УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Киевляне угробили несколько легендарных рек

5,9 т.
Киевляне угробили несколько легендарных рек

С тех пор смогли угробить несколько легендарных рек, тешимся загрязненным Днепром и красивой легендой о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбидь.

Урбанизация ярко сказывается на столичных реках. По ним давно не плавают лодки, и в них не водится рыба — эти водотоки стали попросту коллекторами. Теперешнее их число установить сложно даже специалистам, хотя на картах отмечены 9 малых рек, 28 ручьев, 27 рукотворных каналов и канав, 3 притока. В коллекторы загнали ручьи: Коноплянку (на Ветряных горах), Мокрый (в Кучмином яру), Куриный брод и Западынку (на Куреневке).

Судьба быть вонючкой

Мусорные берега летописной Лыбиди

Летописная река Лыбидь, как и все малые водотоки Киева, сейчас переживает не лучшие времена. В нее регулярно сбрасывают то зеленую воду от теплосетей, то нечистоты с разных предприятий, мусор, а зимой снег с Правого берега Днепра. И каждый раз чиновники заявляют, что в этом нет ничего страшного.

Несколько столетий назад по речке плавали на лодках. В бассейне Лыбиди до средины XX ст. (в районе Соломенки) киевляне отдыхали, а в прудах Совской балки ловили крупную рыбу. На здешних водяных мельницах мололи муку, зарабатывая на этом немалые деньги. Говорят, в стародавние времена в устье реки базировался даже княжеский флот.

Увы, прошли те славные времена. Заковывать реку в бетон начали еще в царские времена. Город постепенно разрастался и поглощал берега реки, которые попросту высушивали и постепенно прятали в каменные оковы.

— Прятали Лыбидь под землю постепенно. Процесс начался с освоения киевского района Паньковщина, когда строился красный корпус Университета Св. Владимира (ныне Тараса Шевченко), — пояснил "Новой" Николай Щепец, директор ГКП "Плесо", предприятия, на балансе которого находятся все водные объекты столицы. — А после того как Киев стал столицей в 1934 году, Лыбидь уже практически полностью текла в бетонном желобе.

Река имеет два истока. Первый берет свое начало в озере парка Отрадный (Борщаговка). Кстати, здесь установлен камень-памятник, надпись на котором гласит, что именно в этом месте начиналась жизнь знаменитой реки. Далее она прячется под землю и выходит наружу за железнодорожными путями, в районе улицы Ушинского, но уже в бетонном желобе. Второй исток берет начало возле Караваевых дач. В районе улицы Железнодорожная можно наблюдать, как ручей превращается в реку. На своем пути Лыбидь принимает 288 коллекторов. Причем, практически все они раньше были обычными ручьями, но спустя годы их забетонировали и взяли в трубы.

Памятный камень, где берет свое начало Лыбидь

Большинство из них носят название той местности, где протекают, например, коллектор Отрадный. В районе КПИ Лыбидь подпитывает Волочаевский коллектор. Возле универмага "Украина" подсоединяется Скоморох (бывшая малая река), а в районе улицы Льва Толстого — ручей Ботанический. Кстати, его можно видеть в самом Ботаническом саду. Неподалеку от ул. Федорова в Лыбидь входит Прозоровский коллектор, в котором протекают речки Клов и Крещатик. Речка Крещатик начинается возле Национальной филармонии и протекает под главной улицей столицы. Ее "заковали" в коллектор еще в ХІХ ст., после того как во время ливня в открытой реке утонули люди. В районе Московской площади в Лыбидь впадает подземная Совка, а последний приток, Бусливка, попадает в нее на ул. Киквидзе.

Всего лишь 300 метров Лыбиди не взято в коллектор. Этот участок находится под Лысой горой. С 2004 г. это место признано Киеврадой заповедной зоной. Но, честно говоря, заповедником тут не пахнет — вода мутная, грязная, территория вокруг перекопана — прокладывают теплотрассу. Лишь возле Караваевых дач можно рассмотреть бетонное дно реки, а в районе ул. Саперно-Слободская вода мутная и грязная. За Столичным шоссе Лыбидь снова течет в открытом коллекторе и в таком виде впадает в Днепр.

Скорость течения Лыбиди поражает. Если в воду вставить палку, нужно приложить немалые усилия, чтобы ее удержать. А это значит — река жива! По словам Николая Щепца, в 70-х годах минувшего века в среднем за год Лыбидь сбрасывала в Днепр 3,8 млн куб. м воды. Сейчас цифра составляет 6 млн "кубов"! Столько воды киевляне выпивают за трое суток.

Некоторые экологи предлагают запретить сбрасывать в Лыбидь сточные воды, дескать, она сразу станет чистой. Но, как заявил "Новой" Николай Щепец, Лыбидь может просто исчезнуть из-за нехватки воды. Куда рациональнее было бы установить на каждом выходе подземных коллекторов очистные сооружения. Но чиновники делать этого не спешат, и древней реке суждено течь грязной.

Коварный Сырец

Самой коварной считается речка Сырец, которую многие величают ручьем. У нее довольно быстрое течение, из-за чего она не раз "разъедала" берега. Потому и была частично закована в бетон. Сырец имеет два истока. Первый расположен за станцией метро "Нивки", второй — в районе местности Галаганы. Возле железнодорожной станции "Рубежовка" Сырец проходит в коллекторе. Далее реку можно наблюдать вдоль частного сектора улицы Щусева. Вода в Сырце выглядит на удивление чистой, но специалисты не рекомендуют ее пить.

