УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как помочь родным с ПТСР: психолог объяснила, что следует и не следует делать

4 минуты
2,0 т.
Как помочь родным с ПТСР: психолог объяснила, что следует и не следует делать

Нынешняя война, развязанная Россией против мирных украинцев в частности, оставит на всех нас значительный отпечаток. Многие остаток жизни будут иметь посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое будет влиять на них порой довольно заметным образом. Особенно это касается военных, которые вернутся домой с фронта.

Те украинцы, кто получат ПТСР, будут бороться с ним – это вполне реально, если обратиться к психологу или психотерапевту. Но и их близким придется научиться правильному поведению с травмированным родственником или другом. Министерство здравоохранения Украины вместе с директором Центра психического здоровья и реабилитации "Лесная поляна" Ксенией Возницыной разработало рекомендации, что делать и что не делать, когда у вашего близкого человека ПТСР.

Что такое ПТСР?

ПТСР возникает как ответ психики на травматическое или страшное событие (смерть, разрушение), большую опасность (взрывы, обстрелы, пожары), в которую попал человек, а иногда и свидетелем которой стал. Проявляется он навязчивыми мыслями о травматических событиях, снами или флэшбеками, ощущением постоянной опасности, гипервозбудимостью. Человек с этим синдромом также может постоянно избегать упоминаний о пережитом и/или страдать от физических проявлений, таких как панические атаки, учащенное сердцебиение, боли в груди, поверхностное дыхание, тошнота, неизбывное чувство страха. Часто люди с ПТСР начинают злоупотреблять алкоголем, наркотиками, очень много курить, они могут отдаляться от своих близких, разрушать даже крепкие отношения. А самое страшное, что у людей с такой травмой могут возникать суицидальные мысли.

Коварство данного расстройства в том, что никогда не знаешь, когда оно проявит себя, при каких обстоятельствах и в какой форме. Запускать реакцию могут внешние факторы – так называемые триггеры, но триггером могут послужить и мысли, эмоции или телесные ощущения, то есть внутренние проявления. Как правило, триггеры в той или иной форме возвращают человека в момент, в который он получил ПТСР. Это могут быть звуки, слова, места, запахи, ситуации, напоминающие о пережитом. Задача близких понять, как они могут свести к минимуму риск триггерных ситуаций и событий для травмированного человека.

Как снизить риски влияния триггеров?

Проще всего избегать триггерных ситуаций, если вы точно знаете, что именно является тем спусковым крючком, который запускает стрессовую реакцию. Тогда вы просто делаете все возможное, чтобы близкий вам человек не попал в эти обстоятельства. Но узнать это можно не всегда. Поэтому психологи советуют следующее:

  • без нужды не ведите человека с ПТСР в места большого скопления народа;
  • избегайте любых резких звуков – от рингтонов телефона до музыкальных игрушек;
  • старайтесь не создавать громких звуков сами – не хлопайте дверью, не повышайте голос, а если делаете что-то громкое, старайтесь делать это в закрытом помещении и т.п.;
  • сведите к минимуму неожиданности – забыть придется даже о приятных сюрпризах;
  • не прикасайтесь к травмированному человеку без его разрешения, спрашивайте у него даже когда хотите просто обняться.

Чего не следует делать, если у человека ПТСР?

Главное табу в общении с человеком, имеющим ПТСР – это просьба рассказать о травматическом опыте. Углубляясь в воспоминания, тот, кто имеет это расстройство, может запросто пережить ретравматизацию. С которой вряд ли кто-нибудь из вас сможет быстро справиться своими силами. Так что не расспрашивайте об этом, даже если очень интересно.

Что еще нельзя делать ни при каких обстоятельствах:

  • обесценивать пережитый опыт – фразы типа "ой, что ты там слышал/слышала, один взрыв и все?", могут запустить неконтролируемую психическую реакцию, не делайте такого;
  • героизировать;
  • требовать (или просить) чтобы человек овладел собой – вместе с этим расстройством возникают большие проблемы с контролем эмоций, которые просто так не преодолеть;
  • обвинять и упрекать в том, как именно человек реагирует и проявляет эмоции;
  • потакать избеганию психологических и физических симптомов;
  • говорить, что вы знаете и понимаете, что травмированный человек чувствует – не понимаете и не знаете, опыт каждого человека уникален;
  • говорить человеку, что ему посчастливилось выжить – люди, пережившие травматические события, часто не чувствуют себя счастливыми, своими словами вы это в лучшем случае просто не исправите;
  • говорить, что пора прекратить вести себя как на войне;
  • говорить, что время лечит;
  • резко изменять совместные планы.

Как правильно поддерживать человека с ПТСР?

Этот перечень ограничений может сбивать с толку – а как же тогда помочь близкому, если все распространенные методы, помогающие в обычной жизни, не действуют, а даже вредят?

Психологи советуют предпринимать следующие шаги.

Позаботьтесь о базовых потребностях человека с ПТСР: приготовьте поесть, по возможности возьмите на себя другие бытовые дела или помогите с поиском того, кто сможет решить этот вопрос.

Помогите найти контакты специалистов-психологов, организаций и групп поддержки.

Предлагайте поддержку и тепло. Будьте взвешенными, бережными, осторожными.

Не впадайте в крайности – не обесценивайте и не будьте слишком требовательны к травмированному близкому.

Иногда люди с ПТСР по собственному желанию начинают говорить о своем травматическом событии. И нередко делают это снова и снова, много раз пересказывая историю по кругу. Это может раздражать, но будьте терпеливы – дайте возможность выговориться столько раз, сколько потребуется.

Делайте обычные рутинные дела вместе.

Стройте общие планы и говорите о будущем. Часто люди с ПТСР страдают от ощущения, что впереди у них ничего нет, только пустота. Планы на будущее могут помочь преодолеть это чувство.

Избегайте наркотиков, алкоголя и курения на дому и в вашем окружении. Эти соблазны нужно держать подальше.

Если состояние человека очень тяжелое не оставляйте его в одиночестве.

Как писал OBOZREVATEL, военный психолог Андрей Козинчук объяснил, почему не все украинцы после войны будут страдать от ПТСР.