УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Исповедь эмигрантки: как живется украинке в Израиле

191,3 т.
Израиль

Елена Коген закончила академию ХНАГХ в Харькове, после чего год работала инженером по специальности "теплогазоснабжение и вентиляция". В 2009 году ее пригласили принять участие в поездке в Израиль, которая была организована для молодежи, которая имеет еврейские корни.

Видео дня

За 10 дней эта страна ей понравилась так, что вернувшись в Украину, девушка поставила цель — вернуться в Израиль на дольше. Вот уже семь лет она живет в городе Беэр-Шеве, развивает свой блог в Инстаграм, работает на фрилансе и воспитывает сына.

История переезда

Первый раз я посетила Израиль в 2009 году. Это была поездка, организованная еврейским агентством для молодежи, имеющей еврейские корни. А я подпадала в категорию той самой молодежи с "корнями".

Все началось с того, что годом ранее, в Харьков приехала погостить моя родная тетя, которая на тот момент уже лет 15 жила в Израиле, и говорит: "Лен, а почему бы тебе не поехать в Израиль, посмотреть страну", а я, признаюсь честно, никогда прежде об этом не думала, несмотря на то, что естественно знала, где живет тетя.

Исповедь эмигрантки: как живется украинке в Израиле

Я отправилась в агентство и узнала про десятидневную бесплатную туристическую поездку "Таглит" и про полугодичные или годичные студенческие программы "Маса" в Израиле все для тех же людей с "корнями".

Читайте: Исповедь эмигранта: как живется украинцу в Боготе

Я прилетела в Израиль и провела там 10 дней. За время поездки мы изъездили всю страну вдоль и поперек. В этом путешествии я увидела все, но в тоже время ничего. Уж очень быстро происходили смены декораций.

Вернувшись в Украину, стала подбирать для себя студенческую программу, чтобы можно было пожить в другой, такой непохожей на Украину стране.

Все программы "Маса" можно поделить на три типа: религиозные, академические и светские. В последнем случае спектр был большой, начиная от спортивных программ, которые готовили фитнес-тренеров, до поваров в Эйлате с практикой в местных гостиницах.

Были программы, рассчитанные на полгода, были на – год. Любая программа подразумевала, что ты получал студенческую визу на данный период, а из этого следовало, что легально работать в Израиле не мог.

Исповедь эмигрантки: как живется украинке в Израиле

Религиозные программы были явно не для меня – их я не рассматривала. Академические звучали заманчиво, но где найти средства, чтобы на протяжении трех лет оплачивать себе жилье, бытовые нужды и при этом не иметь возможности работать?

Оставались светские, которые, как я уже написала, были самые разные как по содержанию, так и по количеству личного материального участия.

Я остановилась на годичной программе для фотографов в Беэр-Шеве. Первые полгода я должна была изучать иврит в ульпане (ульпан - это курсы иврита, который тебе преподают на... иврите. Такая методика – учить иностранный язык на этом же самом иностранном языке – прекрасно работает, если, кто сомневается), а вторые полгода – фотографию в колледже.

Программа предоставляла жилье в общежитии, оплату коммунальных услуг и твоей учебы, а также стипендию в размере 1300 шек (что примерно 340 долларов). Я же, со своей стороны, должна была оплатить перелет.

И вот в сентябре 2010 года приземлилась в аэропорт Бен Гуриона в Тель-Авиве уже в качестве студентки и отправилась в сердце пустыни Негев – город Беэр-Шеву. В котором, кстати, и живу по сей день, правда, уже давно не в общежитии.

Исповедь эмигрантки: как живется украинке в Израиле

Первые впечатления

Несмотря на то, что во время первого визита Израиль исколесила вдоль и поперек, Беэр-Шеву я не посещала. Когда увидела общежитие, была, мягко говоря, в шоке. Оно было огромным – (в последствии подруга прозовет его "Титаником") на территории было несколько зеленных лужаек и лавочек, а за его пределами я видела только каменные постройки, присыпанные охровым флером песка. Забегая наперед, скажу сразу, что на самом деле все не было так драматично, но вот вначале видела все так.

