УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украинцев ждут новые реалии: как изменится рынок труда и кто не потеряет работу

4 минуты
51,1 т.
Что происходит на рынке труда в Украине

В Украине реальное число безработных уже достигло более 2,6 млн человек. В следующем году ситуация может быть еще более критичной. Даже после победы Украины в войне для того, чтобы предприятия вернулись на довоенный уровень производства, нужны годы.

О том, что происходит на рынке труда, к чему стоит готовиться в 2023-м и кто останется востребованным, читайте в материале OBOZREVATEL.

Что происходит на рынке труда сейчас?

В марте ситуация была значительно хуже, но и сейчас найти работу – настоящий вызов. Работодатели сократили производство из-за отключения электроэнергии, падения экономики, обстрелов, оккупации части территорий и постоянной угрозы. Это также сдерживает и рост количества вакансий.

Рынок полностью находится на стороне работодателя. Тех, кто ищет работу, в два-три раза больше, чем открытых вакансий (зависимо от специальности). В результате можно расширять требования к сотрудникам, предлагать более низкую зарплату, выбирать из большого числа претендентов.

"Количество резюме все еще значительно превышает показатели прошлого года (в 1,5 раза, по данным сайтов поиска работы). В результате нагрузка на одну вакансию (соотношение между количеством резюме и вакансий) хотя и сокращается, но все еще значительно превышает довоенный уровень", – отмечают в НБУ.

При этом число размещенных вакансий снизилось почти в три раза. Все это привело к максимально невыгодным условиям для соискателей работы. Кроме того, регулярные отключения электроэнергии также создали сложности и для тех, кто работает удаленно.

А что с безработицей?

Статус безработного в Украине на данный момент имеют 239,1 тыс. украинцев (159,2 тыс. из них – женщины), говорится в официальной статистике Центра занятости. Реальное же число безработных работоспособного возраста составляет более 2,6 млн человек, а в следующем году увеличится до 2,8 млн человек, считают в Минэкономики.

Проблема заключается в том, что даже после окончания войны мгновенно исправить ситуацию не удастся, рассказывает OBOZREVATEL инвестиционный банкир Павел Присяжнюк. Промышленные предприятия в восточных областях Украины частично разрушены, из-за ограничений морского экспорта сокращены объемы экспорта агропродукции. При этом некоторые украинские поставщики уже навсегда потеряли свое место на мировом рынке, которое до этого завоевывали десятилетиями.

Украине придется строить новую экономику, встраиваться в организм ЕС, искать другие экономические драйверы. И этот процесс по даже оптимистичным оценкам займет не менее трех лет. Адаптироваться к новым условиям должны будут и рядовые украинцы. И высокого уровня безработицы в этот период не избежать.

Диспропорции есть и сейчас: на Киев приходится 30% всех вакансий, большинство открытых вакансий – в сфере продаж. "Даже в ИТ-сфере нагрузка на одну вакансию растет (количество вакансий снижается, в то время как количество резюме стабильно растет), что может быть связано с релокацией работодателей за границу", – отмечают в НБУ.

А я потеряю работу?

Пока экономика Украины не вернется к восстановлению, ситуация на рынке труда будет оставаться крайне сложной. Под угрозой сокращения может оказаться практически любой украинец. Сохранят свои рабочие места те сотрудники, которыю играют важную роль в производственной цепочке, приносят собственнику больше доходов, чем издержек.

Есть специальности, где риск остаться без работы выше. Сложности могут возникнуть у лаборантов, инженеров, которые специализируются на металлургическом производстве и чьи предприятия были разрушены в результате полномасштабной войны. "Вы должны быть немного лучше, немного активнее, немного более настойчивы, чем другие кандидаты", – отметил эксперт рынка труда Сергей Марченко.

А вот высоким спросом будут пользоваться строители, архитекторы, врачи, медицинский персонал, энергетики. Из-за миграции, последствий полномасштабной войны таких сотрудников будет критически не хватать на рынке, при этом быстро заместить дефицит не удастся.

Некоторым украинцам в сложных обстоятельствах придется искать дополнительную подработку или же вовсе менять сферу деятельности. "Опять-таки, вы ее (работу. – Ред.) хотите менять навсегда или это подработка на трудные времена. Согласно этому вы меняете или профессию, или ремесло. Есть люди, которые во время кризисов переходят в такси водителями или просто придерживают деньги в трудные времена, а есть люди, которые овладевают новой профессией, например, маникюрша, или слесарь, или еще что-то, чтобы потом этим зарабатывать на жизнь. Потому что прежняя работа там таких денег не приносит", – резюмировала эксперт рынка труда Татьяна Пашкина.

Так кем же лучше работать?

Эксперты сходятся во мнении: выбирая свою сферу занятости, нужно ориентироваться не только на ситуацию на рынке, но и на свои собственные предпочтения. Хороший юрист сможет найти работу даже в ситуации, когда рынок перенасыщен безработными знатоками юриспруденции. При этом, если же этот юрист после переквалификации станет плохим электриком, вероятно, ему, несмотря на дефицит этой специальности, все равно будет сложно найти рабочее место.

В ближайшие годы спросом будут пользоваться рабочие специальности (сварщики, столяры, каменщики, маляры, слесари, электрики). Кроме того, для восстановления предприятия спросом будут пользоваться инженеры, строители, архитекторы. Еще одно перспективное направление – военно-промышленный комплекс. Даже после окончания войны специалисты, которые занимаются разработкой вооружения, будут пользоваться высоким спросом.

Также без роботы не останутся логисты, водители, энергетики, программисты, психологи и врачи. После победы Украину ждет поэтапное возрождение, ситуация на рынке труда будет меняться вместе с экономикой. При этом ожидать резкого роста, мгновенного возврата до ситуации января 2021-го не стоит.

Украинцам стоит готовиться к сложному периоду экономического восстановления. При этом до того момента, пока рынок труда полноценно от работодателя перейдет в руки соискателя, пройдут годы.