Кирилл Куликов: конкурсы на госсекретарей в Украине фальсифицируются
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В Украине появилась новая должность – государственный секретарь. Они будут работать при каждом министерстве, а избирать их должны на прозрачном конкурсе. По крайней мере, так заявлено. Как же на самом деле проходят конкурсы на госсекретаря, "Обозревателю" рассказал Кирилл Куликов – украинский политик, экс-руководитель Национального центрального бюро Интерпола в Украине.
- Вы претендовали на должность госсекретаря в двух министерствах: внутренних дел и экологии. Почему решили участвовать в конкурсе? Как прошло?
- Хотелось проверить самого себя. На должность госсекретаря МВД я претендовал, потому что понимаю эту систему, знаю, что министерство провалило реформы. Деятельность полиции все же измеряется уровнем преступности в стране, а не сервисом.
Недавно убежала бедная Хатия Деканоидзе (экс-глава Нацполиции – Ред.). Она из себя ничего не представляла, но хотя бы на 100% не была "человеком" Арсена Авакова. Был хоть какой-то баланс. А сейчас и и.о. главы Нацполиции, и госсекретарь – фактически люди, зависящие от министра.
Читайте: Все готовили заранее: Аваков признался, когда "уволили" Деканоидзе
Свою кандидатуру на должность госсекретаря Минэкологии я подавал, потому что не хочу жить в свалке отходов, которой стала наша страна. У меня есть масса экологических программ, команда, готовая их реализовать.
А теперь непосредственно о конкурсе в МВД. Я подал документы и меня пригласили на первый тур, который касался знания законодательства. Тут очень сложно что-либо подтасовать. Тебе надо ответить на 40 вопросов на компьютере.
- Это все анонимно?
- Да. Мой уровень знания законодательства составил 97,5% из 100%. Вот, думаю, какой я герой, не стыдно идти дальше. Но спустя неделю состоялся второй тур, на котором были так называемые ситуационные задания. Тут уже вмешивается человеческий фактор – и начинается сугубо украинская игра. Первое, что удивило – госсекретарями в 4 министерствах стали действующие замы министров. Они что, самые компетентные? Разве у нас в стране все хорошо?
- То есть все равно назначают своих людей?
- Да. Только в Минэнерго прошел человек Рината Ахметова, что тоже не удивляет. Естественно, меня заинтересовало, почему это происходит, и я стал наблюдать. Во время второго этапа кандидатам задают два вопроса для решения определенных задач. Потом к тебе подходит администратор и на каждый конверт ставит номера – ручкой ставит. Вот и конец анонимности.
Читайте: Сохранить импульс: послы G7 призвали украинскую власть поддерживать реформы
Все люди, назначенные госсекретарями, шли под последними номерами. Например, на конкурсе в МВД после первого тура осталось 6 претендентов. Победил кандидат, у которого на конверте стояла цифра 6. На конкурсе в Минкультуры после первого тура осталось, к примеру, 7 претендентов. Победит обязательно последний, который потом, ко всеобщему удивлению, окажется действующим замминистра. И такая же ситуация по всем министерствам. Когда комиссия знает, какой номер должен победить, все очень легко устроить.
- А кто вообще входит в комиссию? Как она оценивает кандидатов?
- Комиссия формируется Кабинетом министров. Критерии оценки непонятны. Все абсолютно субъективно. Ответы участников конкурса никому не показывают. Рейтинг не составляется. Тебе просто объявляют решение комиссии – и до свидания.
Читайте: Наметилась тенденция: главным люстратором Украины стала 23-летняя блондинка. Фото чиновницы
Так вот, на конкурсе в МВД победил заместитель министра и руководитель аппарата Александр Тахтай. Но все мы помним прекрасное видео, где человек, похожий на Тахтая, стоит с калькулятором и считает, сколько будет зарабатывать с коррупционной схемы по продаже песка. По данному факту возбуждено уголовное дело…
- Прошлое кандидатов в госсекретари вообще проверялось? Например, конкурс в Министерство инфраструктуры выиграл Андрей Галущак, бывший соратник беглого экс-главы Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины Владислава Каськива…
- Ну вот, вы сами ответили на свой вопрос. Прошлое никак не проверялось. Просто назначаются "правильные" победители.
