Історія успіху: як секретарка створила бізнес на любові до солодкого
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Когда пару лет назад доллар стремительно полетел вверх, а экономика вниз, по интернету ходила шутка: "Продам телефон неженатого программиста или поменяю на двушку на Левом берегу". Все знают, что работа в крупной IT-компании – практически синекура, каких в Украине еще поискать.
Но Наталья Мисник, работавшая помощницей руководителя департамента одной из таких компаний, примерно в то же острокризисное время совершила необъяснимый, на взгляд своих родителей, поступок: ушла со стабильной должности, чтобы заняться тем, что было по душе.
Наташа рассказала "Обозревателю", как превратила хобби в бизнес и почему совсем не жалеет о своей прежней долларовой зарплате.
Далее – от первого лица.
Первые эксперименты
По образованию я специалист по управлению, а точнее, менеджер малого бизнеса. Некоторое время жила и работала в Штатах, у меня хороший английский, и в IT-компании на позиции помощника руководителя я чувствовала себя прекрасно. Дружелюбный коллектив, завидная по нынешним временам зарплата, начальник, который меня ценил. Но через пару лет работы я поняла, что мне скучно, хочется развиваться.
Думала перейти в другой отдел, на другую должность, но шеф отговаривал, - лучше, мол, мы тут тебя чем-то займем. Не хотелось с ним ссориться и спорить, тем более, что работа действительно хорошая, грех жаловаться. И как раз в это время я впервые заинтересовалась выпечкой.
Читайте: История преодоления: мать троих детей после гибели мужа построила бизнес с нуля
До тех пор я никогда не увлекалась приготовлением десертов – максимум могла шарлотку испечь. А тут увидела у кого-то в "Живом журнале" фотографию и рецепт бананового хлеба. Фото процесса и самого продукта были очень красивые, я даже не думала, что так эффектно можно снимать в домашних условиях.
Начала читать кондитерские блоги в ЖЖ. Кондитеры, учившиеся за границей, выкладывали много качественной информации, содержащей детальные практические рекомендации. Первые мои эксперименты никому нельзя было показывать, и продуктов я перепортила много. Но уже через полгода у меня стало неплохо получаться.
Я посетила пару мастер-классов и активно общалась в сети с другими кондитерами-любителями. Их тогда было не так много, как сейчас, кондитерский бум только начинался.
Сарафанное радио
Свои произведения я носила на работу, угощала коллег, шефа. Всем нравилось, меня хвалили, подшучивая: "Наташа, ты талант, могла бы этим зарабатывать!" И тогда я подумала: почему бы нет, раз то, что так сильно нравится мне, интересно и нужно другим людям?
Начала принимать заказы от сотрудников компании. Там больше тысячи человек, то день рождения, то свадьба, то еще какой-то праздник. Рекламой служило "сарафанное радио".
Вначале я назначала цены очень приблизительно: суммировала стоимость продуктов, смотрела, какие цены выставляют другие кондитеры, ну и немного демпинговала, поскольку не была полностью уверена в качестве своих изделий.
Дело потихоньку шло, и я почувствовала, что стоит заняться им всерьез. Посоветовалась с начальником, которому очень доверяла. И если от перевода в другой отдел он меня отговаривал, то здесь неожиданно поддержал.
У него был собственный опыт стартапов, и он предложил: "Попробуй, но не бросай пока работу, возьми полставки". Мы скорректировали мой график: два с половиной дня я была в офисе, часть работы выполняла удаленно, а остальное время посвятила кондитерскому делу.
Мы с родителями живем в частном доме, готовила я на летней кухне. Купила новый холодильник, профессиональную духовку, еще кое-какую технику. Придумала название – "Be My Guest" – и логотип. В Facebook зарегистрировала страницу своего бренда.
Продукты покупала через интернет. Сейчас можно купить практически все, правда, цена многих ингредиентов привязана к доллару и здорово "кусается". Самое дорогое – миндальная мука для макарон, килограмм сегодня стоит 560 гривен.
Для упаковки приобретала коробки и ленточки, чтобы все выглядело как можно изящнее и профессиональнее.
Момент выбора
Заказов на работе становилось все больше, а благодаря социальным сетям появились и первые клиенты "со стороны" – первым, как сейчас помню, был декоратор, которому понадобились для фотосессии пирожные макарон и капкейки.
Моя страница в фейсбуке прекрасно работала, привлекая новых заказчиков. Всем нравится рассматривать красивые фото десертов, и трудно противиться желанию попробовать, как это на вкус.
Первое время бралась за все подряд – зефир, капкейки, меренги. Это была ошибка, но ее нужно было сделать, чтобы понять, что мне больше нравится. Нужно научиться делать что-то одно, но хорошо, то есть стать узкоспециализированным кондитером. Сейчас делаю только торты и макарон.
Читайте: История преодоления: женщина перенесла 3 операции и 4 ЭКО, чтобы стать мамой
Заказов становилось все больше, и в какой-то момент я поняла, что совмещать две работы больше не могу.
Настал момент выбора. Я решила уйти из компании, хотя прекрасно осознавала, что мой доход уменьшится в лучшем случае вдвое. Но чувствовала, что нашла дело, которому хочу себя посвятить на многие годы.
Меня все поддерживали – и друзья, и коллеги, и начальник, который сказал: "Если не получится, возвращайся, найдем тебе место". Все, кроме родителей. Они сомневались во мне и не одобряли. Но может, это и хорошо, потому что их недоверие подстегивало, я еще сильнее хотела доказать себе и окружающим, что все получится.
