УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Сергей Русов
Сергей Русов
Психолог

Блог | Убежать от проблем: пример клиента

Убежать от проблем: пример клиента

Перебросив мост из моей прошлой статьи на эту, хочу вам рассказать о противоположном полюсе в работе с ложными убеждениями. В предыдущий раз я говорил о крайней форме ответственности, которая через постулат "Я ДОЛЖНА", привела молодую девушку к сильному стрессу и моральному истощению.

Теперь я объясню, что бывает, когда человек, напротив, всячески уходит от любых жизненных проблем, видя в своём избегании единственный шанс сохранить свой собственный, абсолютно иллюзорный комфорт.

Читайте: Работа с ложными убеждениями

Николаю (имя изменено) было 24 года, когда по настоянию матери он всё-таки согласился обратиться к психологу. Этим психологом оказался я, и уже сам факт того, что этот молодой человек оказался у меня под давлением, настораживал. После краткого знакомства, и соблюдения необходимых формальностей, Николай сказал честно, что, несмотря на отсутствие большого желания идти к психологу, проблема у него всё-таки есть. На мой стандартный вопрос: "Что вы хотите от меня?", он ответил, что просто хочет понять почему у него никак не получается устроится на постоянную работу? По его словам, он прекрасно понимает, что зарабатывать деньги необходимо, но каждый раз, когда у него намечалось трудоустройство, возникали "непреодолимые обстоятельства", которые мешали ему достичь данной цели. Объяснив Николаю, что для решения данной проблемы ему придётся работать над собой, и получив его, по началу, робкое согласие, я поинтересовался, кем именно он хотел бы стать?

Читайте: Страх – норма и патология

Не получив чёткого, вразумительного ответа, я попросил его более подробно рассказать о себе, своей семье, своих друзьях, и о собственных жизненных интересах (планах и приоритетах). Постепенно, в процессе его повествования, начал вырисовывать портрет молодого человека, который практически не имел друзей и личной жизни, был единственным ребёнком в семье, жил с родителями, имел полное среднее образование, в армии не был, работы не имел, и целыми днями играл в компьютерные игры.

Читайте: Психологический портрет Путина

В его рассказе о раннем детстве, он упомянул о частых конфликтах со сверстниками, о их зазнайстве, и том, что если с ним кто-то не хотел общаться, то это были их проблемы, а не его. Обсудив подробнее "зазнайство" его друзей, стало ясно, что Николай очень плохо переносит критику. В дополнение к этому, говоря о его жизненных навыках, стала видна, тщательно скрываемая им, низкая самооценка и желание избежать любой сложной, а уж тем более неприятной ситуации. После школы поступать в университет он собирался, но так и не пошёл. Вопрос с армией "как-то решили" родители. В итоге, поработав немного курьером, ему эта работа надоела, а на более хорошую всё никак не получалось устроится. На мой вопрос, каковы вообще его планы на будущее, кроме фразы: "Пока точно не знаю, время покажет", больше не услышал ничего. Конечно здесь надо сказать несколько добрых слов и его о родителях, которые честно работали и растили сына, покупая ему всё, что он хотел. Единственное, что они пропустили, это постепенно сформировавшийся комплекс иждивенческой неполноценности у своего ребёнка. Установив рабочий контакт, я предложил Николаю общение в комфортном режиме, без критики с моей стороны, единственное что требовалось от него – полная откровенность в своих мыслях и чувствах. Несмотря на постоянные сомнения в голосе, подумав, он всё-таки согласился просто попробовать.

Читайте: Самые необычные явления в психике человека

Теперь о самой работе. И здесь мне надо отдать должное самому Николаю, зато, что несмотря на сложность его ситуации и неуверенность в успехе, он таки нашёл в себе силы стать искренним в общении со мной, и в своём желании изменить существующее положение дел. Постепенно, шаг за шагом, совместными усилиями мы стали разматывать клубок его проблем.

Кризис в общении у нас наметился уже на следующей встрече:

Он начал просто с главного – "Вы понимаете, я на самом деле хочу изменить свою жизнь, но думаю, что вы не сможете мне помочь".

"И почему вы так решили?" – спросил я в ответ.

"Мне трудно об этом говорить, потому что если я вам признаюсь в этом, вы просто от меня отвернётесь".

"Вы считаете, что я начну вас оценивать категорично, либо, как очень хорошего, либо, как очень плохого человека?"

"Думаю, как очень плохого… и от этих мыслей мне ещё хуже…"

"Николай, поймите, в вашей жизненной ситуации, я – сторонний наблюдатель, и максимум, что могу сделать, так это постараться понять".

"Вы понимаете, на самом деле меня совсем не радует, что у меня практически нет друзей… я бы хотел наладить отношения со многими… но…"

"Но?! Смелее!"

"Когда мне надоедает моё одиночество, и компьютерные игры… я просто могу в тихую пойти, взять себе водки… и сам с собой выпить… как последний алкоголик".

"И вы, Николай, испытывая сейчас чувство стыда, на полном серьёзе считаете, что узнав всё это я должен перестать вас уважать?! Кто-нибудь из ваших знакомых поступал подобным образом?"

"Ну… парочка таких знакомых у меня есть…"

"И что, узнав о том, что они так делают, вы сразу же перестали их уважать?!"

"Нет… Я ведь понимаю, как им тоже бывает плохо."

"Вот и я, представьте себе, тоже могу понять вашу боль."

Читайте: Лечить нельзя помиловать, или Когда следует обращаться к психологу

Вот с этой прорывной беседы и началась наша работа. С трудом, но всё-таки выполняя домашнее задание (запись автоматических мыслей во время каждой ситуации, которой он хочет избежать), Николай вскоре смог представить на рассмотрение полную картину своего положения. Автоматическая мысль: "За что бы я не взялся, всё закончится неудачей, стрессом и шквальной критикой со стороны", поддерживалась убеждением: "Я ничего не умею, и не смогу научится, даже если захочу." Примерно тоже касалось и дружеского общения со сверстниками – мысль: "Кто захочет общаться с безвольным алкоголиком", дополнялась убеждением: "В моём возрасте, настоящих друзей уже не найдёшь." Лихо получилось и с любимой Николаем компьютерной игрой, победами в которой он компенсировал поражения в реальной жизни. Постепенно, совместными усилиями, развенчав его ложные мысли и убеждения, мы выстроили цепь последовательных действий, которые Николай должен был предпринять. После "тренинга ассертивности", он таки взял на себя ответственность за свою жизнь, для окончательного и полного изменения ситуации. Методом анализа личных приоритетов, определив для себя наиболее подходящий путь, он устроился на работу продавцом консультантом в магазин мобильной связи. Решив развиваться дальше, он пошёл на курсы компьютерного программирования, чтобы самому создавать интернет сайты. Проведя пару простых поведенческих экспериментов, он смог убедится, что люди вокруг относятся к нему вполне доброжелательно. И разве можно относится по-другому к человеку, который смог сам, преодолев свой страх и неуверенность, пусть и с небольшой помощью психолога, таки изменить свою жизнь к лучшему?!

Читайте: Психология развития. Преодолеть себя

Всё, что я хотел вам показать на данном, конкретном примере, сводится к одной простой мысли: "Тот, кто вечно бежит от проблем, тот, на деле, бежит им на встречу!"

Всем добра! И спасибо за внимание!

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...