УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Рынок электрической энергии. Конкуренция не для всех

Рынок электрической энергии. Конкуренция не для всех

С 1 июля 2019 года в Украине действует оптовый рынок электроэнергии.

Видео дня

Документально он представляет собой:

- свободное рыночное ценообразование;

- возможность потребителя самостоятельно выбирать любого поставщика;

- производитель электроэнергии может продавать любому потребителю без наличия посредников.

Но так ли это? Работает ли это действительно для всех производителей, или что-то пошло не так?

Существуют разные типы производства электрической энергии: атомная, гидро, так называемая "зеленая" и тепловая генерация - теплоэлектроцентрали, которые дополнительно производят тепловую энергию. Каждый тип генерации имеет свою специфику работы, и она учтена в модели рынка целым комплексом документов вторичного законодательства. Однако, первый год работы в новом рынке показал, что далеко не все сумели предусмотреть. Так как Украина на кануне старта отопительного сезона оказалась в ситуации, когда ТЕЦ по всей стране не факт, что "протянут" еще один отопительный сезон, то хотелось бы остановиться именно на них. Незапланированная убыточность, огромная задолженность за газ и твердое топливо, несоответствие тарифов, как следствие недофинансирование ремонтных компаний, что является основополагающим для качественной и безаварийной работы производства, вот с чем столкнулись теплоэлектроцентрали в этом году. А виной всему не достаточное выполнение регуляторной функции Национальным регулятором (НКРЕКП).

Почему так? Разбираемся.

Из-за недоработанной методики формирования тарифов для ТЕЦ сложилась действительно ужасающая ситуация: убытки генерирующих компаний только растут.

Как было ранее? До введения новой модели рынка Национальный Регулятор в сфере энергетики и коммунальных услуг утверждал тарифы для каждого отдельного предприятия по принципу затраты "+", что представляло собой обоснованные плановые затраты, поделенные на плановый объем производства продукции. Точно также было и у ТЭЦ. За малым исключением: специфика работы теплоэлектроцентрали заключается в том, что при едином и неделимом технологическом процессе ТЭЦ производит два типа энергии: электрическую и тепловую, соответственно эти предприятия получали вместо одного тарифа два: тариф на тепловую энергию и соответственно тариф на электрическую энергию.

Что изменилось и есть ли выход? После введения нового рынка электрической энергии все участники рынка стали вольны в принятии решений относительно ценообразования, но только не ТЭЦ, ведь тарифа не существует только для электрической энергии, а методология тарифообразования так и осталась одна для двух продуктов. Национальный регулятор по-прежнему утверждает тариф на тепловую энергию, а с учетом того, что производство тепловой энергии на данном виде генерирующего оборудования невозможна без производства электрической, то и затраты "+" существуют для всего технологического процесса. Тем самым затратная часть, обязательная к покрытию, формируется, но доходная часть ничем не обеспечена и зависит исключительно от ситуации на рынке электрической энергии.

Основная задача ТЭЦ – это поддержание ровного графика тепловой нагрузки для обеспечения конечных потребителей тепловой энергией, соответственно независимо от цены рынка на э/э ТЭЦ будет ее вырабатывать и продавать по любой цене, сложившейся на рынке.

На практике в Украине сложилась ситуация, в которой большинство ТЕЦ оказались абсолютно неконкурентоспособными ввиду принудительного формирования себестоимости согласно действующей Методологии ценообразования. Регулятор зафиксировал метод распределения затрат между тепловой и электрической энергией, что приводит к превышению полной себестоимости электрической энергии над ценой рынка и ТЕЦ вынуждены принудительно продавать электрическую энергию ниже себестоимости ее производства чем несут колоссальные убытки.

Выход есть. Опыт государств членов Европейского сообщества, говорит, что темник этой проблемы не новый. Абсолютно все страны, запускавшие рынок электрической энергии, при чем как Европейские, так и наши Восточные соседи сталкивались с этим. Уже готовые решения описаны во многих отчетах и отраслевых обзорах. И они твердят о том, что необходимо соблюдать принцип сбалансированности. ТЭЦ стали подвержены рискам рынка, соответственно у них должна быть возможность быть более гибкими и адоптироваться. Ключевым фактором для этого является управление своей себестоимостью, а именно методом распределения затрат.

В Украине проблема встала на весы "НЕРЕШАЕМОСТИ": и тогом зимы-2020/2021 вполне может стать передел на энергетическом рынке Украины. И выстоять, на сегодня, убыточным теплоэлектроцентралям, которые снабжают теплом и горячей водой крупные города, будет непросто.

Все противоречия работы ТЕЦ в новом рынке никак не были учтены при формировании и установлении тарифов для ТЭЦ. По этой причине ТЭЦ в отопительный сезона 2019-2020 гг. потерпели больших убытков. И столкнулись с трудностями при аккумулировании средств для будущих ремонтов, для модернизации, возможности повышения энергоэффективности, о которой постоянно говорят в стенах профильных министерств, и в том числе – закупке топлива.

Непредусмотренные убытки украинские ТЕЦ остро почувствовали уже этой зимой. Именно поэтому, в марте 2020 профильная Ассоциация УкрТЭЦ обратилась в НКРЭКУ с освещением проблематики существования ТЭЦ в условиях нового рынка, и ссылаясь на Европейский опыт внесла предложения по поводу замены метода распределения условно-постоянных затрат.

После длительного рассмотрения и проведённых консультаций по данному предложению, в августе 2020 со второй попытки на открытом заседании Комиссии утверждают проект изменений в Методику тарифообразования (№991).

Утвержденный проект отличается лишь тем, что в него добавлено условие для применения другой базы распределения затрат. Данное условие – это увеличение коэффициента полезного использования топлива(КПИТ) до уровня >70% для ТЭЦ на угле и >80% для ТЭЦ на газе. Относительно данного условия Комиссия ссылается на Директиву ЭС "Про энергоэффективность".

При том, что Национальному регулятору наверняка известно, что данные величины КПИТ недостижимы для большинства ТЭЦ в отрасли, а также такое требование прямо не указано в Директиве.

Согласно предварительной позиции регулятора все аргументы и комментарии, собранные против их редакции, были учтены, но ни одно предложение по факту принято так и не было. Следственно вышло, что предварительная позиция для обсуждения была – ничего не менять по сравнению с действующей редакцией.

В прошедшую пятницу проект изменений был отправлен комиссией на дальнейшую доработку, планируется создание рабочей группы. В общем процесс снова затягивается.

Что же мы сейчас видим, несвоевременное реагирование на сложившуюся ситуацию, а по факту невыполнение НКРЕКП своих регуляторных функций, привело к тому, что ситуация вокруг ТЭЦ расшатывается. И как минимум все это может привести к их неработоспособному состоянию уже в текущем отопительном периоде. А зима 2020/21 года может оказаться куда прохладнее прошлой.

Какой бы ни была зима, а отопление требуется, и ТЭЦ продолжают работать. И ТЭЦ обязана отпускать в энергорынок свою электроэнергию фактически по бросовым ценам. И нести по этой причине убытки. Уменьшить убытки, отпуская электрическую энергию в меньшем количестве ТЭЦ не могут – есть обязательства по подаче тепла, а при комбинированном режиме работы, это становится просто невозможным.

И пока вся отрасль замерла в ожидании сбалансированного подхода, мы с вами ждем своевременной подачи тепла в наши дома в новом отопительном сезоне, в надежде, что зима будет не так сурова.

То, что сейчас происходит вокруг ТЭЦ, быстрее и острее показывает тот кризис, который на самом деле надвигается на украинскую энергетику в целом.

Продолжение следует…