Эксперт: Москва теряет влияние в арабском мире
Начав военную операцию в Сирии, РФ оказалась участником опосредованной войны с некоторыми арабскими государствами, считает директор Центра по изучению арабского мира Гюнтер Майер.
По словам российских властей, военная операция в Сирии направлена на борьбу с "террористами". Под этим словом Россия подразумевает не только боевиков "Исламского государства" (ИГ), но и повстанцев, борющихся с режимом Башара Асада. У президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана появляются сомнения в дружбе с Россией. Что все это означает для отношений РФ с арабским миром, рассказывает в интервью DW директор Центра по изучению арабского мира (ZEFAW) Гюнтер Майер (Gunter Meyer).
DW: Какую роль в арабском мире взяла на себя Россия, начав военную операцию в Сирии?
Гюнтер Майер: Роль России очень сложная и многоплановая. В настоящее время РФ сосредоточена, прежде всего, на операции в Сирии. В этой связи в течение короткого времени ухудшились отношения с Саудовской Аравией и Катаром. А после недавней истории о нарушении воздушного пространства Турции, также значительно охладели и отношения между Москвой и Анкарой.
Путин отчетливо позиционирует себя на стороне шиитов. В борьбе против суннитских джихадистов он не ограничивается только нанесением ударов с воздуха. Россия, вместе с Ираном, Ираком и Сирией также взяла на себя ведущую роль в координации военной разведывательной деятельности в новой штаб-квартире в Багдаде. После прихода к власти ас-Сиси также значительно улучшились отношения России с Египтом, поскольку новый президент пытается, благодаря наращиванию сотрудничества с Россией, хотя бы в какой-то мере избавиться от зависимости от США.
- Почему так быстро испортились отношения с Саудовской Аравией? Буквально летом речь шла о расширении экономических связей с Россией.
- Саудовская Аравия считает, что она занимает господствующее положение среди последователей ислама суннитского толка. Именно поэтому правительство в Эр-Рияде поддерживает суннитских джихадистов в Сирии, которые выступают против режима Асада. А поскольку позиции этих боевиков - среди которых и группировка "Фронт ан-Нусра", входящая в "Аль-Каиду" - бомбят российские военные самолеты, то можно сказать, что мы имеем дело с опосредованной войной между Россией и Саудовской Аравией.
Так что вполне понятны протесты саудовской стороны против российского военного вмешательства. Соответственно, значительно охладели политические отношения между двумя странами. В то же время экономические связи к настоящему моменту пока не пострадали, однако нужно учесть, что ни Саудовская Аравия, ни Катар не являются особо важными экономическими партнерами России.
- До активного вмешательства в сирийский конфликт казалось, что Россия выдерживает некий баланс между шиитским и суннитским мирами. Насколько сильно изменилась ситуация сегодня?
- Москва десятилетиями поддерживала сирийский режим и в то же время прилагала усилия для улучшения политических отношений с суннитскими государствами на Аравийском полуострове. Нынешняя крупная военная интервенция России против движений, которые поддерживают некоторые из государств Персидского залива, может быть истолкована главными суннитскими авторитетами как косвенное объявление войны в борьбе за Сирию.
- А что же с отношениями с Турцией? Президент Эрдоган заявил об изоляции Москвы и пригрозил прекратить дружбу с Россией.
- Военное вмешательство Москвы противоречит политическим интересам Эрдогана. Одна из его главных целей в Сирии - свергнуть власть алавитов в Дамаске и способствовать созданию консервативного, дружественного Турции суннитского правительства. В настоящее время Эрдоган выступает за создание зон безопасности в Сирии.
Однако за этим скрывается и вторая стратегическая задача: он всеми силами хочет предотвратить объединение разделенных сегодня курдских областей вдоль сирийско-турецкой границы в единый автономный регион или даже некое курдское государство. Если все же будет принято решение о закрытии там воздушного пространства и создании зоны безопасности для возвращающихся сирийских беженцев, то Эрдогану нужно быть готовым не только к серьезному сопротивлению России на дипломатическом уровне, но и считаться с ней как с военным противником.
- В какой степени изменится репутация России в арабском мире в будущем?
- Все зависит от того, как на самом деле будет развиваться ситуация в Сирии. Если поддерживающие джихадистов суннитские государства ответят на усилия Москвы, направленные на укрепление режима Асада, дополнительными поставками вооружений - в особенности ракетами класса "земля-воздух" - то это приведет к дальнейшей эскалации конфликта и, следовательно, к ухудшению отношений России со странами Персидского залива.
Тем не менее, учитывая политическое сближение Москвы и Вашингтона с целью добиться урегулирования путем переговоров, есть шанс деэскалации ситуации в Сирии. Россия может в ходе этих переговоров, в дополнение к своему политическому весу в ООН, в настоящее время также задействовать свои военные силы в Сирии, чтобы хоть на какое-то время сохранить Асада у власти. И это не будет означать дальнейшее ухудшение российско-арабских отношений.