УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Укртелеком": есть ли ручка у чемодана?

'Укртелеком': есть ли ручка у чемодана?

В начале апреля Печерский районный суд снял арест с 92,8% акций ПАО "Укртелеком" по иску Фонда госимущества Украины . Конечно, это просто очередное решение в многолетних судебных разбирательствах. Но в сочетании с недавно обнародованными компанией результатами оценки выполнения долгосрочной стратегии, дает интересную пищу для размышлений. Потому что, кому бы ни достался в итоге национальный телекоммуникационный гигант, правильность выбранного вектора развития будет жизненно важна.

Утомленные резонансом

Каждая новая попытка пересмотра результатов приватизации вызывает в украинском обществе новую волну возбуждения. Кто-то ностальгирует по советской строгости нравов и ругает буржуев, кто-то предостерегает – мол, не трогайте то, что работает, и так экономика в коме. В общем, гормональные бури диванных экспертов и предвыборные ритуальные танцы политиков во всей красе.

Прагматичный разговор случается не часто, поэтому ситуация с "Укртелекомом" дает редкую возможность на цифрах посмотреть, что, действительно происходит с одной из системообразующих компаний украинской телеком-индустрии. И разобраться в дилеммах, вокруг которых ломают копья эксперты и над которыми сушат мозги украинские судьи. В частности, действительно ли в "Укртелекоме" работают в поте лица над модернизацией инфраструктуры, занимаются цивилизованным маркетингом, предлагают новые виды услуг и привлекают иностранных партнеров к развитию компании? Или же тупо "проедают" то, что купили давным-давно, оставаясь на плаву исключительно благодаря фиксированной связи и телефонным "староверам"?

На эти вопросы ответили именитые международные консультанты, которые сделали срез ситуации по заказу Набсовета "Укртелекома". Как иронично пишет журналист Денис Безлюдько в своем авторском проекте "В сухом остатке": "Посмотрел презентаху ̶M̶c̶K̶i̶n̶s̶e̶y̶ консультационной компании, которую нельзя называть, про "Укртелеком". Точнее, что представляет собой компания через 4 года после покупки СКМ. Точнее насколько она выполнила программу модернизации, написанную ̶M̶c̶K̶i̶n̶s̶e̶y̶ консультационной компанией, которую нельзя называть, в 2014". Предположение эксперта о том, что речь идет о McKinsey, наталкивает на мысль о серьезности намерений СКМ развивать телекоммуникационный актив. Ведь это фактически одна из самых известных консалтинговых компаний мира.

Что же сказали гуру стратегического анализа о том, что собой представляет сегодняшний "Укртелеком", и насколько достигнутые показатели соответствуют рекомендованной почти пять лет назад бизнес-модели и глобальным трендам развития индустрии . То есть, насколько компания сегодня соответствует высокому званию эффективного и современного национального телекоммуникационного оператора.

Насколько известно из открытых источников, изначально в стратегии "Укртелекома" разработчиками было предложено сделать акцент на таких четырех блоках вопросов, как "финансы", "развитие персонала", "защита абонентской базы" и "операционная деятельность", включая "модернизацию сети". Вот консультанты и провели анализ в формате "было / должно было стать / стало", при этом откорректировав графу "должно было стать" с учетом отечественных форс-мажоров последнего времени. В числе которых: "прекращение деятельности на временно оккупированных территориях страны; ограничения, связанные с послеприватизационными обязательствами и судебными процессами; задолженности государственных и местных бюджетов перед компанией (в т. ч. по льготным категориям населения); массовые злонамеренные повреждения инфраструктуры (в т. ч. кражи медного кабеля); регуляторные ограничения в фиксированной связи (отставание тарифов от инфляции), а также влияние макроэкономических факторов (в т. ч. девальвация национальной валюты, повышение минимальной зарплаты) и динамика рынка в целом".

Разговор по существу

По сути, в отчете даны ответы на все перечисленные выше "долгоиграющие вопросы" относительно текущей деятельности "Укртелекома".

