УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Достали нас": как украинские хоккеисты "кинули" московский клуб

Сокол Киев

Большой спорт – это не только победы, ничьи или поражения, работа тренеров и спортсменов. За успехами стоят усилия людей, как правило, остающихся "за кадром".

Видео дня

Не могу не рассказать о нем, человеке с большим хоккейным сердцем. В свое время Василий Фадеев, уроженец Нижнего Новгорода, надежно играл в защите местного "Торпедо", затем в 1970 году был приглашен в киевское "Динамо", поиграл за "Апатитстрой" (Антрацит). Возвратившись в Киев, с 1980 года стал администратором, а затем генеральным менеджером "Сокола" и национальной сборной Украины.

Как журналист я много летал с командой Анатолия Богданова по стране на матчи чемпионата СССР, международные турниры, чемпионаты мира. И всегда, находясь рядом с Митрофанычем (так хоккеисты называли Фадеева), чувствовал себя, как за каменной стеной. Его любили тренеры и игроки, уважали соперники, у него было много друзей.

Читайте: Не было никогда: звезда российского хоккея ошарашил американских фанатов

Ушел Василий Фадеев из жизни 24 октября 2013 года и был похоронен на Байковом кладбище. Часто к его могиле приходят бывшие игроки "Сокола", тренеры, друзья. Приходят сказать "спасибо" за все, что он сделал для "Сокола", для украинского хоккея, и просто за то, что был.

Я храню записи интервью, которые делал с Фадеевым в разные годы, и некоторыми из них хочу поделиться с вами.

"У меня есть жизненное правило – "никогда не обещай, если не уверен на все сто, что сдержишь слово". Эту истину я усвоил от администратора футбольного клуба "Динамо" Рафаила Моисеевича Фельдштейна, который более сорока лет жизни отдал прославленному клубу. Как-то наставник "Сокола" Александр Сеуканд в одном из интервью сказал, что за всю свою карьеру администратора я не допустил ни одной ошибки. Приятно такое слышать. Хотя не ошибается тот, кто ничего не делает. Обиднее всего, когда так называемая "нестыковка" происходит не по твоей вине, а из-за халатности других.

Работаю хозяйственником – администратором и начальником команды в одном лице. В союзные времена эти должности были разделены. Начальник команды отвечал за идеологическую работу в клубе, встречи с трудовыми коллективами, походы в кино, театры, за другие культурно-массовые мероприятия.

Тогда у ребят свободного времени практически не было. Из 365 дней в году 320 они проводили на сборах. Вот начальник и занимался организацией досуга для игроков. А администратор должен находиться постоянно при команде, отвечать за хозяйственную часть. У меня было много обязанностей – обеспечение игроков инвентарем для тренировочного процесса, питанием, заточка коньков, встречи и отправка команд соперников и судей. Забот уйма.

Приходится заниматься практически всем. Мне проще договориться о проведении контрольных встреч, потому что я больше и лучше знаю руководителей клубов, тренеров, так как постоянно с ними общаюсь. Я ведь сам играл в хоккей и что-то также понимаю. Хотя в тренерский процесс стараюсь не лезть. Одно дело – взгляд со стороны, другое – сугубо тренерская кухня. Хотя частенько в союзные времена по просьбе Богданова забирался на верхнюю трибуну, чтобы проанализировать рисунок игры".

Читайте: Гоп-стоп: игрок сборной России заставил канадского одноклубника петь шансон - курьезное видео

А теперь некоторые хоккейные истории от Митрофаныча.

* * *

После того, как "Сокол" в 1985 году стал бронзовым призером чемпионата СССР, московские клубы устроили настоящую охоту за нашими лучшими игроками. Помню, после одного из матчей в Москве вызвали "армейцы" к себе на "собеседование" Шундрова и Шастина. А у нас в команде было железное правило – семеро одного не ждут.

Без них мы и улетели на следующий поединок в Челябинск. И что вы думаете? Утром, когда приехали на разминку, Юра и Женя уже возле катка стояли. Сразу бегут к Богданову, и давай жаловаться: "Достали нас, никуда мы не хотим, режим не нарушали, играть готовы". Представляете, парни мотались по Москве, одалживали деньги и чудом успели на последний рейс. Но отыграли замечательно, обеспечив нам победу. После этого случая, когда команда попадала в полосу неудач, некоторые игроки часто шутили: давайте Шундрова с Шастиным оставим – на фарт.

* * *

Спортсмены – суеверные люди. У нас было правило – никогда не брать в свой автобус женщин. Поблажек не делали никому. Однажды, выезжая на игру, даже оставили ловить такси мучившуюся от зубной боли супругу моего однофамильца – тренера команды Александра Фадеева.

* * *

Чемпионом в плане примет был Юра Шундров. Накануне очередной игры он делал все так, как и перед последней победой: вставал с той же ноги, ел ту же пищу и т.д. Я же накануне матчей старался ходить в баньку. Удалось попариться – считай, два очка в кармане. И вот однажды в Питере, уладив все вопросы, отправился в сауну.

Попарился, одеваюсь, смотрю – мои модные финские сапожки "сделали ножки", а на улице двадцатиградусный мороз. Сжалился банщик надо мной и раскопал где-то такие кирзачи. Когда за десять минут до начали игры СКА – "Сокол" я появился в раздевалке команды, игроки попадали со смеху, увидев "обновку". В том поединке мы обыграли СКА, и с тех пор до конца сезона кирзовые сапоги путешествовали с нами.

* * *

Иногда мне в "Соколе" приходилось просматривать потенциальных новичков для команды. В свое время немало повозился, убеждая перебраться в Киев из Новокузнецка Сашу Менченкова. Сам игрок был не против, но жена категорически говорила "нет". Как оказалось, она жутко боялась перелета. В общем, силой пришлось тащить её в самолет. Весь полет Люба тревожно поглядывала в иллюминатор, но когда приземлились, наконец-то заулыбалась. И это при том, что сама работала на высоте – она управляла башенным краном.

* * *

В "Соколе" всегда существовала своя система штрафов, с которой накануне сезона ознакамливались все игроки. Ведь большинство хоккеистов родом из российской глубинки, и удержать их в рамках режима было довольно тяжело. Учуял тренер запах табака – выкладывай четвертачок, ну а если перегаром потянуло – готовь соточку. Фондом заведовал наш капитан Сергей Горбушин. Надо сказать, к концу сезона набегала приличная сумма.

Читайте: Курьез дня: болельщица нелепо пострадала во время матча в США - появилось видео конфуза

* * *

Как-то в Москве нам довелось провести матч с "Крылышками", у которых накануне встречи выбыли из строя все вратари. В "рамку" вынужден был стать мой коллега – администратор, благо он был бывшим голкипером. Естественно, москвичи пытались скрыть этот факт и даже тренировку провели за закрытыми дверями. Но это их не спасло, "Сокол" выиграл – 10:2.

Я сразу звоню Виталию Алексеевичу Сологубу – главе украинских профсоюзов, который курировал хоккей в Украине, чтобы обрадовать его. А он, в свою очередь, сообщает Щербицкому. Но оказалось, что у Владимира Васильевича был в Москве свой источник информации, и отреагировал он весьма сдержанно: "Нашли чем хвастаться. У "Крыльев" же на воротах завхоз стоял!"

Нет в Киеве "Сокола", подрубили ему крылья, нет Фадеева… Низкий поклон тебе, Васюня, и пусть земля будет пухом.