О чем молчит господин Попов?!
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Закон о доступе к публичной информации одна из первых сенсаций нового года. Журналисты должны ликовать и прыгать от счастья, хотя непосредственно в день его принятия столкнулись с ограничениями и запретами.
13 января Верховная Рада после длительного обсуждения и затянувшейся дискуссии в обществе таки приняла Закон "О доступе к публичной информации". "За" проголосовали 408 народных депутатов из 433, зарегистрированных в сессионном зале.
Если сформулировать кратко, то документ предусматривает, что любая информация, которой владеет чиновник, должна быть доступной для общества. Однако это все же не касается секретной, конфиденциальной и служебной информации.
Интересно, что перед принятием данного закона, журналисты в сессионном зале вывесили плакат "Доступ к информации сейчас или никогда!". На что своеобразно отреагировал коммунистической закалки вице-спикер Адам Мартынюк. Он раздражительно бросил, что журналисты могут у себя в редакциях вывешивать плакаты, но не в парламенте: "Мы и без вас знаем, что делать!".
Собственно после этих слов к журналистам подошли сотрудники комендатуры и заставили свернуть плакат. Несмотря на подобные трения, закон принят и это главное. Казалось бы, теперь не только у журналистов, но и у простых граждан государства Украина есть законное право обращаться к чиновникам и овладевать интересующей информацией. В момент бурного обсуждения речь шла, прежде всего, о финансовых документах.
Для журналистов так это и вовсе рай, непаханое поле работы. Однако, как и следовало ожидать, собственно так в стране работает не первый закон, то, что задекламировано на бумаге оказалось слишком далеко от жизни.
Буквально в тот же день 13 января среди журналистов со скоростью света начали не просто распространяться, но и подтверждаться слухи о том, что глава КГГА запрещает чиновникам общаться с журналистами напрямую.
В частности, по сообщению пресс-службы Бока Кличко в Киевсовете, распоряжение №7 от 10.01.11 было разослано во все структурные подразделения КГГА.
Интересно, что данное распоряжение не вывешено на официальном портале мэрии, как это делалось ранее, причина ясна, ведь издано оно было од грифом "для служебного пользования".
Суть документа можно четко понять из одного лишь абзаца:
"Должностным лицам и структурным подразделениям исполнительного органа Киевского городского совета, районным государственным администрациям, предприятиям, учреждениям и организациям, которые подчинены КГГА, предоставлять СМИ официальные документы, статистическую информацию, официальные комментарии, согласие на интервью и участие в телесъемках и другое только через отдел информационного обеспечения КГГА (пресс-службу) на основании письменных запросов", - говорится в тексте распоряжения.
Чиновникам поручено все информационные запросы, которые поступили от СМИ к ним напрямую, передавать в пресс-службу для регистрации. Ответы на запросы СМИ должны передаваться исключительно пресс-службой.
Профильному заместителю председателя КГГА Александру Пузанову до 31 марта поручено подготовить проект положения об информационной политике КГГА с учетом данного распоряжения. Распоряжение визировано подписью председателя Киевской городской государственной администрации Александра Попова.
Согласитесь довольно таки парадоксально, в то время, когда в ВР принимается закон "О доступе к публичной информации", господин Попов подписывает распоряжение, которое фактически лишает журналистов возможности оперативно получать какую-либо информацию о деятельности столичных чиновников.
Подобные действия киевской власти не могут не вызывать бурю негодования, волнений и острых вопросов со стороны СМИ. Каждый сотрудник средств массовой информации, независимо от профиля прекрасно понимает, что получить интересующую информацию путем направления в пресс-службу официального запроса, это все равно, что возить в машине две недели пакет молока, в итоге получится как в анекдоте "не кефир и не молоко, а такое".
Информация теряет свою актуальность слишком быстро и в ситуации, когда время идет даже не на часы, ждать две недели (как правило, раньше на запрос никто никогда не отвечает) это просто смешно.
В КГГА чаще всего журналисты обращаются за комментариями касательно коммунальных бед, которые время от времени возникают в разных районах столицы. И как можно себе представить, в поисках ответа на вопрос ждать даже несколько дней, а то и недель после направления запроса.
Наблюдая ситуацию со стороны, складывается впечатление, что городская власть пытается умышленно отгородиться стеной молчания от журналистов.
Кстати, подобную ошибку в начале своего "правления" в столице совершил Леонид Черновецкий. Именно он, едва став мэром, не имея опыта общения со СМИ, пытался установить запреты и диктовать свои условия. Однако, убедившись, в том, что с журналистами лучше дружить, он избрал иной путь и стал едва ли не в фамильярной манере общаться с прессой.
Учитывая огромное количество критических статей, телевизионных сюжетов, комиксов и мультфильмов, в которых главных героем выступал Леонид Михайлович, он все равно пытался сохранять спокойствие и нашел свой стиль в общении со СМИ, где он "прикидываясь умным дурачком" всегда отвечал на те вопросы, которые считал нужным. При этом практически никогда речь не шла о каких-либо ограничениях для журналистов со стороны чиновников или пресс-службы.
"Обозреватель" выпуская серию комиксов о пришельцах из космоса, где Леня Космос был героем №1, не прочувствовал на себе негодования в стенах КГГА. Сами сотрудники пресс-службы в задушевных беседах признавались, что пришельцы "просто супер" и интересовались когда будет следующая серия.
Предшественник Черновецкого, Сан Саныч Омельченко был вовсе с журналистами на "ты". Ни одно мероприятие при участии городского главы не обходилось без прессы, это касалось не только официальной части, но и застолий в том числе.
Собственно приведенные выше примеры наверняка также не идеальны и скорее близки к крайностям. Всегда в отношениях между людьми должна присутствовать та грань, переступить через которую не позволит уважающий себя человек. Собственно не понятно для чего именно сейчас господин Попов затеял весь этот сыр-бор с запросами и запретами. Ведь сравнивая показатели его деятельности с показателями, а точнее их полном отсутствии у предшественников, счет явно в пользу Попова.
Исходя из ново принятого закона и в большинстве своем лояльно-нейтрального отношения медиа, по меньшей мере, не логично было бы обозлить против городской власти целую армию журналистов.