УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Евгения Душкевич: "Для итальянцев я тоже Шева"

1,7 т.
Евгения Душкевич: 'Для  итальянцев я тоже Шева'

Но подобные мероприятия для Евгении неинтересны, она живет волейболом, в котором добилась заметных успехов. Удался талантливой спортсменке и минувший сезон, впервые проведенный вне родины — в итальянском «Скаволини».

От головокружения до Матча звезд

— Было очень боязно ехать в Италию, — призналась Евгения в начале беседы корреспонденту «2000». — Мало верила в себя. Думала, что буду просиживать на скамейке запасных, поскольку уровень для меня слишком высокий. Но в городке Песаро, где базируется «Скаволини», меня встретили президент клуба и главный тренер и заверили, что на 100% буду выступать в стартовом составе. На первых тренировках не успевала — здесь скорость на порядок выше той, к которой я привыкла в Одессе. Тренер успокаивал: «Так придется играть постоянно. У вас в Украине все намного медленнее. Но ты не волнуйся, все наладится». И действительно, через две недели я вошла в ритм.

— Психологически адаптировались легко?

— Что вы! Сначала и плакала, и ругалась. Было очень сложно, не знала языка, даже хорошо владея английским, приходилось туго. Поэтому сразу же пошла на курсы итальянского. Не скажу, что учила язык днями и ночами, но, находясь в этой среде, освоила его достаточно быстро.

Тем не менее негативные факторы несколько уменьшили впечатления от новизны. В Италии иные методы подготовки, другие мячи. Да и сам факт игры со звездами первой величины ко многому обязывал. Со мной в команде были чемпионки мира, участницы Олимпийских игр. Однако они такие же, как и мы, украинки, со своими женскими проблемами. Понимание этого и помогло -быстрее сплотиться с коллективом. Девушки оказались очень открытыми, поладили мы легко.

— Пробыв в Италии всего два месяца, вам посчастливилось участвовать в Матче всех звезд тамошнего чемпионата...

— Приглашение на игру оказалось огромной неожиданностью. Хотя два последних поединка, предшествовавших звездному матчу, сыграла очень прилично. Именно на тот период припал пик моей готовности, что помогло проявить себя в полной мере.

Было очень приятно, ведь участниц выбирали тренеры и журналисты.

Шоу получилось грандиозное. Легионеров собрали вместе, познакомили — вскоре нам предстояло сыграть против сборной Италии. Задачу обязательно победить перед нами никто не ставил, а лишь играть красиво, в свое удовольствие.

— С землячкой Ириной Жуковой, тоже участвовавшей в All star games, часто общаетесь? — К сожалению, редко. В основном по телефону. Когда пересекаемся во время игр, обмениваемся книгами и дисками на русском языке. Когда у меня были спорные вопросы с менеджером или маленькие конфликты с девчонками, Ира, выступающая в Италии уже пять лет, давала дельные советы, подбадривала, подсказывала, как себя вести с итальянками.

Улыбаться — это обязанность

— А что за конфликты возникали?

— Мне наставники сразу сказали, что местным игрокам с русскими играть и тренироваться очень сложно, нередко возникают проблемы. Например, мы практически не улыбаемся ни на тренировках, ни в повседневном общении.

Помню, меня как центрального блокирующего переучивали ставить блок. Естественно, не получалось, поскольку в одесской «Дженестре» это делали по-другому. Я нервничала, злилась. Конечно же, не было ни улыбок, ни радости. Иногда даже до слез доходило. Девчонки же все это видели, думали, что я злюсь на них. Одноклубницы даже собирались и обсуждали мой скверный характер. Правда, им все-таки стоит отдать должное — они с пониманием отнеслись к моим проблемам и сменили гнев на милость. Позже уже подходили после тренировок и угощали мороженым, подбадривали: «Расслабься, Женя, у тебя все получится».

Особенно благодарна Симоне Риньери, с которой жила в одном доме. Она взяла меня под свою опеку, убеждала, что нужно больше общаться с девочками, чаще улыбаться: «Не надо расстраиваться и опускать руки, если не поставила блок. Наоборот, ты должна надеяться, что в следующем эпизоде сыграешь более удачно».

— Но ведь искусственная улыбка — не панацея от всех бед. Да и неестественно это...

— Я говорила: не могу улыбаться, когда на душе тоска. Они же твердили: улыбаться ты обязана. Пусть даже неискренне. Уверяли, что я должна настраивать себя на позитивный лад, мол, это нужно для команды.

По мнению руководства, если девочки будут постоянно улыбаться, возникнет позитивная аура, и это обязательно скажется на результатах. И самое удивительное — со временем я начала замечать, что при позитивном настрое игра действительно удавалась лучше.

Устали и «остановились»

— Неужели разница в технической подготовке в Италии и в Украине настолько существенна? Ведь бытует мнение, что у представительниц советской школы техника лучше всех.

— Я тоже так считала, пока не убедилась в обратном. К примеру, в «Скаволини» девочки шикарно обрабатывают мяч. Кроме того, итальянские волейболистки команды из Песаро с огромным желанием играют в защите, «поднимают с пола» умопомрачительные мячи и отправляют их прямо «на нос» связующей. Однажды партнерша даже сломала ребро, но «мертвый» мяч вытащила, и вышла потрясающая комбинация!

— «Скаволини» в последние годы звезд с неба не хватала, и вдруг руководство клуба пригласило в свои ряды сразу несколько известных игроков. С чем это связано?