Сладкое от стресса
На первое время у меня была небольшая финансовая подушка, и я старалась не нервничать из-за будущего, а просто работать.
Шел 2014 год, казалось бы, кризис, я опасалась, что заказов станет меньше, но их количество только росло. Может быть, потому, что большинство моих заказчиков – программисты, чья зарплата привязана к доллару. Может, потому, что люди в стрессе успокаивают себя сладким.
Работы было много, и она заключалась далеко не только в том, чтобы печь торты. Домашний кондитер – мастер на все руки. Нужно постить фотографии в фейсбуке и Инстаграме, переписываться с клиентами, утрясая все детали, делать закупки, выяснять отношения с поставщиками, доставлять готовые заказы.
Доставка по нашим дорогам – это отдельная песня. Везу в машине очередной свадебный торт, и на каждой яме замирает сердце. На особо лунных поверхностях включаю аварийку и "крадусь". И думаю: есть же такие наклейки на машину - "В салоне ребенок". А мне нужно сделать "В салоне свадебный торт"!
Через некоторое время понадобился помощник, и я позвала к себе двоюродную сестру, которая на тот момент осталась без работы. С доставкой иногда помогал папа, а позже я обратилась к сервису "Метнись кабанчиком" - очень удобная штука.
На какое-то время этой "оптимизации" хватило, но затем я почувствовала, что задыхаюсь от количества заказов. Я не высыпалась, это начало сказываться на здоровье, и самое неприятное - чувствовала, что работаю уже не в удовольствие, а чтобы не подвести клиентов.
Начался мой собственный кризис – кризис развития.
Неожиданное предложение
От усталости в голову приходили депрессивные мысли: зачем я вообще бросила скучную работу, если любимое хобби теперь тоже превратилось в повинность? Может, надо было остаться там, работать не напрягаясь, получать прекрасную зарплату и время от времени угощать коллег пирожными?
Была и другая идея: закрыть бизнес и пойти наемным работником в этой же сфере – например, кондитером или даже бренд-менеджером. У меня хорошо получалось раскручивать бренд в социальных сетях, а упаковка и новый логотип, разработанный по моим идеям лишь с небольшой помощью дизайнера, выглядели уже совершенно профессионально.
Читайте: Удивительная история обретения: шведский школьник отыскал свою украинскую бабушку в доме престарелых
Но что же все-таки выбрать? Я взяла сама у себя месяц отпуска, выспалась, почитала литературу по бизнесу, посоветовалась с умными людьми и поделилась мыслями и сомнениями в фейсбуке.
К моему удивлению, на эти посты пришло несколько ответов с деловыми предложениями. Четыре человека написали, что готовы инвестировать в мое дело, чтобы его расширить и поставить на коммерческие рельсы. Причем среди них были как заказчики, так и просто посторонние люди, френды, следившие за развитием событий и отзывами моих клиентов в социальных сетях.
Увидеть, что в меня и мой успех кто-то верит настолько, что готов рискнуть финансами, было очень приятно. Я начала просчитывать варианты, и тут поступило пятое предложение – от бойфренда.
Он тоже работал в моей прежней компании, но встречаться мы начали уже после того, как я ушла, и именно благодаря тортам – он был одним из заказчиков, постепенно деловые отношения переросли в роман.
Года полтора он наблюдал за тем, как я строю дело, и в итоге решил инвестировать в меня. Теперь бизнес будет общий.
Новый уровень
Мы нашли производственное помещение. Долго перебирали варианты, с техникой, без техники, с ремонтом, без ремонта, с торговым залом или без. В итоге остановились на таком, где технику нужно было купить свою, а ремонт сделает арендодатель. Имелось там и помещение под магазинчик, который еще предстоит оформить и открыть.
Купили профессиональные морозильные шкафы, духовку, посудомоечную машину. Наняли помощницу, чтобы заниматься бухгалтерией и вести заказы. Сестра тоже осталась работать со мной, но сейчас мы подыскиваем еще одного опытного кондитера. Я сама, с огромным удовольствием, пошила фартуки для себя и сестры, именно такие, как хотела. С мыслью, что если торты мне когда-нибудь наскучат, создам свой бренд текстиля для кухни.
В общих чертах могу сказать, что для открытия такого бизнеса нужно не менее 10 тысяч долларов. И конечно, надо быть готовым к тому, чтобы первое время работать в минус или в лучшем случае выходить в ноль. Это в любом бизнесе так. Первые пару месяцев я себе зарплату не платила – пока еще не заработала.
В данный момент я занята процессом регистрации. Глубину бюрократической бездны можно понять, только заглянув в нее.
Например, набираю номер СЭС, где раньше получали соответствующие разрешения. Отвечают: "Мы уже этим не занимаемся. Позвоните по такому-то номеру". Звоню туда, а там отвечают: "Да, мы должны этим заниматься, но пока еще не занимаемся".
Тем временем я уже начала печь торты в новом помещении. Это, конечно, совершенно другое ощущение: места хватает на все, одно удовольствие работать. По средне-оптимистическому прогнозу, я смогу делать полторы тысячи макарон в неделю. Плюс торты – их посчитать труднее из-за всплесков популярности на праздники, но в целом затишья не бывает, спрос есть круглый год. В преддверии 8 марта уходила из своего нового "цеха" часов в 12 ночи, а в семь была уже на ногах.
Какой из всего этого вывод? Я ни о чем не жалею и надеюсь, кондитерское дело станет моим на много лет. Что особенно приятно, родители, побывав в моем новом помещении, прониклись масштабом производства и признали, что это не дурацкое увлечение, а достойное дело.