Тени незабытого Голливуда
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
14 ноября в широкий украинский прокат наконец-то выходит самый разрекламированный отечественный кинопроект "Тени незабытых предков", заявленный создателями как прорыв в мировой кинематограф. Премьера ленты несколько раз переносилась. Как оказалось, не зря. Авторы не только боялись конкурировать с летними блокбастерами, откладывая релиз на осень, но и не хотели, чтобы от фильма веяло халтурой, сыростью и несъедобностью. В итоге замариновали продукт до нужной кондиции, навели ретушь и выдали первое украинское почти голливудское кино.
"Тени незабытых предков", изначально поспекулировавшие на литературной классике и культовой экранизации Параджанова, чтобы привлечь к себе внимание, априори не делали ставку на глубокомысленный, витиеватый сюжет. Задачей было – развлечь неприхотливого массового зрителя, запивающего попкорн кока-колой, и сделать это по возможности качественно, чтобы откреститься от клейма "убогий украинский кинематограф" и выйти на международный уровень. По словам сценариста и режиссера Любомира Левицкого, неоднократно акцентирующего на том, что в первую очередь нужно развивать жанровое кино, а не арт-хаус, главной целью было сделать украинское кино интернациональным, как это сделал Бекмамбетов в России, и избежать ощущения "местечковости".
На удивление, после череды провальных попыток (дебютной "Штольни" того же Левицкого, "Тогохтопройшовкрізьвогонь" Ильенко, 3D-позора под названием "Люблю и точка") "Тени незабытых предков" действительно стали ступенькой наверх. Не в плане интеллектуального, концептуального кино (для которого у нас есть Кира Муратова и Ева Нейман), а в плане ширпотребного попкорн-муви, которого, как бы свысока мы на него не глядели, раньше в Украине не было. С нулевого уровня Левицкий вывел отечественный кинопром на уровень, на котором находился Голливуд лет пятнадцать назад, активно клепающий фильмы класса "Б": малобюджетные слэшеры и тупые и голые молодежные комедии. Сегодня "Тени незабытых предков" в представлении американского зрителя – второсортный продукт. Но для зрителя украинского – первая манная каша без комочков.
Читайте:
"Тени незабытых предков": прорыв или очередной провал?
Сюжет фильма прост, как скамейка, и до боли знаком. Если покороче: группа легкомысленных ребят, зловещий лес и очень плохой парень, истребляющий наложивших в штаны подростков одного за другим. Если подлиннее. Много-много лет назад в карпатских лесах жили духи, вполне дружелюбные. Но люди стали рубить деревья, рубить и рубить, рубить и рубить, жадно и бесцеремонно отбирая у духов их территорию. И те в конце концов озверели, приняли сторону тьмы и стали демонами. Тогда несколько гуцульских колдунов – мольфаров – объединились и заточили зло в Книгу теней, а вход/ выход "зацементировали" магической печатью – згардой (вообще згардой гуцулы называют украшения-амулеты, ну да ради бога). И лишь один нечистый остался на воле – Двудушник, обладатель двух душ, способных вселяться в человека и любой деревянный предмет.
Наши дни. Красивый Черновицкий университет. Студенты, предельно далекие от карпатских легенд, творчества Коцюбинского и вообще какого-либо духовного наследия. В перерывах между парами парни обсуждают аппетитных однокурсниц, девушки в туалете надувают перед зеркалом щедро смазанные блеском губы, кто-то курит травку, кто-то в том же туалете удовлетворяет генитальный зуд, на лекциях строчатся СМС, выясняются отношения и игнорируется занудный треп препода (между прочим, профессора, между прочим, слепого). Так бы все и продолжалось, если бы не возникла потасовка, если бы в аудитории не оказался некий таинственный экспонат (с той самой згардой), если бы он не разбился и если бы не коснулся восьмерых оболтусов …
Накануне премьеры Любомир Левицкий, продюсер проекта Андрекс Селиванов и восемь начинающих актеров (преимущественно дебютантов) представили "Тени незабытых предков" киевским журналистам. По словам Левицкого, к фильму Параджанова их проект никакого отношения не имеет, а вот повесть Коцюбинского действительно отчасти затрагивает. На деле же этот молодежный мистический хоррор не имеет отношения ни к тому, ни к другому. И оттого обвинения некоторых критиков в посягательстве на шедевр выглядят не вполне уместными. Если бы создатели снимали римейк "Теней забытых предков", можно было бы без зазрения совести рвать их в пух и прах, но поскольку проект изначально позиционировался как аллюзия-стеб, какие претензии? Можно подумать, ждали "Крестного отца", а получили "Американский пирог". Нет ведь. Ждали пирог - получили пирог.
Читайте:Голливуд "обрывает телефоны" из-за украинского фильма
Касательно пирога. Любомир Левицкий не изобретает колесо и даже не изобретает для него новую покрышку. Он залпом следует давно проверенным голливудским клише. В частности, стереотипно прорисовывает характеры героев. Главный хороший парень (Дима Ступка) – не совсем лопух и не совсем лузер, но явно из тех, кому не дают самые сексапильные барышни на курсе, то есть на кого они даже не поворачивают голову, но в ком, конечно же, есть большой потенциал, а главное – добрая душа. Лучший друг главного героя – не обремененный интеллектом шут (в пользу стереотипа режиссер даже вставляет показательную сцену с репликой "Я що, схожий на клоуна?!"), чересчур активный, навязчиво энергичный, болтающий и возмущающийся без умолку, совершающий нелепости, но в решающий момент проявляющий отвагу и спасающий героя. Девушка-любовь – невульгарная красавица, сперва встречающаяся с популярным капитаном футбольной команды (скотом, как водится), а затем проникающаяся симпатией к не совсем лузеру. Плохой парень, соперник – естественно, этот самый капитан футбольной команды, местная звезда, объект домогательств пышногрудых блондинок. Пышногрудая блондинка (ну какой слэшер без нее?) – вульгарная красавица с дутыми губами и бюстом, тупая, как ржавый тесак, причем с другой стороны лезвия, бегущая по лесу в "лабутенах" под персональную неторопливую музыку. Белая ворона – черная девушка-гот, загадочная, асексуальная, умная, знакомая с эзотерикой, а потому приходящаяся весьма кстати (пока живая). И наконец некто – темная лошадка.
