УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Алексей Кущ
Алексей Кущ
Экономист

Блог | Какой быть Украине после войны. Два сценария

Сгоревшие танки РФ в Украине

Празднуя 31-ю годовщину независимости, мы должны четко понимать: Украина не будет прежней после окончания войны. И власть, и общество уже сейчас должны задуматься над тем, каким быть нашему государству в обозримом будущем. Будет ли это успешная европейская страна, или же не оправившаяся от войны умирающая экономика.

Видео дня

Главный экзамен по выбору нашего будущего мы будем сдавать после войны. Сейчас общество и власть максимально мобилизованы и едины ради одной цели – изгнания врага со своей земли. Однако социально-экономические противоречия никуда не делись, они временно отодвинуты на третий план, но после войны обязательно обострятся с новой силой. Поэтому настоящий кризис нас может поджидать на этапе послевоенного восстановления.

Раненое общество после победы потребует от властей не только рабочих мест и восстановления инфраструктуры. После войны чувство справедливости у людей будет очень обострено, и любая социальная, экономическая или политическая несправедливость будет восприниматься крайне остро и негативно. Нужно будет решать проблему социального неравенства, которая в условиях войны и кризиса значительно обостряется. А это значит, что нетерпимость граждан к коррупции лишь усилится, а требования по поводу деолигархизации зазвучат громче. Скандалы на этой почве могут серьезно дестабилизировать государство.

Модель привлекательной Украины может быть построена только на основе справедливого социально-экономического развития.

После войны мы обнаружим, что старая экономическая модель бесповоротно разрушена. Многие заводы, доставшиеся нам от СССР, сровняли с землей, возможности экспортировать сырье значительно урезаны, миллионы украинцев выехали за рубеж, вероятно, мы потеряем даже такой драйвер развития, как IT, который, как известно, любит тишину и спокойствие.

Перед нами встанет задача построить абсолютно новую экономическую модель, которая включала бы в себя более сложные системы развития, чем просто сырьевой экспорт. Важно, чтобы эта модель предусматривала создание большого количества высокооплачиваемых рабочих мест, чтобы развернуть потоки трудовой миграции в Украину.

Для начала Украине нужно отказаться от отраслевой модели экономики в пользу кластерной. Будет оптимально создать 4-5 привлекательных кластеров с капитализацией в несколько десятков миллиардов каждый, чтобы они стали магнитом для привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест.

Нужно переходить от экспорта сырья к развитию переработки. У нас уже есть успешный опыт в этой сфере. Путем введения экспортных пошлин на вывоз семян подсолнечника мы добились, в том числе и с помощью иностранных инвестиций, постройки в Украине более 60 маслозаводов и превращения страны в топ-экспортера подсолнечного масла. Сейчас проблемы с портовой логистикой и вывозом сырья выполняют роль таких пошлин. В условиях, когда стоимость логистики зачастую превышает стоимость самого сырья, разумно повышать уровень добавочной стоимости нашей продукции в самой Украине.

Например, развивать переработку кукурузы в биоэтанол, рапса – в биодизель, а зерна – в спирт. Тем более, что в сфере переработки аграрного сырья Украина может стать лидером в целом ряде направлений. Например, для производства биотоплива будет несложно привлечь западные инвестиции, поскольку мир сейчас – на пути так называемого зеленого перехода. Хорошие перспективы открываются в сфере производства растительного белка.

Еще одним перспективным для Украины кластером может быть биотехнологический. Это кластер на стыке науки, сельского хозяйства, фармацевтики, биотехнологий, переработки, пищевой промышленности. Речь о производстве широкой линейки товаров – от биодобавок до медпрепаратов. Это перспективное направление, которое может стать базовым для развития экономики Украины после войны.