1.Финансовое состояние. Финансовые результаты превысили ожидания: на конец 2017 года фактический доход составил 6,7 млрд. грн. (против 6,4 млрд. грн. планового), фактическая EBITDA - 1,9 млрд. грн. (против 1,1 млрд. грн. плановой), по рентабельности EBITDA – 28% (превышение плана на 11 п.п.). за прошлый год компания получила чистую прибыль в 867 млн. грн. (на 44% больше, чем в 2016-м) и уплатила в бюджеты разных уровней порядка 1,7 млрд. грн. налогов . При том, что задолженность государства по льготным категориям населения за последние три года выросла. до 190 млн. грн. И это все, учитывая регуляторную политику (отставание тарифов от инфляции), неблагоприятные для операторов фиксированной связи изменения потребительских предпочтений, общую ситуация в экономике (девальвация гривны, повышение минимальной зарплаты, падение покупательной способности населения, демпинг "серых" локальных провайдеров и пр.) и являющиеся ее следствием массовые кражи медного кабеля (20 тыс. случаев только в прошлом году, рост количества краж в 2,5 раза за 3 года, сотни миллионов убытков).

2.Рыночная ситуация. "У компании 35% рынка бизнес-абонентов (фиксированная связь + интернет + сопутствующие услуги). Это первое место. Плюс первое место по IPTV…, - пишет в своем блоге журналист Безлюдько, которых, похоже, имел возможность ознакомиться с полным текстом отчета M̶c̶K̶i̶n̶s̶e̶y̶ .

3.Абонентская база. Скептически настроенные эксперты часто указывают на сокращение числа абонентов "Укртелекома". И они правы.. Международные консультанты –говорят о том, что на конец 2017 года база компании составила 6,6 млн. абонентов или 91 % от планового уровня, определенного в стратегии от 2014 г. Естественный отток пользователей стационарной связи под влиянием технологических изменений в мире был усилен форс-мажорной потерей абонентской базы оккупированных территорий. Впрочем, даже в этой бочке дегтя была обнаружена и ложка меда. По информации того же Безлюдько в бизнес-сегменте "Укртелеком" крепко стоит на ногах: "Падение выручки от бизнес-телефонии тоже удалось затормозить. При плановом падении с 2,8 млрд. грн. в 2013 до 2 млрд. грн. в 2017, по факту в прошлом году "Укртелекому" удалось заработать 2,3 млрд. грн."

4.Новые сервисы. В сегменте массовых услуг были предложены новые продукты, в частности, интерактивное TV, существенно расширена география предоставления доступа к интернету, предложены новые для компании технологии широкополосного доступа – VDSL и FTTH GPON. В бизнес-сегменте увеличилась доля рынка, выведены на рынок новые IP- и IT-услуги. В обоих направлениях существенно выросла доля подключения новых клиентов по оптическим каналам. Именно путем внедрения инновационных продуктов (таких, как широкополосный Интернет, интерактивное телевидение, облачные сервисы и пр.) "Укртелеком" компенсирует потери от снижения интереса потребителей к традиционной фиксированной связи и прочих неблагоприятных внешних факторов.

5.Модернизация сетей. В 2017 г. "Укртелеком" вложил в свое развитие около 1 млрд грн. собственных средств. В результате порядка 300 бизнес-центров и ТРЦ были подключены к современной оптической сети, на модернизированную сеть было переведено 350 тыс. абонентов, а доступ к Интернету получили еще 70 новых населенных пунктов. Ранее обнародованы данные о том, что в целом программа модернизации предполагает установку 4 тыс. новых активных распределительных шкафов в городах и свыше 2,5 тыс. – в селах. Они реалистичны. "Если не будет никаких проблем (инвестиционных - то есть финансирования, и прочих "катаклизмов"), то это вполне реально", - говорит Эдуард Рубин, ректор Харьковского национального университета радиоэлектроники, учредитель Kharkiv IT Cluster.