Мне дали ключ от квартиры, которая была рассчитана на пятерых. И если город показался мне унылым, то квартира понравилась сразу – чистая, светлая, с новой посудой и холодильником, нормальным санузлом. И соседки были приятные. Одна девочка из Украины, три других – из России. У меня не было "кризиса общения" или языкового барьера.

Читайте: Как победить рак и радоваться жизни – исповедь выжившей

Со всеми ребятами на программе могла говорить по-русски, все мы выросли на одних и тех же мультиках и кинофильмах, у всех были похожие предметы в школах и вузах, одинаковая система образования, все мы были примерно одинакового возраста (+/- 25 лет) у нас были похожие интересы, и все мы были открыты к общению.

Поэтому, чуть осмотревшись, мне все стало очень нравиться.

Да, были нюансы, к которым по началу было очень трудно привыкнуть: например, по Шаббатам (а это значит с вечера пятницы и до вечера субботы) не работал ни один израильский магазин, только русский (а в том русском, который был возле нас, продавались не все нужные нам продукты), но это было еще полбеды. Помимо магазинов, в этот же промежуток времени не работал общественный транспорт. Таким образом, в свой выходной ты на море поехать не мог.

Да и вообще по субботам жизнь в городе словно замирала, была такой вязкой, малотекущей. И, конечно, на меня, после кипящего жизнью Харькова, это немного давило и угнетало. Но не сильно.

Водительское удостоверение

До переезда в Израиль у меня не было водительских прав, потому я их получала здесь. Процесс получения прав начинается со сдачи экзамена по теории. Я покупала книжки, но больше всего помог сайт isradrive.info – там есть все вопросы, которые могут попасться на экзамене. Кстати, теорию в Израиле можно сдавать и на русском языке тоже.

Когда теория сдана, можно приступать к практике, хотя закон не запрещает взять несколько практических уроков до сдачи теории. Практика начинается с бланка "Тофес ярок", который нужно взять в оптике – это своего рода обходной лист.

Читайте: Как живется украинке в Амстердаме: исповедь одесситки

Сначала пометки в нем делает оптометрист, который дает заключение можете ли вы водить машину без очков или нет. А потом с этим бланком идешь к семейному врачу, который, пишет, что нет противопоказаний по состоянию здоровья. И когда два специалиста поставили печати на бланке, можно начинать брать уроки у инструктора.

Если получаешь права с ноля, обязан взять минимум 28 уроков. Когда все темы пройдены, инструктор назначает внутренний экзамен – его проводит инструктор из другой водительской школы. Его задача – увидеть те ошибки, которые не замечает учитель.

Обычно после внутреннего экзамена инструктор записывает в очередь на прохождение внешнего государственного экзамена. Внешний экзамен принимает инспектор с автоинспекции. Экзамен длится 20-25 минут, ответ, пройден ли экзамен, приходит в течении дня.

Раньше внешний экзамен приходилось сдавать и тем, кто хотел подтвердить существующие права (правда, для них не было обязательных 28 уроков практики). Но с августа 2017 года вступил в силу новый закон, который освобождает от экзамена тех, чей водительский стаж составляет 5 лет и более.

Исповедь эмигрантки: как живется украинке в Израиле

Медицинское обслуживание

Очень важно знать о нюансах вызова скорой помощи в Израиле. Если вызываешь скорую и она приезжает, но человека не госпитализирует, то он должен оплатить половину суммы за услуги скорой помощи, а вторую половину выплатит больничная касса, в которой он застрахован. Если же скорая приезжает и человека госпитализирует, то оплата полностью "ложится на плечи" больничной кассы.

В Израиле существует четыре больничные кассы. Больничная касса – это страховая компания, которая предоставляет населению медицинские услуги (аналог поликлиник в СНГ). Человек, который переезжает жить в Израиль, должен застраховаться в одной из этих четырех касс.

Оплата за больничную страховку происходит один раз в два месяца. Мы на семью из трех человек (двое взрослых и один ребенок) платим 180 шек (примерно 45 долларов) за два месяца. Cумма страховки зависит от вида самой страховки, больничной кассы и возраста – чем больше возраст, тем и сумма страховки больше.

Исповедь эмигрантки: как живется украинке в Израиле

Еще меня поразило, что у каждого гинеколога в Израиле в кабинете есть аппарат УЗИ. Когда была беременна, гинеколог все время сам по УЗИ наблюдал за развитием ребенка и каждый раз после осмотра отдавал фото моего малыша.