Читайте: "Порой некому бороться с преступностью": DW оценило реформу украинской полиции
Я посмотрел на все это и пришел на второй конкурс. Они продолжили работать по прежней схеме. Решил ее сломать. Говорю: "Друзья, хочу уступить вам место, буду сдавать ответы последним. Это же не нарушает закон. У меня есть время, а вы, вижу, люди занятые. Распечатайте мою работу последней и, пожалуйста, дайте копию моих ответов". Вдруг администратор заявляет, что копию она не имеет права давать в соответствии с каким-то постановлением. Я говорю: "Покажите мне это постановление. Оно ведь разрабатывается на основании законодательства. Значит, эта информация моя, и я имею право получить копию на основании Закона "Об интеллектуальной собственности" и Закона "О публичной информации". Если нужно оплатить бумагу, не проблема". Начались гвалт, шум, побежали за главой комиссии. С горем пополам отдали мне копию ответов.
Во время второго этапа осталось 12 претендентов в госсекретари Минэкологии. Комиссия приняла решение за час. Интересно, как она успела все изучить?.. Только моя работа на 5 листов.
Но в итоге, из-за того, что я "перетасовал" порядок последовательности кандидатов и спутал им карты, комиссия приняла решение: "Извините, мы пришли к выводу, что никто не проходит". А это все транслируется в прямом эфире. Я говорю: "Уважаемые члены комиссии, у меня к вам огромная просьба: объясните, по каким критериям вы оценивали работы кандидатов?" Они начали шуметь: якобы не обязаны ничего объяснять. Я в свою очередь говорю: "Опять же, в соответствии с законодательством, вы обязаны предоставить мне эту информацию".
Читайте: Atlantic Council: политический класс Украины нагло пытается отменить реформы
Тут сразу же крик, вопль. Глава комиссии Константин Ващенко заявляет: "Я хочу обратить внимание на то, что претендент Куликов во время экзамена вел себя недостойным образом, нам приходилось его успокаивать". Я отвечаю: "Почему недостойным? Мои требования законны". Снова кричат: "А вы вообще кто?" Спокойно объясняю им, что я гражданин Украины и чиновник первого ранга. Ващенко в свою очередь заявляет, что он тоже чиновник первого ранга. Он, кстати, первый вице-президент Национальной академии государственного управления при президенте Украины, формировал кадры при Януковиче. Я и говорю: "Вам Янукович этот ранг присвоил? Как вы вообще прошли люстрацию согласно Закону "Об очищении власти"?" Дальше снова вопли и "до свидания". Все эти махинации напоминают игру в наперстки.
- А вы не думаете обратиться в суд?
- Обязательно. Но суд – это второй этап. Сначала я обращусь в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции.
Читайте: Актер, а не политик: эксперт развенчал миф о "реформаторе" Саакашвили
- К слову, насколько я помню, при президенте Леониде Кучме в Украине уже были госсекретари. И эта практика оказалась неэффективной…
- Я бы так не сказал. Наличие госсекретарей – это правильно. Просто необходимы прозрачные конкурсы.
Министры и заместители министров – это политические назначенцы, а госсекретари – государственные служащие. Несмотря на все политические перипетии и пертурбации, они будут продолжать внедрение стратегии министерства.
Проблемы возможны лишь в случае, если госсекретарь будет не механизмом баланса политиков, а подчиненным министра. Именно это и произошло в нашем случае.
Как сообщал "Обозреватель", эксперты считают, что реформа госслужбы в Украине оказалась под угрозой.