УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Пятьдесят первая звезда Обамы

1,9 т.
Пятьдесят первая звезда Обамы

Одновременно с президентскими выборами в США, на Пуэрто-Рико состоялся референдум о будущем территории, и впервые жители острова большинством голосов (более 65%) высказались за вхождение в состав США в качестве 51 штата. Это еще не означает, что Пуэрто-Рико автоматически стал штатом, окончательный вердикт теперь должен вынести Конгресс США. Однако, судя по всему, это уже формальность. Потенциально жители Пуэрто-Рико являются будущими сторонниками демократов, и администрация Обамы будет максимально продавливать вхождение острова в состав Штатов. С другой стороны, республиканцы, хоть и будут говорить об "экономической отсталости острова" и "бремени новых налогов для американцев", тоже проголосуют за включение острова в состав Штатов. Хотя бы потому, что по своей идеологии республиканцы отвечают больше "имперской партии", и отказаться от расширения США только потому, что в Белом доме сидит черный демократ, само по себе немыслимо.

Хотя стоит отметить, сам по себе референдум для пуэрториканцев ничего принципиального не меняет. С памятного для нас 1917 года, жители острова уже поголовно являются гражданами США. Единственное их отличие от континентальных американцев – это отсутствие права голосовать за Президента США, выбирать сенаторов, а также конгрессменов с правом голоса в самом конгрессе. И, собственно, все. Для жителей, которые за 100 прошедших лет имеют в своем составе менее 5% желающих полной независимости, это "ущемление" гражданских прав вряд ли можно назвать существенным. На трех предыдущих референдумам пуэрториканцы неизменно высказывались за сохранение текущего статуса колонии. (Правда, американцы слово "колония" заменили вычурным эвфемизмом – неинкорпорированная организованная территория). Ключевым мотиватором для пуэрториканцев в их голосовании стал месседж: Америка поможет материально, а именно, теперь из федерального бюджета Штатов будут выделяться та-акие деньжища, что жить под знойным карибским солнцем станет еще комфортнее. Иными словами, стремление пуэрториканцев "вступить в США" приблизительно такое же, как для украинцев желание вступления в Евросоюз.

Однако само вступление острова в качестве нового штата создает ряд организационных проблем уже для самого Вашингтона. Первое – это представительство от острова в высшем законодательном органе Америки. С Сенатом все ясно – он автоматически будет расширен до 102 представителей. А вот с Конгрессом есть вопросы. Представительство в нижней палате (Палате представителей) распределено пропорционально согласно численности населения штатов, и поделено на 435 округов. Теперь же из-за Пуэрто-Рико (население около 3,5 миллиона человек, что соответствует приблизительно 5-6 конгрессменам) придется кроить представительство среди других штатов. А именно, в каких-то штатах придется округа укрупнять, что вряд ли понравится их делегатам.

Второй организационный вопрос еще более существенный (почти "извечно украинский") – это языковая проблематика. По сути, Пуэрто-Рико – это 100% Латинская Америка, в которой все поголовно разговаривают исключительно на испанском языке. Теоретически языковый вопрос можно разрешить по примеру Гавайев, где существует два официальных языка – английский и, собственно, гавайский. Но в этом примере есть один нюанс. Гавайский язык на самих Гавайях пользуется приблизительно такой ж популярностью, как, скажем, крымчакский язык в Крыму. Это вымирающий язык, на котором не разговаривает подавляющее большинство коренных гавайцев, а потому его принятие в качестве официального на территории штата – это больше политический жест "гуманитарной воли" со стороны Вашингтона. С Пуэрто-Рико ситуация принципиально иная, но самое пренеприятное для Вашингтона в том, что языковый вопрос на карибском острове может породить прецедент уже на территории США. В таких штатах, как Калифорния, Нью-Мексико, Аризона доля испаноязычных американцев стремительно растет, и в какой-то момент в этих штатах может встать языковой вопрос.

Впрочем, американцы не украинцы, и свои языковые вопросы разрешат, как минимум, цивилизованно. Да и пуэрториканцев никто силой в англоязычные Штаты не тянул. За полную независимость острова высказалось чуть более 4% из проголосовавших, что является характерным показателем, кто кому больше нужен. А Барак Обама теперь может войти в историю как президент, при котором юридическая территория США расширится еще на один штат. Последний раз США росли при республиканце Дуайте Эйзенхауэре, когда в 1959 году статус штатов обрели Аляска и Гавайи. Теперь за демократами снова может остаться последнее слово.