Евродепутат Хармс: нет смысла в выборах на Донбассе под дулом пистолета
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Сразу после возвращения лидера фракции "зеленых" в Европейском парламенте Ребекки Хармс из ее поездки на восток Украины, DW удалось пообщаться с ней в Киеве.
Целью посещения евродепутатом Донбасса было изучение реальной ситуации в регионе и того, как выполняется объявленное сторонами конфликта перемирие. Хармс поделилась впечатлениями от увиденного и оценила перспективы мирного процесса.
Читайте: Машовец дал прогноз по восстанию против террористов на Донбассе
- Вы недавно вернулись с востока Украины. Отталкиваясь от увиденного, насколько вы верите в перспективу мирного урегулирования конфликта на Донбассе?
Ребекка Хармс: Каждый раз, когда я возвращаюсь с востока Украины, понимаю, что самой важной предпосылкой для наилучшего развития событий в стране, и особенно на Донбассе, является прекращение боевых действий и гибели людей. Но последний визит показал, что даже после соглашения о прекращении огня продолжают стрелять и гибнут люди. И это пугает.
Я посетила больницу в Днепре, и там был парень, который находился на грани жизни и смерти. Все, что мы сейчас обсуждаем ради будущего Украины, лишь тогда сможет быть по-настоящему реализовано, когда закончится эта война. И мы должны прилагать к этому все возможные усилия, ведь минские соглашения до сих пор остаются невыполненными.
Читайте: Обработке подлежат все: Аброськин рассказал о масштабах пропаганды на оккупированном Донбассе
- Словацкий премьер Роберт Фицо недавно заявил, что Украина делает меньше, чем Россия для реализации Минска-2. Насколько обосновано такое высказывание?
- Высказывания премьер-министра Словакии Фицо имеют вес, потому что он и его правительство сейчас возглавляют Совет Евросоюза, и он говорит не только как глава словацкого правительства, но и как человек, стоящий во главе этой институции. Я думаю, что то, что он сделал, не является неожиданностью для тех, кто его знает. Фицо принадлежит к политикам-популистам. Но его слова - однозначное ослабление безопасности всего ЕС.
- Мы можем сказать, что Украина не выполнила какую-то часть обязательств, которые позволили бы установить мир на востоке страны?
- Я внимательно слежу за отчетами ОБСЕ. Недавно один из очень уважаемых немецких журналистов, Конрад Шуллер из Frankfurter Allgemeine Zeitung, проанализировал эти отчеты за несколько месяцев подряд. И указал на то, на что даже в самой ОБСЕ не заостряют внимание: подавляющее большинство нарушений минских договоренностей происходит со стороны так называемых сепаратистов.
Да, украинцы тоже нарушают, но намного реже. К этому следует добавить то, что Украина является страной, на которую напали. Россия в любом случае стоит за этой агрессией. Без российского оружия, без российских денег, без бойцов из России, без офицеров российской армии, которые координируют многочисленные процессы, сепаратисты вообще не были бы в состоянии противостоять украинской армии так, как это произошло.
Читайте: Геращенко заявила об отсутствии компромиссов по выборам на оккупированном Донбассе
- В Киеве уверены, что минские договоренности необходимо воплощать следующим образом - сначала безопасность, потом - политическая часть. В Москве настаивают на изменении конституции и выборах. Как же стоит интерпретировать Минск-2?
- По моему мнению, не имеет никакого смысла проводить выборы под дулом пистолета. До тех пор, пока там будут солдаты в боевой готовности и самопровозглашенные главари сепаратистов, которые с помощью насилия контролируют ситуацию вместе с образовавшимися там мафиозными структурами, мне сложно представит, что там стоит проводить выборы.
Я выступаю за выборы и нормальный процесс децентрализации. Но для этого необходимы соответствующие предпосылки. Сепаратисты и сами говорили, что они хотят выборов, которые бы отвечали стандартам ОБСЕ. Но для этого необходимо вывести вооружения с Донбасса. И эти выборы потребуют настоящего контроля.
Читайте: Бей своих: разведка рассказала о "пьяных" потерях оккупантов на Донбассе
- А как быть с предложением министров иностранных дел Франции и Германии Эро и Штайнмаера принять закон о выборах и закрепить особый статус Донбасса сразу после разведения войск в трех пилотных зонах?
- Если честно, я не знаю, почему на этом постоянно делаю акцент. И не понимаю, что хотят достичь Эро, Штайнмаер и другие с помощью проведения выборов в нынешних обстоятельствах. Достичь с их помощью стабилизации ситуации невозможно, если не вывести оружие из Донбасса.
Тот, кто хочет достичь мира и безопасности, восстановления региона и примирения, тот должен позаботиться о том, чтобы убрать оттуда оружие. Я не против планирования выборов, но всему свое время.
- Еще один вопрос, который волнует Запад, когда речь идет об Украине, - это коррупция. Достаточные ли усилия прилагает Киев для решения этой проблемы?
- Я никогда не считала, что цели Евромайдана - превратить Украину в нормальное правовое государство и искоренить коррупцию - можно достичь легко. Это не произойдет, наверное, не только за одну парламентскую каденцию, но и за одно поколение политиков, которые сейчас приходят к власти. Во время своих встреч в Киеве я увидела хороших людей, которые поняли - нужно не только находить отдельных коррумпированных лиц и привлекать их к ответственности и увольнять, но также делать институты стойкими в отношении коррупции.
Читайте: Не надо волноваться: военный эксперт дал прогноз по перемирию на Донбассе
- Как этого можно достичь?
- Это долгий процесс, который требует постепенной проработки одной сферы за другой. Я сегодня услышала очень хорошую новость о том, что в отставку уходят тысячи судей, которые не хотят раскрывать информацию о своих доходах и имуществе, как того требует судебная реформа. Новые правила привели к тому, что в этой системе будет по меньшей мере на несколько тысяч коррумпированных судей меньше.
Я считаю очень важным разработку нового избирательного законодательства. Ведь вопрос, как бороться с коррупцией среди депутатов, как создавать политические партии, которые функционируют должным образом и которым доверяют граждане, является важным для борьбы с системной коррупцией. Те люди, с которыми я познакомилась, которые пытаются изменять целые институты, мне нравятся.