Блог | Пропаганда стремительно теряет свою силу
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Транзит власти и изменение политической ситуации
В России приближается момент перехода власти, который может радикально изменить политическую ситуацию в стране. Очевидность этого факта, к сожалению, не всегда сопровождается должным осмыслением его последствий.
Существует известное изречение, что военные всегда готовятся к прошлой войне. Это относится и к политикам. Трансформации, связанные с приближением транзита власти, уже начались. Дальнейшее развитие ситуации может принять неконтролируемый характер. Первые признаки утраты контроля видны уже сейчас.
Президент В.Путин в ближайшее время должен будет либо инициировать процесс передачи власти, либо он инициируется сам собой.
В этих условиях главной проблемой становятся не ошибки В.Путина и недостатки созданной им государственной системы, а устройство того мира, который возникнет после трансформации власти.
Транзит власти будет сопровождаться возникновением и активизацией новых политических сил. Состав этих сил, их баланс и динамика определят будущее страны.
Основным источником рисков для развития страны принято считать экономику. Однако в действительности главный риск исходит из сферы идеологии. Экономические процессы инерционны, тогда как идеологические могут протекать очень быстро.
Читайте: Российское руководство медленно, но уверенно ведет Россию к краху
Левый поворот или левый реванш?
М.Ходорковский в свое время опубликовал статью под названием "Левый поворот", в которой указывал на необходимость смещения государственной политики "влево", т.е. в направлении социальной поддержки широких слоев населения. С позиций сегодняшнего для можно сказать, что Ходорковский правильно понял проблему, но не полностью оценил ее политические последствия.
Более точным диагнозом, возможно, является недавнее высказывание одного "левого" оппозиционера, который написал, что спустя почти 30 лет после реформ 1991 г. российский народ так и не принял приватизацию. С экономической точки зрения это неприятие давно стало анахронизмом, но с политической представляет собой серьезную потенциальную силу, которая имеет шансы стать преобладающей.
Развитие политической ситуации, инициированное транзитом власти, может привести не к "левому повороту", а к "левому реваншу", фактически к "левой" революции. Эта революция не обязательно будет насильственной и одномоментной, как в 1917 г. Более вероятно, что это будет поэтапный и даже легитимный процесс, как в Венесуэле. Возникший в Венесуэле экономический и политический кризис иллюстрирует риски развития политической ситуации в направлении левого реванша.
Читайте: Как Россия приватизировала победу в войне
Идеализация советского прошлого
Специфика России, отличающая ее от латиноамериканских аналогов, состоит в идеализации советского прошлого. Настроения левого реванша одновременно являются ностальгически просоветскими.
Российская власть начиная с 2000 г. много сделала для усиления ностальгически-реваншистких настроений в российском обществе. Нет нужды говорить, что это была крайне неразумная политика. Фактически власть делегитимизировала свой собственный государственный строй и ничего не сделала для его легитимизации. В результате лозунг "назад в СССР", пусть с оговорками, поддерживается значительной частью населения.
При этом людей, которые по опыту знали, как реально была устроена советская плановая экономика, сегодня практически не осталось. Небольшое число ныне живущих госплановцев не могут решить проблему ее восстановления.
Важно отметить, что даже в серьезных публикациях советской эпохи, например, в официально изданных "Методических указаниях по составлению государственных планов экономического и социального развития" процесс планового управления отображен в сильно искаженном виде. Многие механизмы планового управления не афишировались и были частью устной культуры номенклатурного слоя управленцев.
Сегодня в России советские механизмы планового управления утрачены. Более того, в новом технологическом укладе их восстановление уже невозможно.
Читайте: "Большие русские" в столице победившего бандеро*ства
Люди, требующие восстановления советской экономической системы, не понимают, о чем говорят. В риторических целях они используют отдельные мифологизированные примеры якобы эффективной работы советских плановых институтов, сравнивая их с современными "ужасами".
"Ужасы" во многом реальны, но в рамках логически упорядоченного мышления из них должны быть сделаны совершенно другие выводы, не связанные с возвратом в СССР. К сожалению, рациональное мышление является слабой основой для публичной риторики.
Правый и левый популизм
Человеческое сознание амбивалентно. В нем существуют конкурирующие очаги возбуждения, на которые может воздействовать пропаганда.
"Левая" пропаганда апеллирует к таким чувствам, как стремление к комфорту, самосохранению, обеспеченностью едой и иными благами.
"Правая" опирается на психические механизмы коллективного выживания, благодаря которым человечество смогло сохраниться, как вид. К их числу относится само-отвержение, ощущение общности, чувство приобщения к силе.
Дилемма между левыми и правыми запросами хорошо выражена в известном афоризме "Пушки или масло?". Исторически этот вопрос был сформулирован, как альтернативный. Однако в действительности в пропаганде и реальных обществах он часто трансформируется в максиму "и пушки, и масло". Однако баланс между ними могут быть разным.
Поскольку и левый и правый популизм опирается на сильные биологические мотивации, пропаганда стремится апеллировать именно к ним. Логически несовместимые, эти два вида пропаганды часто объединяются. В результате возникает так называемая военно-социальная (war-welfer) пропаганда и государство.
Читайте: Отток капитала из России превысил самые пессимистические прогнозы
Таким государством был СССР. Причем, в 70-е и 80-е годы баланс между правым и левым в массовом сознании сдвигался влево. Усиление левого запроса в широких слоях общества стало одной из причин "перестройки".
В сегодняшней России государство делает ставку на правую идеологию. После присоединения Крыма такая пропаганда была очень эффективна, однако в настоящее время наблюдаются признаки ее износа. Одновременно вновь усиливается левый электоральный запрос.
До 2014 г. Крым был для россиян важным символическим объектом, переход которого в состав другого государства воспринимался болезненно. Мощный пропагандистский эффект его присоединения был неожиданным для власти и превзошел все ее ожидания. Однако другого такого объекта (или иного политического деяния) в настоящее время не просматривается.
Прогноз на будущее таков: эффективность правой пропаганды будет снижаться, левый электоральный запрос будет расти.