, а их должны инициировать не менее 150 нардепов, поэтому "Батьківщина" начала сбор подписей.

Изменить Основной закон не прочь и лидер фракции "Блока Порошенко" Юрий Луценко, он не уточнил, что именно нужно усовершенствовать, но подчеркнул, что Украине нужна новая Конституция.

Законопроект как способ попиариться

Законодательные инициативы первой недели работы Рады свидетельствуют о том, что кроме коррупции, нардепам стоило бы побороться с популизмом, поскольку им никак не удается обойтись без пиар-инициатив. Ряд законопроектов имеют минимальные шансы на принятие, поскольку обосновать их эффективность крайне сложно, но чаще всего и сам автор не заинтересован в их принятии - эти проекты он рассматривает исключительно, как способ показать избирателям, как он хорош и активен.

Например, к таким документам можно отнести проект постановления группы свободовцев под названием "О неотложных мерах относительно повышения профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов", в котором они предлагают Раде порекомендовать Кабинету министров и Генпрокуратуре предпринять относительно правоохранителей то, что уже и так предпринимается.

В этот же перечень попадает очередная инициатива свободовцев о запрете коммунистической идеологии. Ведь не могут же нардепы не понимать, что запрет партии или идеологии – это не компетенция Верховной Рады...

Те же свободовцы предлагают принять постановление о "преодолении последствий советской оккупации" (снос памятников и т.п.), а также ввести мораторий на отключения электроэнергии населению. Оба эти проекта не оправдывают затрат из бюджета, которые могут за собой повлечь, особенно во время войны и жесткой экономии, и нардепы не могут этого не понимать.

Итак, начало работы парламента оказалось богатым на законодательные инициативы, но не все из них можно назвать удачными: там, где надо видеть конкретику, нардепы думают глобально, а там, где нужен системный подход, народные избранники смогли охватить только отдельную часть. А многим пока так и не удалось отказаться от популизма.