Сделка BP с "Роснефтью" близка к провалу
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В четверг истекает срок, в течение которого BP может обменять свои акции на доступ к российским нефтяным месторождениям в Арктике, а переговоры с ТНК-BP, блокирующей сделку с "Роснефтью", оцениваемую в 16 млрд долларов, похоже, окончательно зашли в тупик.
Российские акционеры ТНК-BP - консорциум AAR, куда входят "Альфа-Групп", Access Industries и группа компаний "Ренова", - требуют у BP компенсировать "упущенные возможности" компании от соглашения BP с "Роснефтью".
Изначально BP планировала выкупить 50% акций своей дочерней компании, принадлежащие российским бизнесменам, однако последние выдвинули "нереалистичные условия", пишет британская газета Financial Times.
В частности, россияне заявили, что готовы продать свои активы, исходя из общей оценки ТНК-BP в 70 млрд долларов, в то время как рыночная стоимость компании не дотягивает и до 50 млрд. Кроме того, они потребовали в качестве компенсации внушительные пакеты акций как "Роснефти", так и BP – порядка 10%.
Таким образом, продолжает FT, сделка с "Роснефтью" близка к провалу, а именно на ней были в значительной степени построены надежды на будущее британской нефтяной компании, дела которой серьезно пошатнулись после прошлогодней аварии на платформе в Мексиканском заливе.
Times, ссылаясь на свои источники в Москве, сообщает, что сделку BP и "Роснефти" уже можно считать похороненной. По сведениям газеты, российская компания активно ищет для сотрудничества других зарубежных партнеров, и его перспективы уже обсуждались в Кремле с представителями Total и ExxonMobile.
"Головоломка, окутанная тайной"
Российские акционеры ссылаются на соглашение, подписанное между ними и BP (сторонам принадлежат по 50% акций ТНК-BP). Согласно ему, BP должна реализовывать все "новые возможности" в России через ТНК-BP, а о "возможности" шельфовых разработок в паре с "Роснефтью" компания не сообщила.
8 апреля Стокгольмский арбитражный суд продлил наложенный по требованию AAR запрет на обмен акциями между российской и британской компаниями. Срок для завершения этой сделки истекает 14 апреля.
Теперь BP оказалась фактически прижата к стенке: она не может упустить сделку с "Роснефтью", и не может заключить ее.
Развязка этой истории, заключает FT, наверняка будет определяться в Кремле, в зависимости от государственной концепции "национальных интересов".
"Стратегия работы BP в России все больше напоминает о характеристике, данной некогда Черчиллем советской политике: это головоломка, окутанная тайной и погруженная в неизвестность", - утверждает FT в своем редакционном комментарии.
Провал отпугнет инвесторов, заставит акционеров пересмотреть весь план развития компании и наверняка будет стоить поста главе BP Роберту Дадли, предупреждает издание.
"Как BP могла допустить такую чудовищную ошибку?" – задается вопросом газета. И отвечает на него: "Единственное возможное объяснение состоит в том, что, завязав деловые контакты с Кремлем, компания, видимо, решила, что ей теперь море по колено".
Глава британской компании Роберт Дадли явно просчитался и не уследил за направлением политического вектора в Кремле, отношения которого с российскими владельцами ТНК-BP оказались значительно ближе, чем ожидалось, пишет обозреватель Times.
История спора
В 2010 году во время переговоров между "Роснефтью" и BP Игорь Сечин, бывший тогда председателем совета директоров российской компании, предложил британской стороне обменяться пакетами акций в обмен на доступ к разработке трех участков Карского моря вместо одного, который просили в BP.
Как пишет Wall Street Journal, глава BP в России Дэвид Питти сразу предупредил главу ТНК-BP Михаила Фридмана о возможном конфликте интересов. Тот, не ожидая прогресса в переговорах двух компаний, предложил обсудить этот вопрос с акционерами ТНК-BP в начале 2011 года.
Однако 13 января исполнительный директор Роберт Дадли прилетел в Москву, где встретился с высшим руководством России, которое сделку сразу одобрило. Уже через два дня "Роснефть" и BP Нажать подписали в Лондоне
соглашение об обмене акциями и создании совместного производства по разработке арктического шельфа.
В тот же день акционеры ТНК-BP начали подготовку иска с целью заблокировать сделку, заключенную, по их мнению, в нарушение акционерного соглашения. 1 февраля Высокий суд Лондона приостановил действие контракта, а Стокгольмский арбитражный трибунал 8 апреля Нажать
продлил запрет.