Не болтай! Улучшать авторитет державы комбат придумал с помощью арестов
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Депутат от "Народного фронта" Константин Матейченко 24 февраля 2015 г. зарегистрировал в парламенте законопроект №2225 о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (о защите и сохранении авторитета государства), который вызвал бурю общественного негодования.
Им предлагалось внести изменение в Уголовный кодекс Украины, дополнив его статьей 339-1 такого содержания: "Умышленные действия по подрыву авторитета государства и его органов власти. Общественно опасные противоправные деяния, посягающие на авторитет Украины, как суверенного государства, публичное унижение, осквернение, надругательство или иные действия, направленные на подрыв авторитета органов государственной власти, местного самоуправления и объединений граждан Украины, и/или циничное, пренебрежительное отношение и неприятие как отдельных структурных элементов системы государственного управления (его органов), так и государства в целом, что в дальнейшем может повлечь за собой нарушение устоявшихся социальных норм и правил организации общественного и государственного строя и жизни - наказывается исправительными работами на срок до двух лет или арестом до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет".
В пояснительной записке бывший комбат батальона "Артемовск" Константин Матейченко указал, что предложение... не требует проведения консультаций с общественностью. Но, ознакомившись с законопроектом на сайте Верховной Рады, соцсети взорвались от возмущения. Журналисты и активисты расценили инициативу Матейченко, как попытку ввести цензуру и "узаконить" репрессии за критику власти.
"С таким же успехом можно предложить вернуться к советской Конституции и записать в статье шестой, что ведущей и направляющей силой украинского общества, вместо коммунистической партии, является партия "Фронт змiн", - отреагировал председатель Независимого медиа-профсоюза Украины Юрий Луканов.
Под давлением оппонентов и даже коллег по партии 2 марта нардеп таки отозвал скандальный законопроект. Однако, в комментарии "Обозревателю" заявил, что не отступит. По словам Матейченко, он ровно через два дня внесет законопроект вновь. Но уже с уточнениями, исключающими двоякое толкование.
"Я бы назвал этот законопроект: "Україна понад усе". Речь идет о случаях, когда люди заявляют, что украинской нации не существует, что Украина - искусственное образование – вот против чего направлен мой законопроект. Хотите критиковать конкретного министра или депутата за их действия - пожалуйста, но не ставьте под сомнение само существование украинского государства. Речь не о личностях, а об органах власти. Кто гнобит и оскорбляет государство, тот должен за это отвечать. А то мы год уже воюем за это государство, но находятся люди, которые говорят, что Украины нет. Открывать рот на государство... Говорить: "Украина – недоразумение, Верховная рада – бездельники, армия – негодяи" – вот этого делать нельзя. Как у нас бывает в Артемовске: стоят в очереди два урода и говорят, что украинская армия – это негодяи. Надо как-то наказывать таких людей", - сообщил "Обозревателю" Константин Матейченко, экс-комбат и бывший глава Артемовской районной государственной администрации Донецкой области.
Читайте: Экс-комбат Мельничук ударил раненого бойца после телеэфира: опубликовано видео
При этом народный депутат согласился, что он "не великий законотворец", но выразил надежду, что все "огрехи" могут быть устранены в профильных комитетах.
"Обозреватель" попросил противников законопроекта поделиться своими соображениями.
Адвокат Татьяна Матяш сравнила предложение Матейченко с законами 16 января 2014 года, которые дали толчок кровопролитию на Майдане и стали причиной уголовного преследования покойного Михаила Чечетова.
"Нам время от времени пытаются навязать "януковичские" законы под разными соусами. Чем и является законопроект Матейченко. Данная статья - это сборная солянка из ряда других статей УК, но размыто прописанная, позволяющая свободно трактовать диспозицию, исходя из полета воображения следователя. Это даст возможность практически любого активиста (например за видео с пьяным судьей за рулем) "закрыть" на сутки и отбить охоту заниматься активной общественной деятельностью. С другой стороны - даст возможность под прикрытием госоргана или даже общественной организации продолжать заниматься собственным обогащением, так как такие нормы фактически запрещают выносить на суд общественности те или иные нарушения", - считает Татьяна Матяш.
Читайте: СБУ "взяла за одно место" два десятка лжежурналистов, критикующих мобилизацию
Бывший командир 1-го взвода батальона "Артемовск" Сергей Чирин, который теперь является руководителем политической партии "Правый сектор" в Донецкой области, заявил "Обозревателю", что еще летом покинул батальон. Якобы причиной стало принципиальное разногласие с методами Константина Матейченко. Чирин предположил, что возможность на законных основаниях карать за критику понадобилась его бывшему соратнику, чтобы скрыть собственные преступления.
"О преступных действиях самого Матейченко я доложил Арсению Яценюку еще 10 декабря, - рассказал Чирин. – Имею доказательства похищений, пыток, "отжимов" и контрабанды. Через блокпосты, контролируемые "артемовцами", на территорию "ДНР" заходил груз сигарет, водки, лекарств. Назад – в Украину - нелегальный уголь. С каждого грузового автомобиля летом взималась оплата - 300 - 500 грн.. Деньги старшие отвозили замам Матейченко. И дальше, как он сам говорил - передавались в Киев. Якобы так нужно для "крышевания" бизнеса. Бизнесом Матейченко называл контрабанду".
Сергей Чирин считает, что будучи комбатом, Константин Матейченко создал структуру, которая возвела преступления в ранг закона.
Читайте: Бойцы "Донбасса" задержали контрабанду... бойцов "Артемовска"
"Он отдавал приказы отбирать комбайны у фермеров на территории Краснолиманского и Артемовского районов и убирать чужое зерно. Якобы на военные нужды были "отжаты" десятки, если не сотни легковых авто. На блокпосту могли остановить человека, сказать: "Ты сепаратист", забрать машину и отогнать в Одессу. Все таксисты Красного лимана были обложены данью. С этим пытался бороться начальник милиции в Артемовске Василий Гетьман. А Матейченко заявлял, что во время войны эти действия оправданы. Говорил: "Мы власть, мы милиция, имеем право" - считая, что война все спишет. Он уверен, что военные имеют право брать любое имущество, внушал это личному составу, несмотря на отсутствие военного положения. Видя это, население, конечно же, высказывалось так, что в украинской армии находятся негодяи. А то, что делал Матейченко - это и была полная дискредитация армии и власти", - считает Чирин.
По словам представителя "Правого сектора", эти и другие факты отражены в рапортах бойцов, заявлениях граждан и переданы правоохранительным органам, которые связаны в действиях депутатской неприкосновенностью фигуранта.
Читайте: Волонтеры о потерях в Дебальцево: Семенченко слил всю информацию
А председатель Независимого медиа-профсоюза Юрий Луканов убежден, что любые попытки внедрить уголовное наказание за критику власти в Украине обречены.
"Законопроект Матейченко не пройдет, все попытки протолкнуть его провалятся, так как он - глубоко совковый, - заявил "Обозревателю" Луканов. - В нынешней Верховной Раде Украины не наберется достаточное количество коммунистов и регионалов, чтобы это протащить. А что касается авторитета державы, то он достигается наличием свобод, социальными гарантиями, уровнем жизни, а не репрессиями, как, например, в России, которая опускается все ниже, полагая, что встает с колен".