— Всей подноготной не знаю. Слышала, что два года назад в Серии А они проиграли все матчи и оказались под угрозой вылета. Правда, из-за финансовых трудностей из чемпионата выбыла «Равенна», и концерн «Скаволини», изготавливающий кухонную мебель, сначала выкупил место в элите, а затем выделил деньги на приобретение сильных игроков.

— С таким составом боссы клуба, наверное, рассчитывали на большее, нежели четвертое место в чемпионате Италии...

— Регулярный чемпионат мы провели отлично, хотя никто от нас особого успеха не ожидал. Президент поставил задачу: занять место в первой пятерке. Но когда начали посто янно побеждать, нас стали считать реальными претендентами на пьедестал. В итоге мы проиграли полуфинал «Кьери», хотя были фаворитами. На мой взгляд, уступили потому, что под конец регулярного чемпионата морально устали. Конечно, рук не опустили, но мысленно уже остановились, хотели скорее разъехаться по домам. Ощущалось это в разговорах с другими волейболистками «Скаво-лини». Может, тренер должным образом нас не настроил на борьбу, не нашел мотивации. Да и наше физическое состояние в тот момент оставляло желать лучшего...

После поражения тренер нас успокаивал, говорил, что никакой катастрофы не произошло, хотя и мечтал о скудетто.

Угощение оплачивают гости

— Тем не менее в целом сезон, проведенный в «Скаволини», видимо, был удачным, если решили остаться в Пе-саро еще на год? — Долгое время этот вопрос оставался открытым. Со своей стороны я контракт подписала, меня устраивали условия, но клуб тянул время. Возможно, из-за того, что президент находился в отпуске в Бразилии, а тренер был задействован в сборной Италии. Первой мне сообщила о том, что я остаюсь, подруга Шейла. Сказала: об этом и газеты уже написали, и в интернете на официальном сайте появилась информация. Мы с ней сильно подружились, много общаемся, хотя и на ломаном итальянском.

— Как в Песаро устроен ваш быт?

— Меня поселили в небольшом уютном коттедже, где жили Шейла, Симона Риньери и американка Лин-си Берг. Живу в однокомнатной квартире, дали машину Fiat Ibitsa. В общем, все, что надо, есть.

— Насколько мне известно, в Украине вы не водили авто. — Поэтому мне и дали автомобиль «в возрасте». Тем, кто уже много лет за рулем, новые модели презентовали. Права были и раньше, но ездила мало. Что касается дорог, движения, то в Италии все на удивление корректно. Поначалу не могла припарковаться, но с этим сталкиваются все новички.

— Чем занимаетесь на досуге?

— В Песаро я познакомилась с девочкой, она русская, но давно живет в Италии. Мы постоянно общаемся, ходим на Адриатическое море, гуляем с ее собакой. Иногда заглядываем в местные бары на аперитив. Я человек домашний. Лишь однажды была на шумной вечеринке в конце сезона, на которой собралась вся команда. Что пили? Итальянцы вино пьют постоянно. Я тоже себе позволила немного красного вина.

Обычно мы празднуем дни рождения вместе. Не обошлось без курьезов. Как-то нас пригласили в ресторан, заказали еду и напитки, весь вечер веселились, а потом... сами расплатились за ужин. Я сначала была в шоке! Думаю, у нас все бы обиделись. У итальянцев абсолютно другой менталитет.

— Как отпраздновали свой день рождения?

— Я родилась в один день с Линд-си Берг. Поскольку чемпионат уже закончился и все разъехались по домам, мы пошли в ближайший бар, где обычно пьем кофе, бармен наполнил огромнейшую вазу диковинным напитком с клубникой, приготовил пиццу, канапе. В общем, поели, пообщались, сфотографировались — и по домам. В Италии большие застолья не практикуются.

«Чуть не забыла, что такое волейбол»

— Вернувшись на родину, вы неожиданно «засветились» на Всеукраинской универсиаде. В Италии не наигрались? — Если честно, к турниру не готовилась, хотя тренер нашей сборной Игорь Филиштинский просил меня об этом. Дома целыми днями валялась на диване, потому и решила поиграть на универсиаде: ведь так могла и забыть, что такое волейбол.

— После комфортной Италии не тяжело было возвращаться к условиям, в которых готовится сборная Украины?

— Я к ним привыкла. За год, проведенный в Италии, звездную болезнь не подхватила. Какой была, такой и осталась. Да и слишком долго не играла в сборной, чтобы капризничать. К тому же, когда приглашают выступать за границу, в первую очередь спрашивают, играешь ли за сборную. Чем дольше срок выступления за национальную команду, тем выше рейтинг, а значит, и условия контракта.

— Вы сильно скучали по дому?

— Домой звонила постоянно. А как только закончила сезон в сборной, сразу поехала к себе в Крым. Ни о каких Анталиях даже не думала!

— Перевезти родных в Италию не собираетесь?

— Даже не думаю оставаться за границей. Хочу жить там, где мои родные, — в Симферополе. Вообще очень люблю свою родину, несмотря на то что в ней сейчас творится.

— Что в Италии говорят об Украине?

— Нашу страну знают благодаря Андрею Шевченко. Меня в Песаро тоже «тезкой» Андрея сделали. Фанаты на матчи приходят с украинскими флагами, болеют за меня, а кричат почему-то «Шева-Шева!»

Тарас РОМАНЮК