УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как энергетическая империя Лазаренко оказалась в руках Григоришина

13,2 т.
Как энергетическая империя Лазаренко оказалась в руках Григоришина

Константин Григоришин, российский бизнесмен украинского происхождения, умеет навести шороху. 29 октября этого года он дал большое интервью "Украинской правде", в котором обвинил правительство и окружение Президента в некомпетентности. Дальнейшие события показали, что он, скорее всего, знал о готовящемся обыске в НЭК "Укрэнерго", которое объявило сомнительный тендер на поставку трансформаторов, и что этот тендер ему не выиграть. Так и случилось. По некоторым оценкам, правоохранители не дали фактически украсть из бюджета страны 7 млрд грн, пишет Андрей Кондратенко для "РБК-Украина".

Этот случай может послужить поводом, чтобы вспомнить, каким образом Константин Григоришин стал влиятельным человеком в энергетике и политике, и обнаружить, что источником его богатства никто иной, как Павел Лазаренко.

Народный депутат Антон Геращенко считает, что брошенные Григоришиным обвинения в адрес правительства "появились потому, что ему не удалось втридорога продать государству свои трансформаторы", которые производит принадлежащий ему Запорожский трансформаторный завод.

"Господин Григоришин после победы Майдана строил большие планы по развитию Запорожского трансформаторного завода. Он очень хотел продавать трансформаторы в особо крупных размерах в Украину. Для этого, в том числе, были поставлены определенные лица по его рекомендации на пост главы компании "Укрэнерго". Об этом он признается сам в своем интервью. Однако сделка по поставке трансформаторов была отменена - в том числе потому, что правоохранительные органы Украины указали президенту и премьер-министру, что имеет место попытка значительного завышения стоимости по этой сделке", - заявил Геращенко.

Он подчеркнул, что народный депутат от БПП Сергей Лещенко, чтобы доказать свою объективность, должен разоблачать не только власть, а и самого Григоришина. А дело в том, что Лещенко активно критикует окружение Президента, но ни слова не говорит о Григоришине.

Геращенко также заявил о том, что власть обязана убрать из всех госструктур людей российского бизнесмена. И спустя несколько дней ставленник Григоришина глава "Укрэнерго" Юрий Касич подал в отставку. Он проработал здесь с лета 2014 года, а до того работал у Григоришина. Поэтому тендеры "Укрэнерго", в которых побеждал Григоришин, априори должны были вызывать сомнения.

Бывший член Нацкомиссии регулирования электроэнергетики Андрей Герус отметил, что тендер НЭК "Укрэнерго" на закупку трансформаторов был выписан исключительно под одного заведомо известного победителя - Запорожский трансформаторный.

"В последнее время Григоришин через приближенных к нему руководителей "Укрэнерго" пытался реализовать несколько схем с признаками коррупции. Это закупка трансформаторов для "Полтаваоблэнерго" и "Энергоатома", обслуживание трансформаторов и импорт электроэнергии из России через офшоры. Суммарно по этим сделкам бизнесмен мог получить около 7 миллиардов гривен прибыли", - заявил Герус.

Он также проанализировал опубликованный 8 сентября проект Инвестиционной программы "Укрэнерго". Оказалось, что в 2016 году компания намерена потратить 6,6 млдр грн, из них 2 млрд грн - на закупку трансформаторов. Это - не считая 22 двух трансформаторов, которые должны быть куплены 11 ноября 2015 года. Герус считает, что вполне хватило бы и одного миллиарда.

Примечательно также, что, по его данным, в 2005 году объем инвестпрограммы (ИП) составлял всего 287 млн грн. А при Ющенко-Тимошенко ИП выросла на 289% (курс изменился на 58%). При Януковиче ИП выросла еще на 81% (курс был неизменным).

5 октября этого года в "Укрэнерго" был проведен обыск силами ГПУ и МВД. Оперативники искали документы о госзакупках за 2010-2014 годы. Итог обыска пока неизвестен.

Возвращаясь к интервью Константина Григоришина "Украинской правде", мы можем обнаружить, что его беспокоили именно трансформаторы, поскольку это слова встречается в тексте более 40 раз. Но также и просматривается попытка поссорить правительство, Президента и их окружения, чтобы выстроить свой новый центр влияния.

Похоже, что последовавшие увольнения и обыски стали ответной реакцией на давление со стороны Григоришина, но, к тому же, не лишенное оснований.

