Блог | Хорватская победа в Отечественной войне 1991-95 гг.
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В августе с.г. Хорватия отметила 23-ю годовщину победы в Отечественной войне 1991-95 гг. Главным ее результатом было успешное проведение военно-стратегической операции "Буря", которая позволила освободить две третьих временно оккупированных территорий, хотя в Хорватии всегда эти территории называли исключительно "временно неподконтрольные правительству". В Хорватии никогда линию территории, за которой уже хозяйничали сепаратисты, не назовут "линией разграничения" - исключительно "линией соприкосновения" - это же политический момент : разграничение – значит два разных мира и возможно надолго, а соприкосновение – скорое будущее объединение. Если в первой половине 90-х годов кто-то из хорватов пересекал линию соприкосновения со стороны сепаратистов, то никогда не увидел бы какое-то огромное количество хорватских национальных флагов. В понимании Загреба, человек передвигается из одной части в Хорватии в другую, и бессмысленно вешать неуемное количество знамен. На пункте пропуска в зону, контролированную сепаратистами, всегда будет полицейский, а не пограничник, потому, что в размышлениях хорватов "разве это новая граница?".
Читайте: Украинцы и крымские татары: Крым - Украина
Чего не было в Хорватии, так это сторонников отгородиться или даже отказаться от временно неподконтрольной территории. В их понимании это полный идиотизм, или подлое предательство: столетиями поколения хорватов боролись за каждую новую пядь земли, за что велись многочисленные войны. Поэтому, если бы кто-то и заявил, что мол, зачем нам нужна земля, где хозяйничают сепаратисты, которые просто ненавидят Хорватское государство, такого бы сразу упекли на долгий строк в тюрьму за измену Родине и отказ от территориальной целостности страны.
Празднование Дня победы Хорватии в Отечественной войне символически всегда проводится в Книне, который в 1991-95 гг. был главным центром так называемой Республики Сербская Краина. Будучи консулом Украины в Союзной Республике Югославии (Сербия и Черногория, а в первой половине 90-х на всю бывшую Югославию украинское диппредставительство было только в Белграде), в 1994 году мне пришлось побывать в Книне по роду своей служебной деятельности.
Чтобы туда добраться, надо было проехать массу прифронтовых мест в Боснии и Герцеговине через коридор, которым владели боснийские сербы и въехать на контролированную сербскими сепаратистами территорию Хорватии. Конечно, Украина не признавала эти псевдо государственные образования, но приходилось решать вопрос возвращения посмертных останков пяти украинских граждан, а без выезда на место их гибели, я бы этот вопрос никак не решил. После завершения своей миссии в Книне я внимательно осмотрел комнату в гостинице, где проживал – что-то не хотелось забыть какую-то вещицу : по нашим приметам значит точно вернешься в это место. Обстановка там была депрессивная, и как бы снова сюда возвращаться желания не было никакого.
По приезду в Белград я обнаружил, что в Книне забыл прибор для бритья и расстроился. Через год вся бывшая неподконтрольная хорватскому правительству территория вокруг Книна была освобождена во время уже ставшей легендарной операции "Буря". Она была успешной, потому что хорватской стороне удалось мобилизовать большое количество мужского населения (по украинским меркам 2-2,5 млн.чел), создав громадное преимущество в живой силе, так как в технике силы были приблизительно равны.
Факторы, которые несомненно сыграли решающую роль в победе : относительная внезапность нападения, огромная мотивированность к победе хорватских солдат и наоборот довольно депрессивное состояние подразделений сепаратистов, использование новых методов ведения масштабных боевых операций, которые в корне отличались от тактики времен Второй мировой войны, которой в то время учили во всех военных академиях. Но были еще причины, которые стали решающими в хорватской победе.
Читайте: Украинцы и русские (россияне): что их объединяет и разнит
В начале 1995 года международное сообщество предложило свой мирный план по урегулированию ситуации в Хорватии под названием З-4 (план предложили четыре посла – США, России, ЕС и ООН, аккредитованных в Загребе). Предлагалось создание в рамках хорватского государства наивысшей ступени автономии сербов, со многими элементами федеративного устройства. Для официального Загреба это был полный шок, но у правительства хватило ума и терпения принять этот план за основу для ведения последующих переговоров, тогда как президент Сербии С.Милошевич его отверг.
То же самое сделали и сепаратисты, заявив, что их цель – создание на территории Хорватии независимого государства. Таким образом, сербская сторона провалила мирный план и как бы у Хорватии стали более развязанными руки для проведения военной операции. И вот здесь самое важное : территория вокруг Книна была очень далеко расположена от хорватско-сербской границы (по украинским меркам это была бы Винницкая область), поэтому возможность вмешательства в бои регулярных подразделений армии Сербии сводилась к минимуму.
В этот период руководитель хорватских сепаратистов М.Мартич поссорился со С.Милошевичем и стал ориентироваться на лидера боснийских сербов Р.Караджича. В нашем случае это означало бы, что лидеры луганских боевиков поссорились с В.Путиным и стали ориентироваться на поддержку Захарченко. Территория вокруг Книна была гористой, лесистой и слабо населенной, поэтому жертвы среди мирного населения были небольшими. И наконец, когда руководящий штаб так называемой Сербской Краины решил воспользоваться планом противодействия, который в запечатанном конверте хранился в штабном сейфе, по описанию некоторых аналитиков, когда его вскрыли, то там была единственная рекомендация – "отступайте к сербской границе".
После этого армейское руководство Сербской Краины впало в транс. Стало понятным, каким образом С.Милошевич вернул М.Мартичу за его непослушание. При таких обстоятельствах, военно-стратегическая операция "Буря" прошла максимально быстро и показала полное преимущество хорватской армии над подразделениями сепаратистов. Что касается временно неподконтрольной территории вокруг Вуковара, то ее возвращали мирным путем, так как буквально в километре находилась сербская граница, на этой территории размещались регулярные части армии Сербии, местное руководство сепаратистов было полностью подконтрольно С.Милошевичу и плотность населения была в разы выше, чем в регионе Книна.
В 2005 году Хорватия торжественно отмечала первый юбилей своей военной победы. На 10-летие были запланированы широкие праздничные мероприятия. В Книн были приглашены все представители дипломатического корпуса, аккредитованного в Загребе. Но туда никто не приехал. В то время международный прокурор расследовал дела по убийствам мирного сербского населения хорватской армией вокруг Книна в результате чрезмерного употребления вооруженной силы. Тогда были под арестом почти все хорватские генералы, которые руководили операцией "Буря". Бывшее политическое руководство Хорватии привлечь к допросам не могли, потому что президент Ф.Туджман, министр обороны Г.Шушак и начальник Генштаба уже умерли.
Прошло время, и только в 2012 г. были сняты все обвинения, как необоснованные, с большинства хорватских генералов и их выпустили с тюрьмы. В 2015 году Хорватия отмечала двадцатую годовщину операции "Буря" и победы в Отечественной войне. Впервые на праздничные мероприятия в Книн прибыла группа военных атташе, аккредитованных в Загребе. Прибыл и один глава дипмиссии – посол Украины в Хорватии. Я был на мероприятии единственным послом, и в 2015 г. ох как хорошо понимал, какая гордость для страны вернуть временно неподконтрольные территории. Прибыв снова в Книн я подумал : видно не даром 21 год назад здесь в заброшенной гостинице забыл бритвенный прибор.