Деньги из-за границы

По косвенным признакам можно сделать вывод, что иностранный бизнес относится к компании вполне благожелательно. Помнится, еще в 2015 году "Укртелеком" заявил о намерении инвестировать в модернизацию сети $400 млн. совместно с Huawei и China Development Bank. Из, условно говоря, первого транша в $50 млн. компания в прошлом году использовала $30 млн. на модернизационные проекты в шести крупнейших украинских городах. А месяц назад стало известно о том, что кредит украинскому оператору в размере $10 млн. предоставит китайский производитель телекомоборудования ZTE.

Вадим Браиловский, член координационного комитета межгосударственного делового совета "Украина-Китай", считает вполне закономерным инвестиционный интерес азиатских партнеров. По его мнению, от еще более интенсивного сотрудничества с "Укртелекомом" их удерживает в основном судебная шумиха. "Если китайцы будут видеть благоприятное для компании решение суда, какую-то определенную динамику по финансовым результатам, то, я думаю, что они будут больше вкладывать", - подчеркивает он. Интересно, что сам факт участия крупного иностранного бизнеса в судьбе компании, находящейся в ситуации судебной "турбулентности", впечатляет даже скептически настроенных экспертов. "Китайцы – народ продвинутый. И то, что "Укртелекому" удалось договориться с ними, это, конечно, плюс…Можно говорить об успехе. Потому что с китайцами не многие наши предприятия и бизнесмены смогли наладить сотрудничество, в том числе и то, которое предполагает финансирование", - соглашается Александр Паращий.

Страсти по недвижимости

Одно из любимых "общих мест" экономических экспертов постсоветского пространства – страшные истории о том, как здания промышленных предприятий распродают незаинтересованные в них, как в бизнесе, собственники. Сложно представить себе, правда, так все эти манипуляции можно проделать с телекоммуникационной компанией, круглосуточно обслуживающей миллионы абонентов. Но и такое бывает – в случае "Укртелекома".

Сегодня нет никаких убедительных оснований не верить заявлениям менеджмента (подтвержденным международными экспертами) о том, что с 2014 года из 11 000 объектов компании было продано всего 100 шт. Вырученная в итоге сумма – порядка 200 млн. грн. при общем доходе за последние 4 года в 25 млрд. грн.

Правильным курсом в хорошие руки?

Экспертные мнения по поводу стратегии "Укртелекома" сводятся к тому, что СКМ все-таки развивает этот актив в соответствии с бизнес-логикой международного телекома. И любой другой здравомыслящий собственник, если, допустим, таковой вдруг появится и получит возможность вступить в права владения "Укртелекомом", будет следовать этим же курсом.

А вот кем будет этот самый "здравомыслящий" зависит от разных факторов. Напомним, что ФГИУ в качестве претензий выставляет невыполнение компанией приватизационных обязательств. Проблема заключается в том, что брал их на себя предыдущий собственник "Укртелекома" в лице ООО "ЕСУ" ("дочка" австрийской компании EPIC, которая в 2011 году и выиграла приватизационный конкурс). "Будет идти сейчас много судов. Наверное, не только в Украине. Плюс там остались еще кредиты, на которые тогда же покупался "Укртелеком". Часть, я так понимаю, перевесили на сам "Укртелеком", часть осталось в виде гарантии под этой компанией (ООО "ЕСУ"). Как теперь все это вернуть?...Это очень долгая история", - рассуждает независимый украинский инвестиционный аналитик Иван Угляница.

Другими словами, наблюдать за этим захватывающим сюжетом экспертное сообщество будет не день и не два. Возможно, все вообще будет так, как прогнозирует Безлюдько в финале своего поста по "Укртелекому": "Директор по международным связям и взаимоотношениям с инвесторами СКМ Джок Мендоза, с милым шотландским акцентом, подтвердил, что СКМ намерен в суде в Лондоне избавиться от "Укртелекома". С другой стороны, он допустил повторную покупку". Как актив с правильно выбранным вектором развития, "Укртелеком" оказался чемоданом не просто с ручкой, а еще и на колесиках. Будем следить за дальнейшими событиями…