По нашим данным, в Генпрокуратуре сохранились материалы уголовных дел, открытых еще в 1990 годы. В них фигурирует Григоришин. И эти материалы теперь могут стать серьезным инструментом в процессе деолигархизации политики и экономики.

Очевидно, Григоришин это тоже знает и понимает, к чему это приведет.

Старые дела

15-20 лет назад СБУ, Генпрокуратура и МВД активно собирали материалы на Григоришина, но по разным причинам на давали им хода. Григоришин всегда находил политическую крышу в высших эшелонах власти - залог успешного существования в Украине крупного бизнесмена.

Пик сбора данных пришелся как раз на период взлета и падения Павла Лазаренко. Не секрет, что фактически Григоришин был управляющим в энергетике Украины от имени и за деньги Лазаренко, а после его побега и ареста в США он стал владельцем этого богатства.

В книге Сергея Лещенко "Американская сага Павла Лазаренко", к объективности которой апеллировал Антон Геращенко, есть много цитат из судебного дела против Лазаренко в США. Но по какой-то причине, автором были проигнорированы те материалы следствия, допросов и судов, в которых фигурирует имя Григоришина.

Да и вообще - в книге Григоришин не упоминается. Между тем, история украинского премьера без российского бизнесмена будет неполной и неточной.

А началось их сотрудничество 10 мая 1994 года, когда Президенты Украины и России, а также президент США Билл Клинтон подписали соглашение о вывозе РФ из Украины ядерных боеголовок - в обмен на поставки Украине 1800 тепловыделяющих ядерных сборок для АЭС. Бесплатные поставки сборок были запланированы на четыре года - так с Украиной рассчитывались за потерю статуса ядерной державы.

В 1995 году Лазаренко стал премьером - и именно он уже курировал процесс обмена боеголовок на сборки. Павел Иванович прекрасно понимал, что электроэнергия, выработанная этими сборками, стоит огромных денег. Потому он и его помощники разработали схему личного обогащения за счет государства.

Суть этой схемы состоит в том, что сборки получали не пять украинских АЭС напрямую, а через совершенно новую частную компанию-посредника. Вторая компания по этой схеме должна была собирать плату за проданную энергию.

Но, поскольку в то время деньгами почти никто не рассчитывался, она брала на себя роль центра по бартерным расчетам - энергия в обмен на промышленные товары и векселя.

Григоришин и схемы

В 1996 году в Министерстве внешнеэкономических связей Украины зарегистрировалась ирландская компания EuropeanTradingGroup. Именно она должна была экспортировать-импортировать промышленные товары и электричество.

Появились и другие компании, которые получили эксклюзивный доступ к продаже энергии украинских АЭС - "Энергометкомплекс" и "Центральная оптовая металлобаза". Один из создателей всех этих компаний - Константин Григоришин.

"Энергометкомплекс" была учреждена еще одним человеком по фамилии Горейко. Это - мама Петра Кириченко, советника и кассира Лазаренко.

Следствие уже тогда знало, что соавтором всей это схемы был именно Григоришин. Его роль, по замыслу Лазаренко и Кириченко, сводилась чисто к технической.

Григоришин был при Лазаренко как Сергей Курченко при Януковиче. И никому и в голову не приходило делать его полноправным партнером.

Но у Григоришина были свои планы на украинскую энергетику. Конечным пунктом его плана была распродажа электроэнергетики государственных АЭС и накопление денег на приватизацию облэнерго и других предприятий энергопрофиля.

Забегая вперед отметим, что Григоришин частично добился своего - и владеет с разными долями пятью энергокомпаниями. Большую часть энергокомпаний скупил Ринат Ахметов.

Схема, состоявшая из расчетов векселями и товарами, предполагала, что основная часть прибыли должна была доставаться не АЭС, а посредникам от Лазаренко, управляемым Григоришиным. При этом они практически не платили налоги.

Так в общей сложности, по подсчетам следователей, было украдено около 3 млрд долл. Следственная группа Генпрокуратуры, которая вела дело под номером 49800, все это давно расследовала и доказала, но тогдашний генпрокурор Михаил Потебенько спустил дело на тормозах.

Американская сага и новая крыша

Когда Лазаренко оказался под арестом в США, одним из главных фигурантов его дела была компания "Агроснабсбыт", учрежденная матерью Петра Кириченко. Через эту фирму осуществлялись многие незаконные платежи.

