УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В мире существует очень опасная тенденция - журналистка из США

В мире существует очень опасная тенденция - журналистка из США

OBOZREVATEL пообщался с американской журналисткой, экс-директором программы USAID защиты медиа в Украине Марией Мицьо, которая рассказала нам о том, как обстоят дела со свободой слова у нас и в мире.

Видео дня

- Вы пишете о свободе слова в Украине уже более 20 лет. То есть застали всех наших президентов. Но власть меняется, а разговоры о том, что свобода слова в Украине притесняется, как шли, так и идут. На ваш взгляд, когда ситуация была самой лучшей?

- В начале 90-х. Это был период, когда бывшие диссиденты вместо того, чтобы делать самиздат, начали создавать медиа. Было много хороших газет, но бизнес... Нужно уметь вести бизнес, а не все это умели делать. А не забывайте, что начало 90-х - это в основном газеты. А тогда была большая проблема даже, как получить бумагу для них.

В мире существует очень опасная тенденция - журналистка из США

Вот я не могу издать газету, могу только писать и анализировать. А были люди, которые могли. Они и стали вскоре владельцами изданий и начали диктовать свои условия.

Читайте: Встреча Трампа и Путина: американист дал неутешительный прогноз по Украине

- При этом нынешнюю власть часто упрекают. Одни говорят, что она делает мало. Мол, почему еще до сих пор работает "Интер?". А другие кричат про цензуру. А вам нравится, как Украина борется с вмешательством России в наше информационное пространство?

- Я не знаю, может ли кто-то сейчас в мире правильно отвечать на эти новые вызовы. Потому что после Второй мировой войны свобода слова постепенно распространялась. После падения Берлинской стены эта свобода распространилась и на территорию бывшего СССР. Когда уже свобода слова достигла определенного уровня, то все наслаждались.

Но теперь у нас возникла проблема. Сейчас получается, что любой блогер может называть себя журналистом. И теперь возникает вопрос: а кто является журналистом? Известные правозащитные организации постоянно борются за то, чтобы правительства давали четкое определение. Но поскольку у России есть государственная монополия на масс-медиа, то власть, посредством своих трудовых решений нанимать людей на государственную работу в СМИ, определяет, кто является журналистом. А на Западе это принимают.

Хотя свобода слова всегда была свободой от государства. И это для меня тоже кажется очень опасной тенденцией.

- После того, как Трамп стал президентом, США в рейтинге свободы "Репортеры без границ" упали сразу на несколько пунктов. Это объективно или просто истерика? Вообще многим в Украине кажется, что США - это рай, где можно говорить все что угодно. А на самом деле?

- Если вы напишете: "Я хочу убить Трампа", то за вами сразу же установит наблюдение Секретная служба. То есть говорить можно не все. Можно говорить, что мы хотим свалить власть, за вами начнут следить, но если у вас не будет возможности реализовать это, то вы можете говорить что желаете.

- То есть я могу сказать, что хочу убить Трампа, но если они увидят, что у меня нет такой возможности, то последствий не будет?

- Будут. Потому что они уже начнут вмешиваться в вашу личную жизнь: прослушивать телефоны, просматривать почту и т.д. Это одна из историй, которые нельзя говорить в США.

- А все же с приходом Трампа ситуация со свободой слова как-то изменилась?

- США имеют такие же корпоративные медиа, как Украина и другие страны. Это - бизнес. Я читаю эти отчеты, потому что должна, но я не считаю, что они достоверны. Теперь я уверена, что они точно так же идеологичны и недостоверны, как правительственные. А насколько я понимаю, ухудшение позиций связано с тем, что Трамп атакует прессу.

Читайте: Шокировало мир: как снимок плачущей девочки изменил имидж Трампа

- Но пресса тоже атакует в ответ.

- Да-да, поэтому я не уверена в основаниях, на которых делаются эти рейтинги. Я извиняюсь, но Нобелевскую премию мира отдали Обаме только потому, что его выбрали. Тут иногда выдается желаемое за действительное. Или же ужасы - за действительное.

И сейчас в Америке стало намного меньше общения между людьми. Они не слышат друг друга. Каждая группа интересов сидит в своей нише и не сталкивается с другими мыслями. Однако атмосфера в США стала намного менее конструктивной. И это началось еще после 11 сентября, когда пресса начала сама себя цензурировать.

Но сейчас я могу сказать, что Трамп своей агрессией подстегнул американские медиа. Они перестают быть стенографами и снова начинают искать.

- А украинским СМИ хватает самоцензуры?

- В Украине главная проблема - это цензура олигархов. Но эта проблема есть и в США. Просто там СМИ владеют большие корпорации, а здесь олигархи, которые влияют на содержание.

- Вопрос относительно свободы слова в Украине. Как вы отнеслись к новости об аресте Кирилла Вышинского (руководитель "РИА Новости Украина". - Ред.) ?

- Я думаю, что Украина нуждается в законе об иностранных агентах. У США этот закон есть со времен Второй мировой войны. Как раз Манафорта судят по нему. Думаю, что Украине это нужно. Но я думаю, что золотое время свободы слова заканчивается.

- У нас?

- Нет, в мире. Если международный Комитет по защите прав журналистов будет защищать российских технологов, если будут защищать государственные СМИ, то это приведет к сворачиванию свободы слова повсюду.

- Думаете, интернет возьмут под контроль?

- А вы спросите Китай, как это легко сделать. Интернет тоже перестает быть местом для свободы слова. Он стал таким грязным, превратился в мусорник пропаганды. Если читать комментарии, то можно сразу определить, где пишут кремлевские боты.

Кстати, американские наблюдатели наконец-то научились распознавать кремлевских троллей. Потому что два года назад во время выборов в США, когда в американском сегменте появились тролли, мы им говорили: "Это те же самые методы, что применялись в Украине. Обратите внимание". Но они не хотели слушать. Вот и поплатились.