Из минусов хотелось бы отметить, что часто для того, чтобы попасть на прием к специалисту (специалистом считается любой другой врач, кроме семейного), нужно ждать месяцами или же ехать на прием в другой город. Безусловно, если у вас сильная боль, вы приходите в любой день без очереди, рассказываете про свое самочувствие секретарям и тогда они "втискивают" на прием в тот же день.

Сервис

Сервис в Израиле не идеальный, но, в целом, приятный.

Супермаркет встретит охранником на входе, которому нужно будет продемонстрировать содержимое сумки – это вынужденная мера, чтобы предотвратить возможные теракты. Но вот в самом супермаркете нет ячеек для вещей, то есть, если даже у вас с собой продукты из другого магазина, вы спокойно проходите с ними во внутрь. В сырно-колбасном отделе продукцию можно попробовать перед покупкой, попросив об этом продавца.

Читайте: Исповедь эмигрантки: как живется украинке в Берлине

Из минусов здесь стоит отметить, что иногда можно встретить на прилавках просроченные продукты. Тогда нужно указать на это кому-то из сотрудников магазина, чтобы товар убрали.

Коммунальные платежи с недавнего времени можно оплачивать с помощью мобильного приложения. Это избавит вас от бессмысленного времяпровождения в очереди.

Вообще бизнес постепенно переходит на приложения. Хозяин ближайшей от нашего дома парикмахерской, где стрижется мой муж, приобрел для своего бизнеса приложение на телефон – теперь запись только через него.

Несмотря на то, что многие израильтяне жалуются на бюрократию, все-таки с ней в Израиле не все так плохо. Например, если вам сказали принести ксерокопию, вам не нужно ее заверять нотариально. Здесь ничего не нужно заверять нотариально, разве что документы для заграницы – они нуждаются в апостиле.

Когда пять лет назад я оформляла израильский заграничный паспорт, то от меня потребовалось только несколько фотографий (и пару сотен шекелей). Все. Паспорт был готов в течение двух недель. А сейчас в Израиле можно получить только биометрический паспорт с отпечатком пальца, что значительно сократит время прохождения пограничного контроля.

Работа

В Израиле есть три основных сайта, где израильтяне ищут вакансии о работе: Alljobs.co.il , Jobmaster.co.il , Drushim.co.il

Все они на иврите, так что без знания языка, хотя бы минимального, там делать нечего.

Есть парочка русскоязычных: Rabota.co.il , Orbita.co.il . На них чаще всего представлены специальности, не требующие высокой квалификации.

Исповедь эмигрантки: как живется украинке в Израиле

Любая сносная работа в Израиле предполагает знание иврита. Конечно, в сфере хай-тек и крупных международных компаниях, английский – обязательный.

Впрочем, одна моя подруга работала в фонде, где осуществляла перевод документов "русский-английский", но такая вакансия – исключение, а не правило.

Ну, и еще в Израиле, конечно, процветает кумовство. Свои советуют своих. Это, конечно, не означает, что без связей хорошую работу не найти, но я бы очень советовала, эти связи заводить.

Еда и религия

Израиль – религиозная страна, где предписания Торы распространяются и на еду: свинина – не кошерно, смешивать мясное с молочным – не кошерно, осетр – не кошерен, соответственно, черная икра – тоже не кошерно, а вот красная икра – кошерна; более того, мука тоже бывает не кошерной!

Кошерные продукты – это те продукты, которые разрешены в употребление Торой. Но той же корове мало быть просто коровой, чтобы ее мясо считалось кошерным. Чтобы мясо коровы стало пригодным для пищи (или иначе сказать, стало кошерным), корову должны специальным образом забить.

Читайте: Исповедь эмигрантки: как жилось украинке на острове Ява

Что касается муки – пока над ее производством трудятся не евреи (а точнее сказать не только не евреи, но и не религиозные евреи), то результат их работы не может считаться кошерным. А для того, чтобы мука стала кошерной, на завод приглашается равин, который читает над мукой молитвы, после которых она становится кошерной, о чем будет свидетельствовать специальная печать на упаковке.