При этом "Энергометкомплекс" не упоминался, хотя эта компания Григоришина была учреждена им самим, матерью Кириченко и этой самой фирмой "Агроснабсбытом".

По некоторым данным, ее не упоминание стало компромиссом между американским следствием и Григоришиным, который, как и Кириченко, согласился сдать Лазаренко на определенных условиях.

Вскоре оказалось, что Григоришин стал обладателем значительной доли состояния Павла Ивановича. Ему осталось вложить эти деньги в приватизируемые энергокомпании, чтобы одновременно и легализоваться, и иметь влияние на энергорынок Украины (то есть, на всю экономику), и, как следствие, на политику.

Но, потеряв "крышу" в лице Лазаренко, Григоришин вынужден был попасть под крыло братьев Суркисов, которые тоже скупали облэнерго и имели влияние на Президента Леонида Кучму. Лишь в 2000 году, поссорившись с братьями, Григоришин почувствовал в себе силы стать самостоятельным игроком.

Долгое время он финансировал Компартию, членом которой был Михаил Потебенько. Это давало ему возможность влиять на Верховную Раду и искать компромисса с Президентами, когда он в этом нуждался.

Но Кириченко, спустя много лет после отсидки Лазаренко, в какой-то момент решил, что должен наказать Григоришина, потребовав вернуть ему вложенные им 42,5 млн долл. Ведь чуть ли не в каждой оффшорке Григоришина Кириченко имел 51%. Это были и его деньги, и деньги Лазаренко.

В процессе переговоров с Григоришиным эта сумма уменьшилась до 14,5 млн долл. Лучше, чем ничего. Так Григоришин окончательно было закрыл страницу Лазаренко в своей биографии и откупился от Кириченко.

Но в 2010 году Кириченко получил информацию о том, что активы Григоришина, купленные на деньги Лазаренко, стоят уже 300 млн долл. И советник Павла Ивановича, снова почувствовав себя обманутым, пошел в американский суд.

В Лос-Анджелесе он нанял юрфирму, которая от его имени обратилась в Службу судейского арбитража и медиации. Фирма предоставила претензии на 300 млн долл. к одной из оффшорных компаний Григоришина. Эта Служба занимается внесудебным урегулированием споров, но тот, кто выиграет арбитраж, имеет больше шансов выиграть дело в полноценном суде.

Оффшор, о котором идет речь, являлся совместным фондом Григоришина и Кириченко для скупки энергокомпаний в Украине, в котором последний был основным донором, перечислял в него деньги и привлекал кредиты. Лишь арест Лазаренко в США оборвал деятельность Кириченко, чем воспользовался Григоришин.

Вот, что об этом писала газета "Зеркало недели" в 2013 году: "Во времена премьерства Лазаренко Кириченко тогда активно работал с Константином Григоришиным в энергетической сфере: были совместные проекты, шли деньги, начислялись дивиденды. Приватизация обещала выход на новый уровень освоения финансовых потоков. Григоришин должен был обеспечить техническую часть, ну а вторая сторона помогла бы "регулировать" админресурсные вопросы и начальное финансирование. В ноябре 1996-го были созданы несколько виргинских офшорок, готовых активно участвовать в приватизации энергетики. Одна из них - Court Holdings даже засветилась как учредитель так называемого "Инвестиционного пула". Contrast Holdings, Orlick Enterprises, Puma Trading, Paddox Industries тоже сработали, а что-то из созданных инструментов осталось про запас. Но во всех из них была доля Кириченко, сначала в основном 51%. В феврале 1998 г. Константин Григоришин и Петр Кириченко подписали протокол о создании на паритетных началах фонда для деятельности в области энергетики и промышленности. Из документа, переданного в американский арбитраж, следует, что на тот момент в фонде было акций украинских предприятий на 41,2 млн долл. Договорились довести сумму до 65 млн долл. Львиную долю (21 млн долл.) новых ресурсов вносил Кириченко. Приобретенное на средства фонда имущество договорились делить пополам".

На этом история Григоришина как "наследника" Лазаренко обрывается. Однако, все идет к тому, что будет продолжение, поскольку арбитраж должен сказать свое слово.

Рассуждения российского бизнесмена о некомпетентности нынешнего правительства и окружения Президента, скорее всего, говорят о том, что власть, которая взяла курс на деолигархизацию экономики, начала ворошить не только настоящее, но и прошлое Григоришина, и ему нужно наносить удары на упреждение, что мы и наблюдаем сейчас.