УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Красавчик Жест

2,5 т.
Красавчик Жест

Где-то во Французской Западной колониальной Африке. Отряд Иностранного легиона подъезжает к пустынному форту и застает чудовищное зрелище – абсолютно все бойцы мертвы, при этом все тела прислонены к амбразурам, изображая издалека собою якобы живых солдат… Так начинается достаточно яркий милитаристско-приключенческий фильм 1939 года "Красавчик Жест" с Гэри Купером в главной роли. И хотя фильм сняли американцы, заказ у фильма был предельно европейский, и выражался он в жгучей ностальгии по тем "славным" временам колониальной эпохи конца XIXвека. Особенно эта ностальгия всплыла накануне Второй мировой, когда все устоявшиеся ценности летели в тартарары, и сама Франции как страна (пусть и не на продолжительное время) вскоре перестала существовать. Потому и появлялись один за другим по нашим меркам совершенно неполиткорректные киношки, вроде "Ганга Дин", "Четыре пера" или упомянутого уже "Красавчика Жеста".

Боевые действия Франции в своей бывшей колонии Мали – это не что иное, как отголосок той ностальгии по "великой стране". Потому что найти какие-то предметные доводы, почему французы "вдруг" активизировались, достаточно сложно. Да, Мали является крупным мировым добытчиком золота (3-й показатель по Африке). Однако не Франция является основным его покупателем, а Китай и даже Таиланд. Но для Франции нужна своя персональная площадка для "войнушки", где она может удовлетворять свои амбиции, доказывая самой себе свою псевдоважность в принятии геополитических решений.

Касательно ситуации в Мали накануне французского "освобождения", то там события приобрели несколько трагикомичный характер (насколько комичной вообще может быть ситуация, когда гибнут сотни людей). Весной прошлого года племена туарегов, которых всю их полукочевую жизнь центральные власти в Бамако, мягко говоря, притесняли, почувствовав слабину властей, объявили о своей независимости. И создали на северо-востоке страны обширное пастбище-страну Азавад. А в военном плане помогли отбиться от правительственных войск туарегам местные же арабы-исламисты. И как только Азавад стал по факту реальностью – в городах власть перешла к исламистам, а туарегов вместе с их верблюдами отправили кочевать в пустыню. В результате Азавад стал исламистской базой очень близкой к "Аль-Каеде", а туарегов традиционно "кинули" (сначала это были колонисты-французы, затем негры с юга Мали, а теперь арабы).

Однако вскоре исламисты на севере страны отметили, что и. о. президента страны Дионкунда Траоре – это такая себе разновидность нашего Виктора Ющенко (только очень темная разновидность), и на этой неделе направили войска в сторону Бамако. По пути исламисты захватили стратегически важный город Мопти, и с такими темпами продвижения, они (исламисты) могли уже через полмесяца захватить всю страну. Собственно, потому французы и активизировались, начав воздушные бомбардировки колонн исламистов. Другое дело, на что реально рассчитывают французы в этой войне?

Франсуа Олланд уже примерил на себя роль Красавчика Жеста, загадочно сообщив мировому сообществу, что "французские войска, действительно, участвуют в военной операции в Мали". Но уже сейчас очевидно, что участие Франции в войне ограничивается исключительно воздушными бомбардировками (собственно, то же, что и было в Ливии). Британия свое участие в войне и вовсе обозначила отправкой в Мали только двух транспортных самолетов – ей пока что с головой хватает шести сотен погибших солдат в иракской и афганской кампаниях. А вот армия самого Мали, мягко говоря, находится не в том состоянии, чтобы выбить исламистов со всей территории страны. И потому заявление Красавчика Олланда о том, что "боевая операция продлится пару недель", является ни чем иным, как блефом. ООН сможет развернуть африканские контингенты в стране не раньше сентября, да и квалификация этих "миротворцев" уже проверена в Сомали, Кении, ДР Конго, Либерии и Кот-д’Ивуаре – они даже себя не в состоянии защитить. Но и бомбить исламистов французские ВВС бесконечно тоже не смогут. Вернее смогут, но это налогоплательщикам буде обходиться порядка 30 миллионов долларов в день. Это если скромно бомбить. В качестве примера стоит привести недавнюю войну коалиции войск НАТО против Ливии Каддафи. За первые 100 дней войны, союзники (США, Британия и Франция) в общей сложности потратили 1,16 млрд. долларов США. Вот только тогда 70% расходов взяли на себя Штаты, а Франция сегодня в гордом одиночестве.

Ну и не стоит забывать внутреннее социально-политическое положение Франции. А оно сегодня такое, что нового не то что Алжира, а просто какой-то затянувшейся бомбардировки без видимых победных эффектов, Олланду никто не простит. Особенно на фоне провала спецоперации в Сомали.