УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Усиление опасного треугольника Китай – Россия – Иран: мировая "ось зла" "обольщает" арабских шейхов, пытаясь ослабить США

5 минут
203,3 т.
Усиление опасного треугольника Китай – Россия – Иран: мировая 'ось зла' 'обольщает' арабских шейхов, пытаясь ослабить США

Стремительное аравийское турне президента России Владимира Путина призвано вбить клин между монархиями Ближнего Востока и США.

Видео дня

Вряд ли случаен и тот факт, что сразу же после посещения ОАЭ и Саудовской Аравии 7 декабря Путин принял президента Ирана Эбрагима Раиси, страны, которая тоже стремится уменьшить влияние США в мире. Похоже, два представителя "оси зла" будут обсуждать ответы "мировых бензоколонок" на свои предложения.

Визит засвидетельствовал еще и то, что российский диктатор становится все смелее в поездках за пределы страны, несмотря на усилия США и Европы, направленные на его изоляцию. Пока он демонстрирует миру и российскому населению, что есть еще места, где его готовы принимать как дорогого гостя, а не как военного преступника.

Для Украины это плохой знак, ведь мы уже некоторое время стремимся привлечь ведущие страны так называемого Глобального Юга, в том числе Персидского залива, к выполнению Мирного плана президента Владимира Зеленского.

Что стоит за посещением президента России ведущих стран Персидского залива – в материале OBOZ.UA.

Запад теряет аравийцев?

Первые положительные результаты "ось зла" получила еще до путинского вояжа в Королевство. Саудовская Аравия отложила визит наследного принца Мухаммеда ибн Салмана в Лондон незадолго до того, как наследный принц принял Владимира Путина в Эр-Рияде. Депутаты-консерваторы уже заявили, что такой ход событий поднимает вопрос о прочности отношений Великобритании с Саудовской Аравией. Официальные лица Королевства, конечно же, отрицают какую-либо связь между задержкой визита и приемом Путина в Эр-Рияде.

Россия и Китай стремятся "убрать" Израиль и США с полуострова

Российский президент в последнее время редко покидал свою страну с момента полномасштабного вторжения в Украину. Персидский залив – первая поездка Путина дальше дружественного Китая и бывших советских соседей после выдачи ордера на его арест Международным уголовным судом (МУС) в Гааге. ОАЭ и Саудовская Аравия не признают юрисдикцию МУС и не участвуют в его работе, поэтому российскому диктатору в этот раз ничего не угрожало.

Путин, безусловно, заинтересован в том, чтобы вбить клин между Западом и арабским миром. Война между Израилем и ХАМАС предоставила России и Китаю уникальную возможность использовать разногласия, возникшие на этом направлении между США и ОАЭ и Саудовской Аравией.

Режим аятол также стремится сорвать соглашение при посредничестве США между Израилем и Саудовской Аравией, которое угрожало резко изменить баланс сил в регионе не в его пользу. Мирно-дружественный договор планировалось реализовать по типу "Соглашений Авраама", заключенных в 2020 году. Тогда был подписан договор о нормализации и возобновлении дипломатических отношений между Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Израилем. Сегодня мирный процесс не просто остановился, он даже получил обратное движение.

Оценки нападения показали, что боевики ХАМАС самостоятельно не могли бы организовать такую массированную и, главное, хорошо скоординированную атаку одновременно во многих местах. Главные страны-террористы, способные оказать такую помощь, – Россия, до сих пор не признавшая ХАМАС террористической организацией, и Иран – союзник палестинцев в борьбе против Израиля.

Теперь Кремль начинает собирать урожай от конфликта Израиля и США с арабским миром. Москва демонстративно принимает террористов ХАМАС у себя. Также РФ поддерживает призывы Эр-Рияда к немедленному прекращению огня в Газе, а также усилия по возобновлению Арабской мирной инициативы 2002 года, которая призывает Израиль выйти из арабской и палестинской земли как прелюдия к созданию государства для палестинцев. Кроме того, Китай и Россия все активнее подталкивают Саудовскую Аравию уже к союзу с Ираном, противопоставляя его замыслам США, стремившимся примирить арабский мир с Израилем. Так, в марте Иран и Саудовская Аравия договорились при посредничестве Китая положить конец многолетней дипломатической вражде.