От улицы Щусева и практически до улицы Ольжича Сырец упрятан в бетонный желоб, это сделали из-за масштабного размыва берегов, в воду даже падали большие деревья... Сейчас здесь рядом с речкой обустроили прогулочные дорожки с лавочками для отдыхающих. На повороте улицы Сырецкая реку видно лучше всего — здесь она впадает в коллектор, который тянется до Оболони! За улицей Богатырская Сырец выходит на поверхность и впадает в систему озер Опечень.

Дуст для советских комаров

А вот реки под названием Дарница в Киеве вообще не было. Ее сделали искусственно. На ее месте находились болота, которые начали разрабатывать во время строительства Дарницкого шелкового комбината в 1938 г. Эту речку-канал сделали для слива производственных вод вышеупомянутого предприятия.

Прародителем этой реки был ручей Пляховой, берущий свое начало в Княжичах, он впадает в искусственное озеро Веселка. Дарницкий мелиоканал полностью прячется в коллектор и выходит на поверхность за Харьковским шоссе. В конечном итоге впадает в озеро Нижний Тельбин, которое служит отстойником Дарницкого мелиоканала.

Рукотворная река Дарница больше напоминает болото

Николай Щепец говорит, что толщина промышленных отходов здесь составляет от 3 до 14 м, иными словами, здесь похоронена вся "таблица Менделеева". Но самая большая проблема — накопление в этом месте дуста. Этот токсичный препарат используют для борьбы с разными насекомыми, в том числе и с малярийными комарами. "Дуста здесь столько, что можно уничтожить всех комаров на территории бывшего СССР", — уверяет Николай Щепец. Впрочем, по словам главного водника столицы, ничего страшного в этом нет. Главное, чтобы кому-нибудь не пришло в голову ворошить ил на дне озера.

"Палили бензин в озерах"

Закованная в бетон речка Нивка берет свое начало за Ледовым стадионом, после чего пересекает проспект Академика Глушкова. Киевские любители лошадиных бегов часто замечают зимой на беговых дорожках ипподрома серую полосу от растаявшего снега. Это и есть река Нивка, в которую попадают стоки от теплотрассы и бурными потоками текут на Теремки.

Другая ее часть протекает в Жулянах и называется Жилка, хотя на многих картах она указана как Борщаговка. Николай Щепец говорит, что это грубейшая ошибка, и правильно называть этот водоем Жилка, отсюда и название поселка — Жуляны. Впрочем, у этой речки нелегкая судьба. В ней плавают бутылки и даже старые двери, выброшенные жителями частого сектора.

Возле железной дороги Жилка уходит под землю и выходит на поверхность в районе улицы Зодчих на Борщаговке. Далее Нивка течет через каскад озер, наибольшее из которых — озеро Святошинское возле Брест-Литовского шоссе, и впадает в Ирпень. В 1996 г. на Пост-Волынском разбились две цистерны с нефтью. Коллекторы с места происшествия вели к озерам на Софиевской Борщаговке. После того как горюче попало в водоемы, появилась угроза экокатастрофы. "Пришлось сжигать нефть прямо в озерах, чтобы избежать более масштабной катастрофы", — вспоминает главный водник столицы.

Навсегда уничтоженные

Речка Глыбочица полностью спрятана в коллектор. Она начинается в районе Львовской площади, второй исток — на Татарке. В бетон Глыбочица закована под одноименной улицей (протекает под Верхним и Нижним Валами до Гавани).

В старину речку наполняли многочисленные ручьи, которые тоже со временем заковали в бетон или засыпали: Киянка, Турец и Юрковица.

Интересно, что киевляне дважды меняли течение реки с помощью искусственных насыпей, чтобы уберечь местную застройку от паводков. А после пожара 1811 г., когда сгорел практически весь Подол, речку Глыбочицу оградили с двух сторон валами (отсюда и название улиц). Кстати, после этого река уже называлась Канава. Поначалу здесь даже существовал Подольский бульвар. Но прогресс неумолимо наступал речке на горло… И сами же горожане превратили ее в сточную канаву. На Подоле начали открывать многочисленные пивоваренные, кожевенные и дрожжевые заводы, отходы от них и городских усадеб сливались в реку, пока она не превратилась в помойную канаву.

Жителям Подола приходилось терпеть зловоние не одно десятилетие. И только в советские времена Глыбочицу "загнали" в бетон. Специалисты, поговаривают, что река практически исчезла. Хотя, как утверждают киевские диггеры, река все же жива! В некоторых местах она течет ручьем, а там, где подземелья строили из кирпича, воды много, и она тянется к Днепру.

Исчезла и Почайна, где, по летописи, 1200 лет назад при князе Владимире состоялось знаменательное событие — крещение Руси. Многие ошибаются, называя Почайну рекой. На самом деле это древний правобережный рукав (приток) Днепра, который за последнее тысячелетие превратили в Днепр. Бывший приток отделялся от Днепра песчаной косой, которая заканчивалась в районе памятника Магдебургского права. В ХVIII ст. в косе проделали канал, после чего песчаную насыпь постепенно унес Днепр. В конце ХІХ ст., когда построили Гавань, Почайна начала исчезать, а во второй половине XX ст. при застройке "городского выгонья Оболонь" превратилась в цепочку озер: Редькино, Кирилловское и Опечень.