Левицкий копирует и компилирует все, что видел в дешевых ужастиках и "Американских пирогах". Хотя местами заметно, что режиссер знаком и с лучшими представителями жанра (к примеру, "Хижиной в лесу"). В "Тенях" можно узнать "Поворот не туда", "Дьявола" (где несколько людей застряли в лифте с сатаной) и, конечно же, российский "Темный мир", которому создатели явно шлют украинский привет. А в одной из экшн-сцен кажется, что герои превратятся в Калленов и начнут играть в бейсбол (не зря у одной из героинь в комнате висит постер "Сумерек"). Что же до "пирогов", диалоги озабоченных подростков, эпизод с мастурбацией и внезапным приходом мамы, тампоны в носу – это все оттуда.
В карпатскую мистику Левицкий погружается ровно настолько, чтобы было понятно публике, бездумно жующей попкорн. Собственно, и карпатской-то ее не назовешь: стандартные куклы вуду, шрамирование, мутные линзы, даже цветок папоротника напоминает флору из "Аватара". Разве что мольфар, добывающий из дерева молоко, точно не из Голливуда.
Как уже было сказано, козырь "Теней" - не в сюжете. Впервые отечественный фильм может похвастаться смотрибельной графикой и относительно качественными спецэффектами (и благо, что Любомиру не навеяло делать 3D). Со сноской-поблажкой "как для украинского кино" (без этого примечания пока никак). С ничтожным по голливудским меркам бюджетом в 900 тысяч долларов нашим мувимейкерам удалось соорудить картинку, от которой не морщится лоб и не возмущается глаз (правда, делали заокеанские мастера визуальных эффектов, а снимал заокеанский оператор). И если сравнивать с дипломной работой Левицкого "Штольня" - это как "Тетрис" и Need for Speed.
Второй козырь фильма – лица. И речь не столько о таланте (играют ребята где сносно, где деревянно), сколько об элементарной симпатичности и харизме (а ведь и с ними в отечественном кино явно была многолетняя напряженка). Любомиру удалось собрать в кадре восемь привлекательных и запоминающихся парней и девушек, что уже само по себе заслуга (а выбирать их пришлось из двенадцати тысяч участников кастинга). Что касается игры, наиболее убедительным получился демон (сыгравший его актер перед тем, как согласиться на съемки, посоветовался со священником, и тот без колебаний дал добро, заметив, что "и Гитлера нужно кому-то играть").
"Ми – найсимпатичніша нація у світі, але не маємо своїх зірок!" - негодует Любомир с твердым намерением открыть с десяток новых имен, чтобы было кому идти по красной дорожке. А на вопрос журналистки "Почему так безжалостно расправляетесь со своими героями?" отшучивается: "Тому що погані герої, які курять марихуану, мають померти… Хічкок також убивав своїх блондинок, яких дуже любив".
"Я вірю. Бо ніколи не роблю того, у що не вірю", - говорит Левицкий о мистической составляющей своей картины и рассказывает о "паранормальных" случаях на съемках: когда снимали сцену с погоней на грузовике, увидели на дороге фигуру в белом, которая быстро шмыгнула в лес. Продюсер Андрекс Селиванов шутит: мистика была в том, что деньги быстро заканчивались. А Дима Ступка с улыбкой добавляет, что давеча количество его подписчиков в фейсбуке достигло 666.
Читайте:Создатели "Тіней незабутих предків" рассказали о мистических совпадениях
"Тени незабытых предков" - набор плюсов (приличная картинка, симпатичные ребята, драйвовый саундтрек, самоирония, сюрприз в финале) и минусов (тотальные клише, плосковатые шутки вроде "Польша – не район, а страна", неуверенная игра начинающих актеров). Кто хочет, насчитывает больше плюсов, кто не хочет – множит минусы. "Це ніби погляди бджоли і мухи: перша каже, що навколо все цвіте і пахтить, а друга – що навкруги самісіньке гівно. Чомусь усіх тягне в арт-хаус, в чорнуху, мені ж до вподоби цвіт", - отмечает режиссер.
При всей своей легкомысленности "Тени незабытых предков" пытаются что-то сказать молодому поколению, топорно, но искренне. Не только о том, что рубить деревья плохо, но и о том, что пора отрывать задницы от компьютеров и делать что-то реальное, потому что "сидите у своїх електронних машинках і вимираєте". "Хто хоче – бачить меседж, хто не хоче – жує попкорн і йде додому", - подытоживает Левицкий.
И наконец что касается пресловутого плейсмента, его в картине много и скрыт он неважно: сайт "Обозреватель", радио "Европа плюс", мышка Genius, джип "Тойота" (правда, автомобильный спонсор в последний момент "умыл руки", и роль "Тойоты" сократили). По словам продюсера, рекламу пытались сделать ненавязчивой, однако получилось плохо. С другой стороны, логотип Apple чуть ли не в каждом американском фильме никого не смущает, а тот же Бекмамбетов без неловкости рекламирует майонез "Кальве"…
Смотрите все! Смотрите украинское! Цените лучшее!