Опасения разрастания регионального конфликта побудили Королевство СА вовлечь Тегеран в процесс прекращения противостояния. Кроме того, саудиты еще и пообещали иранцам деньги, то есть "планируют усилить сотрудничество и инвестировать в их экономику", если Исламская Республика будет контролировать террористическую группировку и не превратит войну Израиля и ХАМАС в великую войну.

Относительно встречи президентов России и Ирана, после провозглашения традиционных антиамериканских высказываний Путин и Раисе шесть часов о чем-то совещались. По сообщениям российских СМИ, они обсуждали "расширение экономических отношений между Ираном и Россией, региональные и международные вопросы, а также последние события в Палестине и секторе Газа". В то же время шесть часов, которые продолжалась эта встреча, свидетельствуют о том, что круг вопросов был значительно шире, и удаление Запада с Аравийского полуострова – один из главных.

Нефть то ссорит, то сдруживает

Еще одна тема, толкающая Россию и персидские монархии к активному диалогу, – нефть. Визит Путина состоялся на фоне падения цен на сырье, несмотря на обязательства организации стран-экспортеров нефти и их союзников (ОПЕК+, а это более 40% мировой нефти) и дальше сокращать поставки. Так, цена на российскую нефть марки Urals впервые с июля упала ниже потолка цен в 60 долларов за баррель.

Саудовская Аравия стремится увеличить цену на свою нефть для покрытия государственных расходов, а также амбициозных проектов наследного принца. В последнее время Королевство потратило значительные суммы на разные проекты, начиная от города будущего Неом и заканчивая приобретением футболистов высшего класса своей национальной лиги.

Отношения между Саудовской Аравией и Россией в рамках ОПЕК+ подчас были тяжелыми, и страны почти разорвали соглашение о сокращении добычи нефти в марте 2020 года. Однако им удалось восстановить свои отношения, и в этом году организация согласовала рекордное сокращение добычи нефти почти на 10%, чтобы поддержать цены на мировом рынке, но пока с ограниченным успехом.

В то время как Королевство добровольно сократило добычу нефти, Россия пошла на некую хитрость – уменьшила из-за санкций свой экспорт, но не производство. Этот факт очень раздражает аравийцев. Учитывая, что на сегодняшний день РФ не в том состоянии, чтобы не прислушиваться к таким претензиям, именно поэтому визит Путина и призван решить нефтяной вопрос на ближайшее время.

Когда всем что-то нужно

Прием в лучших традициях восточного гостеприимства показал, что страны Персидского залива если и не избрали Путина своим союзником, то, по крайней мере, продемонстрировали позицию персидских монархий – они самостоятельно ведут свою внешнюю политику, несмотря на то, нравится ли это США и в целом Западу.

В последние годы ОАЭ проводили собственную внешнюю политику, уменьшая свою зависимость от Соединенных Штатов. Лидер Эмиратов дважды посещал Россию за последние два года, что на фоне определенной международной изоляции российского диктатора – показательный шаг. Эта страна активно занимается экспортом санкционной продукции, невзирая на негативную позицию по этому вопросу Штатов.

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман также поддерживает тесные связи с Путиным после вторжения в Украину, несмотря на давление со стороны западных государств по изоляции России. При этом он позиционирует себя еще как потенциальный посредник в войне. Так, в августе в стране состоялся Второй мирный саммит, раунд международных переговоров по предложенной Украиной Формуле мира для прекращения российского вторжения.

Со своей стороны Путин пытается показать, что он способен прорваться через изоляцию и ему рады в дружественных к Западу странах. К тому же ему важно говорить непосредственно с лидерами ОАЭ и Саудовской Аравии, чтобы они были менее склонны следовать позиции США и подчиняться их влиянию присоединиться к антироссийскому блоку. Сегодня эти страны нашли друг друга, ведь у российского лидера очень мало друзей, а персидские монархии хотят быть другом всех, чтобы чувствовать себя самостоятельными.