Ученые обнаружили разгадку одной из величайших тайн строительства пирамид в Египте

Тайна технологий строительства египетских пирамид будоражит историков, археологов и энтузиастов уже сотни лет. Похоже, ученым удалось сделать значительный шаг на пути к ее полной разгадке – они нашли доказательства того, что строительные материалы к сооружениям, которые сейчас стоят посреди пустыни, доставлялись водным путем.

Как пишет издание Live Science, по плато в Гизе около 4500 тысяч лет назад, когда сооружались пирамиды, протекал ныне исчезнуший рукав реки Нил. Причем уровень воды в нем был достаточно высоким, чтобы доставлять по нему грузы.

Ключ к этой гипотезе дали образцы цветочной пыльцы, найденные в срезах почвы у пирамид Гизы. Ученые, исследующие историю Нила за последние 8 000 лет, предположили, что в засушливые годы пыльцы в этих образцах должно было оседать мало, а в годы, когда рукав реки был полноводным – много. Так выяснилось, что во времена правления фараонов Хеопса (Хуфу), Хафра и Менкаура (Микерина), чьи пирамиды входят в комплекс Великих пирамид, уровень воды был высоким. Это позволяло относительно быстро доставлять значительные объемы строительных материалов на площадку.

Пять кернов (цилиндрических срезов грунта) ученые приняли в пойме Гизы в мае 2019 года. Их анализ показал, что пропавший рукав Нила был полноценным водным транспортным путем во время правления четвертой династии, которая и построила Великие пирамиды Гизы. Об этом рассказала Хадер Шейша, физический географ французского университета Экс-Марсель.

Шейша отметила, что уровень воды был важен для строительства пирамиды. "Было бы очень трудно, если вообще возможно, построить пирамиды без ветки Хуфу (так назывался исчезувший рукав Нила, – ред.) и без ее хорошего уровня, который обеспечивал достаточно места для размещения лодок, перевозящих такие тяжелые каменные блоки", – сказала она. Когда именно пересохло это русло, неизвестно, но исследования указывают, что 2400 лет назад уровень воды в нем уже был очень низким.

Новые выводы ученых хорошо коррелируют с предыдущими археологическими находками – остатками гавани рядом с пирамидами и описаниями доставки известняка в лодках, содержащимися в древних папирусах.

Как писал OBOZREVATEL, ранее ученые выдвинули предположение, почему египетские фараоны прекратили строить себе гробницы в виде гигантских пирамид. Причиной стали опасения по поводу их безопасности.