Исповедь эмигрантки: как живется украинке в Израиле

Еще на упаковках израильских продуктов можно увидеть другой значок "парва". Парва – это те продукты, которые нельзя отнести ни к мясному, ни к молочному: фрукты, овощи, крупы, орехи и т.д.

Исповедь эмигрантки: как живется украинке в Израиле

Часто значок "парва" можно встретить на упаковках с мороженым. В Израиле существует мороженое, которое делают без молока. На нем есть значок "халяви" (молочное), а есть – без молока в составе – "парва".

Мясное нельзя смешивать с молочным, но это еще не все ограничения. Человек может есть молочное не раньше, чем через 6 часов после того, как поел мясное. И вот когда ты поел мясо, хочешь мороженое, но его тебе нельзя, потому что оно "халяви", на помощь приходит мороженое "парва".

Интернаты

В Израиле распространенное явление – отдавать детей в интернаты. Причин, почему люди отдают детей в интернаты, много. Расскажу о тех, про которые знаю я: ребенок неуправляемый и/или прогуливает школу и родители не могут на него никак повлиять.

Читайте: Исповедь эмигрантки: как украинка разочаровалась в Египте

Знакомая поведала мне такую историю. Когда ее сыну было лет 12 лет, он заявил, что напишет заявление в полицию за то, что она оказывает на него психологическое давление. Оно заключалось в том, что мать заставляла его делать уроки. А это, таки да, считается в Израиле психологическим давлением. На что она ответила, что тогда ей придется отдать его в интернат, ведь у нее нет на него никакого влияния. Сын пришел к выводу, что все-таки лучше делать уроки, чем отправиться в интернат.

Есть специализированные интернаты, после их окончания больше шансов попасть в определенные виды войск (можно сравнить с кадетским училищем).

Исповедь эмигрантки: как живется украинке в Израиле

Есть еще несколько причин перевода в интернат: родители переезжают в другой город, а их дети не хотят оставлять своих друзей либо своего парня/девушку. Именно такую причину мне обозначила мастер маникюра, объяснив, почему 15-ти летняя дочь живет в интернате в центре страны.

Тема интернатов регулярно появляется в израильских группах в социальных сетях, где родители просят посоветовать какой-либо интернат из личного опыта. Много людей комментируют, причем как родители,так и дети, которые эти интернаты оканчивали. В целом отношение общества к интернатам достаточно либеральное.

Важно знать

Терроризм сейчас есть везде, и Израиль сталкивается с ним чаще других государств. Раньше был тренд – подкладывать сумки со взрывчаткой в людные места. С тех пор сумка без хозяина получила название, "חפץחשוד" , что переводится как подозрительный предмет.

Бдительные израильтяне, видя его, вызывают полицию. А те действуют по инструкции: оцепляют прилежащий район и выпускают робота. Робот стреляет по предмету. Если в сумке есть взрывчатка, выстрелом провоцируется контролируемый взрыв, в ходе которого не пострадают люди.

Резюме

Израиль – как и любая другая страна имеет свои сильные стороны и свои недостатки. Многие люди, которые никогда не меняли страну жительства, имеют свойство идеализировать заграницу, и когда они переезжают, у них все равно есть ощущение, что в новой стране априори лучше. И чем сильнее у них убеждения, что заграница – страна розовых единорогов, тем сильнее бывает их разочарование.

Исповедь эмигрантки: как живется украинке в Израиле

Израиль – страна с хорошими дорогами, сильным высшим образованием (вузы Израиля входят в топ лучших вузов мира), высоким уровнем жизни, великолепной и разнообразной природой (тут есть все: и моря, и пустыни, и горы, и леса), но в то же время с культурой, которая весьма отлична от украинской. Кроме того, в "пакет" входят: ракеты из Газы, арабо-израильский конфликт и периодические военные операции. А еще нужно свыкаться с жарким климатом, который некоторые очень трудно переносят... и с мусором. В Израиле очень грязно. Как ни крути (да, конечно, в центрах городов и богатых районах не грязно, но в целом грязно).

Тем, кто собирается, переезжать в Израиль, я бы советовала не идеализировать эту страну, но и не бояться. Быть готовым встретить трудности, но не сомневаться в том, что они преодолимы, и что все будет хорошо!