Также нужно присмотреться к нескольким сопутствующим кластерам. Например, к электротехническому, который можно развивать на базе нескольких украинских мегаполисов, тех же Львова, Киева. Кроме того, это может быть машиностроительный кластер в так называемом индустриальном ромбе Украины: Днепр – Запорожье – Кременчуг – Кривой Рог. Нужно углублять переработку металлов, а на базе атомных электростанций создать энергоемкие производственные площадки с гарантиями для иностранных инвесторов сохранения цен на электроэнергию на 10-15 лет. Тем более, сейчас фактор цены на электроэнергию становится ключевым для конкурентоспособности. На этих площадках стоит развивать трудоемкие производства, которые будут использовать украинский металл, обеспечат высокооплачиваемые рабочие места.

Ну и конечно же, это кластер военно-промышленного комплекса, который нам необходимо будет создавать по примеру Израиля.

Если будут обеспечены соответствующие законодательные условия, а также учитывая наши логистические преимущества, эти кластеры способны привлекать десятки миллиардов долларов инвестиций в украинскую экономику.

Но важно понимать, что главный капитал в мировой экономике – человеческий. Это значит, что основные инвестиции государства должны идти в первую очередь в развитие человеческого ресурса – науку, медицину, образование. Без этого никакие реформы мы осуществить не сможем. Нам нужно будет проводить политику репатриации, возвращения украинцев домой. А чтобы она была успешной, нужны рабочие места, соответствующий уровень жизни. Нужна слаженная экономическая, социальная, демографическая политика государства.

Украине уже сейчас нужно вести переговоры с ведущими технологическими компаниями – Илона Маска, Ричарда Брэнсона и т. д., чтобы они открывали в нашей стране учебные центры, в которых украинцы будут получать навыки, необходимые в сферах высоких технологий. В рамках международной помощи Украине такие компании могли бы помочь подготовить человеческий капитал нашей страны к требованиям времени, чтобы затем ведущие технологические гиганты могли открывать здесь свои производства.

Важно, чтобы в рамках мирового распределения глобальных производственных цепочек, в рамках мирового распределения труда Украине была выделена некая технологическая ниша, которая обеспечивала бы сложность экономических систем. Как когда-то Тайвань получил технологическую нишу в виде производства чипов и полупроводников, Южная Корея – машиностроения, Япония – электротехники. Украине тоже нужно в ходе переговоров с западными партнерами артикулировать эту просьбу. Нам нужна технологическая специализация, которая максимально соответствует уровню развития наших производительных сил и человеческого капитала.

Другого выхода у Украины просто нет. Война разрушила наше старое экономическое ядро. С точки зрения разрушения старой экономической модели, инфраструктуры, производственных цепочек потери для Украины от войны просто катастрофические. Но с точки зрения наших потенциальных возможностей развития все не так плохо.

И если мы применим инструментарий такой науки, как "Размещение производительных сил" на базе новой экономической матрицы, которая может быть создана после войны, перейдем от отраслевой к кластерной модели экономики, перезагрузим монетарную модель Национального банка, то сможем очень быстро оттолкнуться от оставшегося после войны ВВП в 100 млрд долл. В случае слаженных действий государственных институтов возврат на довоенные 200 млрд долл. не займет много времени, но замахиваться нужно на более серьезный уровень – например, Польши. Такие возможности роста есть.

Многие скажут: а что будет, если нам не хватит решимости провести эти реформы?

Альтернатива этому успешному пути очень проста – произойдет регресс в сторону разрушенных войной моделей развития. И поскольку эти модели уже разрушены, они не способны обеспечивать высокую эффективность. Мы останемся с затухающей очаговой экономикой, которая будет все больше сползать к архаической сырьевой модели с разрушающимися мегаполисами, умирающими городами, оттоком населения. В таком случае люди, уехавшие из страны, уже не вернутся. И если после войны у нас останется около 30 млн жителей, то за следующие 20 лет, согласно прогнозам, мы можем потерять еще 10-15 млн. Это будет страна, обеспечивающая 1-1,5 млн низкооплачиваемых рабочих мест в сырьевом секторе, населенная преимущественно пенсионерами.

Не побоюсь назвать этот путь полным нивелированием нашей будущей победы в войне. Празднуя сегодня День Независимости, мы должны четко держать в голове, что после завершения боевых действий у нас будет очень много работы, но ее результат по важности будет сравним с победой на фронте.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...