Саммит в Минске - последний съезд с дороги войны?
Лидеры стран ЕС смотрят на предстоящий саммит "нормандской четверки" как едва ли не на последний шанс на мирное разрешение конфликта на востоке Украины. Что будет, если его упустят?
Европейская дипломатия притихла в ожидании намеченного на среду, 11 февраля, саммита "нормандской четверки" в Минске. Министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн назвал предстоящую встречу лидеров Германии, Франции, России и Украины "едва ли не последним съездом на дорогу, ведущую к миру".
Накануне он и его коллеги из всех стран ЕС решили отсрочить вступление в силу уже согласованного ими списка дополнительных санкций против приближенных к Кремлю чиновников и коммерческих структур, чтобы дать - возможно - последний шанс лидерам четырех стран найти путь для мирного разрешения конфликта на востоке Украины. А если три президента и один канцлер этот шанс упустят? Что тогда?
Меркель и Обама о поставках оружия Киеву
Жан Ассельборн считает, что в том случае, если лидерам "нормандской четверки" не удастся договориться хотя бы о режиме прекращения огня, боевые действия в Донбассе выйдут на новый качественный уровень. "Тогда в полной мере развернется дискуссия о поставках Украине оружия - и в Европе, и, разумеется, в трансатлантических отношениях", - предсказал патриарх европейской дипломатии в интервью немецкой радиостанции Inforadio. По сути дела, однако, такая дискуссия уже ведется.
Тема возможных поставок противотанковой и другой оборонительной боевой техники для украинской армии была, в частности, одной из главных на переговорах канцлера ФРГ с американским президентом в минувший понедельник, 9 февраля. Позиция по этому вопросу Ангелы Меркель (Angela Merkel), а также ее министров, будь то иностранных дел или обороны, предельно ясна. Для немецкого правительства военного решения конфликта не существует, и всякую военную помощь Украине оно исключает.
Выступая в прошлые выходные на Международной конференции по безопасности в Мюнхене, Меркель привела в пример сдержанную реакцию США на возведение "Берлинской стены". Тогда, говорила она, Америка, проявив благоразумие, воздержалась от вооруженного вмешательства, не стала нагнетать обстановку, и, благодаря кропотливым дипломатическим усилиям, раскол Германии был все-таки преодолен.
Злой и добрый следователь?
Убедителен ли такой аргумент для Вашингтона? Ведь стена в Берлине простояла почти три десятилетия. Многие в США - не только республиканцы, но и демократы - считают, что в этот раз следует действовать более решительно и не ждать 30 лет до мирного преодоления российско-украинского конфликта. Барак Обама, однако, вопреки рекомендациям своих советников, пока не принял решения о военной помощи Киеву. Он внял уговорам канцлера сначала посмотреть, чем закончится саммит в Минске.
"Если же эти переговоры завершатся провалом, если сепаратисты быстро возобновят боевые действия, - указывает в интервью DW эксперт Германского общества внешней политики (DGAP) Хеннинг Рике (Henning Riecke), - то Обама не сможет противостоять оказываемому на него давлению". Ангела Меркель видит возможность такого варианта развития событий, но уверена, что партнерство Германии с Соединенными Штатами не пострадает, если Вашингтон станет поставлять Украине оружие, а Берлин - нет.
Впрочем, некоторые немецкие наблюдатели считают, что Обама и Меркель просто играют в "доброго и злого следователя", чтобы, с одной стороны, показать Кремлю, во что может вылиться и обойтись его авантюра на Востоке Украины. А с другой - побудить страны Европейского Союза ввести еще более жесткие санкции в качестве альтернативы военному решению конфликта.
В ЕС назревает раскол
В ЕС тем временем растут сомнения в эффективности немецкого двойного, точнее, тройного подхода к его преодолению: санкции, политический диалог с Москвой и экономическая помощь Украине. "Нам следует оказать Украине действенную помощь - не только финансовую, экономическую и политическую, но и военную. Мы не пошлем своих солдат, это даже не обсуждается, но надо помочь хотя бы оборонительным вооружением", - заявил в понедельник в Брюсселе министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс.
Не столь откровенно на эту тему высказываются политические деятели из некоторых других стран ЕС, в частности, Эстонии, Латвии и Польши, но и они - в отличие от немецкого правительства - в принципе поддерживают идею военной помощи Украине.
Жан Ассельборн указывает в этой связи, что "никакого эмбарго на поставки вооружений для Украины не существует, и это означает, что странам, которые хотят это делать, не требуется никакая авторизация". Но для европейской внешней политики был бы "драматичным раскол по этому вопросу", предупреждает министр иностранных дел Люксембурга.
Примечательно, однако, что и в самой Германии появились сомнения в правильности терпеливого курса немецкого канцлера. Некоторые комментаторы называют ошибкой, что официальный Берлин - едва разразился российско-украинский конфликт - сразу же исключил вариант оказания военного нажима на его виновников.
Такой точки зрения придерживается и эксперт партии "зеленых" по Восточной Европе, депутат бундестага Марилуизе Бек (Marieluise Beck). "Я отвечаю решительным "нет" на этический вопрос о том, можно ли принципиально отказывать в военной помощи стороне, которая явно является жертвой", - заявила она в интервью газете Suddeutsche Zeitung.
С пониманием относится к призывам оказать Украине военную помощь также внешнеполитический эксперт социал-демократической фракции Нильс Аннен (Niels Annen), хотя сам он считает, что "этим проблему не решить".