УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украина может потерять свое лобби в ЕС

Украина может потерять свое лобби в ЕС

1 ноября уйдет в отставку Кэтрин Эштон, почти пять лет возглавлявшая внешнюю политику Европейского союза, а голосование Европарламента по назначению ее приемника должно состояться 30 августа. Страны-члены европейского содружества развернули жесткое противостояние относительно того, кто займет пост Эштон после отставки, ведь в условиях вооруженного конфликта почти у самых границ ЕС глава дипломатии и его внешнеполитические симпатии играют крайне важную роль для продвижения и защиты интересов каждой из стран ЕС.

Для Украины это тоже очень важно, ведь от главы европейской дипломатии сильно зависит вектор внешней политики ЕС, а также готовность к переговорам и к применению санкций в отношении России.

На данный момент на кресло комиссара ЕС по иностранным делам и политике безопасности претендуют четыре кандидатуры.

Глава МИД Италии Федерика Могерини. 41-летняя дипломат возглавляет внешнеполитическое ведомство Италии с февраля 2014 года. Она не понаслышке знакома с ситуацией в Украине, 10 февраля Могерини приехала Киев в составе посреднической делегации Парламентской ассамблеи НАТО по урегулированию конфликта между революционерами и бывшим президентом Виктором Януковичем. Тогда же она поставила диагноз украинской революции, назвав ее "проигранной".

1 марта дипломат выступала за сохранение территориальной целостности Украины, но уже 5 марта ее взгляды начали меняться - на пресс-конференции в Париже Могерини отметила, что наступил момент "снизить тон" и что введение санкций против России не является необходимой мерой.

А через несколько дней и вовсе заявила, что Украину Москве можно отдать при условии, что на этом Путин остановится.

"На Украине Россия Путина должна остановиться: мы не можем идти на риск войны в Европе. Верю, никто её не хочет, все надеются, что её не будет, для этого Москва должна остановиться", - сказала итальянская дипломат.

Уже после аннексии Крыма Россией Могерини заявила, что на нарушения международного права со стороны Москвы необходимо реагировать, но Россию невозможно подвергнуть изоляции, и по окончании украинского кризиса она должна сохранить положение ответственного партнёра в глобальной политике.

В начале июля дипломат снова посетила Киев, где провела встречи с министром иностранных дел Павлом Климкиным, премьер-министром Арсением Яценюком и президентом Петром Порошенко, в ходе которых советовала не "обострять ситуацию" возможным полномасштабным штурмом Донецка украинскими войсками. Вероятно, по ее мнению, ситуация на Донбассе на тот момент была недостаточно острой.

Из Киева она отправилась в Москву на встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и Владимиром Путиным, в ходе которых пригласила президента России на октябрьский саммит ЕС, который пройдет в Милане.

Такое гостеприимство по отношению к признанному миром агрессору вызвало негодование ряда стран Евросоюза, которые заблокировали кандидатуру Могерини на должность главы европейской дипломатии.

Среди этих стран, традиционно поддерживающие Украину, Польша, Литва, Латвия, Эстония, а также Швеция.

Эти государства лоббируют продвижение на должность верховного комиссара по иностранным делам двух своих кандидатов.

Одним из них является глава МИД ПольшиРадослав Сикорский. 51-летний политик имеет опыт работы как во внешней политике, так и в политике безопасности. С 2005 по 2007 год он возглавлял Министерство обороны Польши, после чего перешел в польский МИД, главой которого является до сих пор.

Он хорошо знаком с ситуацией в Украине, поскольку являлся одним из посредников между революционерами и Янкуовичем. Он неоднократно посещал Майдан, хотя требование отставки бывшего президента называл "политической ошибкой".

В ЕС Сикорского считают приверженцем жестких санкций против РФ и сторонником Украины, хотя сами поляки придерживаются мнения, что он занимает более пророссийскую позицию, чем его предшественники на мосту главы МИД Польши.

Сикорский удостоен двух украинских государственных наград: Виктор Ющенко вручал ему Орден "За заслуги" І степени (2009 год), а Янукович наградил Орденом князя Ярослава Мудрого III ст. за значительный личный вклад в преодоление последствий Чернобыльской катастрофы (2011 год).

Еще одной кандидатурой стран проукраинской группы является министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. 65-летний политик один из самых опытных по части дипломатии претендентов на место Кэтрин Эштон. В 1995—1997 годах он занимал пост спецпредставителя ЕС в бывшей Югославии и Верховного представителя в Боснии и Герцеговине, в 1999—2001 годах был специальным посланником Генерального секретаря ООН на Балканах. С 2006 года является министром иностранных дел Швеции.

Он, как и Сикорский, выступал посредником между Майданом и Януковичем.

Бильдт открыто называет Россию агрессором, обвиняет ее в поставках оружия террористам на востоке Украины, а также уверен, что "надежды на деэскалацию конфликта в Украине больше не осталось", поэтому выступает за жесткие санкции против России.

По данным Financial Times, ни одна из этих трех кандидатур не имеет больших шансов на поддержку во время голосования. Могерини не устраивает Польшу и прибалтийские страны, а в ответ на их блокировку Германия, Франция и Италия отказываются поддерживать Бильдта и Сикорского.

Поэтому довольно высока вероятность того, что преемником Эштон станет компромиссная кандидатура болгарского дипломата Кристалины Георгиевой.

60-летняя политик и экономист с 2010 года является комиссаром по международному сотрудничеству, гуманитарной помощи и кризисному реагированию.

Она ни разу не была в Украине, а по поводу донбасского конфликта высказывалась только в рамках своих полномочий коммисара по гуманитарной помощи, отмечая необходимость защиты мирного населения на территории Донецкой и Луганской областей, а также обеспечения их всеми необходимыми вещами.

Именно ее невовлеченность в этот конфликт делает кандидатуру Георгиевой компромиссной и самой приемлемой для стран ЕС.

Хотя для Украины такая неопределенность не обязательно является позитивным знаком, ведь Георгиева может определиться не в пользу новой украинской власти.

Состав Еврокомиссии (28 человек – по одному от каждого члена ЕС) назначается голосованием представителей всех стран в Европарламенте, а также утверждается Советом ЕС, в которых входят главы стран-членов. Но до этого главы государств, входящих в состав ЕС, должны достичь соглашения относительно списка предлагаемых кандидатур, который и будет вынесен на голосование Европарламента.