Блог | Неприкосновенность или вседозволенность? Почему возня в Раде похожа на цирк
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Одна из последних топ-тем - снятие депутатской неприкосновенности. Генпрокурор Юрий Луценко внес в Верховную Раду шесть представлений на снятие неприкосновенности с нардепов. Рада подошли к вопросу весьма избирательно, сняв неприкосновенность только с трех фигурантов уголовных дел. Арестовать парламент разрешил только одного, что и было сделано.
Такая избирательность, больше похожая на имитацию антикоррупционной борьбы, вызвала возмущение, которое выплеснулось не только в соцсети. Под парламент вышли очередные активисты, которые в привычной манере (с дымовыми шашками и блокированием входов-выходов) решили простимулировать процесс. Причем, больше всех не повезло скандально известному депутату Олегу Барне из БПП (именно он в декабре 2015 на руках выносил тогдашнего премьера Яценюка с трибуны ВР). В прошлом месяце Барна попал в автомобильную аварию, а в этом угодил под горячую руку митингующих, которые забросали его яйцами и оставили под глазом избранника внушительную гематому. Так сказать, наочно продемонстрировав, что они думаю о неприкосновенности.
Читайте: Коаліція "Європейська Україна" зобов’язувалась не обмежити, а скасувати депутатську недоторканність!
Но только вот за всеми этими шоу теряется сама суть. Генпрокурора возмущает (и не безосновательно) с каким скрипом приходится получать добро на расследование деяний слуг народа. При этом еще не факт, что следствие будет проведено качественно, а суд признает их виновными. Но сделать даже этот первый не шаг неимоверно сложно. Ни для кого не является секретом, что даже представители разных политических лагерей не очень охотно "сдают" коллег. Это вполне объяснимо – завтра прокурор может прийти и за ними. Прокуратуре и НАБУ давно пора привыкнуть к тому, что их "правоохранительные инициативы" проходят через Верховную Раду с большим скрипом. И вряд ли в ближайшее время что-то изменится. Тем более, что сих сразу же обвиняют в ангажированности и политическом заказе.
По уже сложившейся украинской политической традиции все удачные/неудачные попытки привлечения депутатов к уголовной ответственности используются обеими сторонами. Одни говорят о политических преследованиях, другие о вседозволенности и круговой поруке. А в обществе и СМИ начинается очередная сто первая по счету дискуссия на эту болезненную тему.
Читайте: А давайте теж обмежимо термін перебування наших депутатів при владі!
Все эти разговоры возникают регулярно, но каждый раз ничем не заканчиваются. Они служат в качестве неплохой предвыборной риторики, которая потом сходит на нет. Отметиться на столь популярной теме успели все – Кучма, Ющенко, Янукович, Тимошенко… Но даже, если подобный законопроект когда-нибудь дойдет до Верховной Рады, то где взять заветные 300 голосов добровольно снимающих с себя и коллег "юридический бронежилет"? В этом как раз и суть происходящего. Зрелища, разговоры, споры и …ничего.
Честно говоря, я не знаю, что может заставить народных избранников самим отказаться от одной из самых популярных своих привилегий. Ведь многие именно за этим и пришли в парламент. Причем, в наших условиях неприкосновенность почему-то стала считаться индульгенцией на все случаи жизни. А правовой нигилизм доходит до откровенного идиотизма.
Депутаты кидаются на полицейских с кулаками, а последние практически подставляют лица, боясь дотронутся до "избранных". В большинстве случаев это происходит сознательно, демонстративно, под прицелами телекамер. Можете себя представить американского сенатора, который под прицелами камер CNN "чистит" физиономию копу и еще бахвалится этим?
Читайте: Неразменный пятак депутатов
Может, начнем с малого? Например, руководству полиции давно пора объяснить своим подчиненным очевидные вещи. Так называемая "депутатская неприкосновенность" означает особый порядок привлечения депутата к уголовной ответственности. Но это совершенно не легализует публичного избиения депутатом рядового гражданина или правоохранителя, который напуганный депутатским "корочкой" и криками о неприкосновенности, покорно сносит побои, боясь оставить синяк на руке народного избранника. Совершенно очевидно, что в таких случаях речь идет о совершении явно противоправных действий, которые тот самый полицейский обязан (!) пресекать.
Есть свежий пример того, что "неприкосновенность" не спасает от ответственности, если не смотреть на народного избранника, как на некое божество, а как на менеджера, который нанят избирателями (не поверите!) для улучшения их жизни. На днях народный депутат от БПП Павел Ризаненко через Facebook сообщил, что его на один год лишили права управления автомобилем. А причина вполне уважительная. Полицейские остановили депутата за рулем Porsche Cayenne и составила протокол за управление в нетрезвом состоянии. Теперь депутат трезвый, но без прав. Так может пока начать с малого?