Михайлюк: в НБА многие высказывались против агрессии России и спрашивали, чем могут помочь
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В последний раз один из двух наших представителей в НБА играл за сборную в отборе на чемпионат мира-2019, когда "сине-желтые" с Михайлюком и Лэнем в составе впервые в истории обыграли Испанию. Тот отбор не завершился успехом для команды Евгения Мурзина: через несколько дней наша сборная уступила на выезде Черногории и в итоге не попала на Мундиаль.
В это отборочное окно в сборную Украины из-за океана доехал только представитель "Торонто" – Святослав Михайлюк. И пока своей игрой наш лидер оставил неоднозначное впечатление. В матче с Грузией у Свята ничего не залетело из-за дуги, он собрал 5 фолов и совершил 7 потерь, хотя за счет индивидуальных действий и набрал 16 очков. Против Северной Македонии Святослав выглядел гораздо увереннее, обновив с 24 набранными очками свой рекорд по результативности в сборной.
Однако лакмусовой бумажкой для Михайлюка и его партнеров, безусловно, станет матч против Испании. В преддверии этого матча 25-летний защитник ответил на вопросы Sport.ua.
– Как решался вопрос вашего участия в этом игровом окне? Когда поняли, что приедете в сборную Украины?
– Во-первых, есть правила НБА и ФИБА, позволяющие игроку НБА определенное время находиться в сборной. Когда все вопросы были решены, я смог приехать.
– "Торонто" завершил сезон в плей-офф в конце апреля. Когда вы начали подготовку к новому сезону?
– Тренироваться я начал уже почти через месяц – 26 мая.
– Была информация, что вы занимались в одном зале с Алексеем Лэнем. Это потому что у вас один агент?
– Это тоже. Но и Алексея я знаю очень-очень давно.
– Тогда расскажите, почему Лэнь не смог приехать в сборную вместе с вами?
– Он не смог приехать по состоянию здоровья – у него некоторые проблемы со спиной. Думаю, если бы у него все было в порядке, он тоже был бы в сборной. Он должен приехать в сборную Украины на Евробаскет-2022.
– Как в целом вы оцените прошлый сезон в НБА? Учитывая ваше игровое время на старте сезона и под его конец, очевидно, нельзя говорить, что вы можете быть довольны…
– Да, начинался сезон для меня хорошо: я получал достаточно много времени на площадке, было доверие со стороны тренера. Но после сорока матчей я почти перестал играть и получал минимум времени на площадке. Не знаю, почему так вышло. Но, что есть, то есть. Буду готовиться к следующему сезону и постараюсь показать лучшие свои качества.
– После того, как Ник Нерс уменьшил ваше игровое время до минимума, не пытались поговорить с тренером, чтобы выяснить причину? Или он просто уменьшил ротацию в команде, сделав ставку на лидеров?
– Во время сезона я не говорил с тренером. А по завершении сезона у меня был разговор с наставником. Он сказал, что у меня не было достаточно уверенности, я не попадал "свои" броски. Также он уменьшил ротацию в команде, ребята начали играть лучше и это давало результат.
– В Украине из-за войны спорт и баскетбол – не на первом месте, потому что мы все боремся, чтобы выжить и защитить свое государство. Насколько это патриотическое настроение ощущается в сборной Украины? Как это оказывает влияние на атмосферу в команде?
– Каждый день начинается с новостей о войне. Конечно, это – тема номер один. Каждый день мы об этом говорим, обсуждаем. Все ребята настроены очень патриотически. Когда выходим на матчи, прилагаем максимум усилий для того, чтобы победить и порадовать наших болельщиков. Матчи отбора на чемпионат мира очень важны – и мы делаем все, чтобы попасть на Кубок мира.
– Как сборную Украины приняли в Риге, где мы из-за войны вынуждены проводить домашние матчи?
– Условия очень комфортные. Поддержка на трибунах также, мы чувствуем это. Очень многие находящиеся здесь украинцы нас поддерживают. Конечно, гораздо лучше было бы играть в Украине, но сейчас понятно, что это невозможно.
***
– Вспомните, что вы делали 24 февраля?
– Я был в Канаде. Мои родители были у меня в Торонто, а перед войной уехали в Украину. 24 февраля разговаривал с родителями, у меня уже было около 22 часов вечера. Говорил им, что в новостях говорят, что может начаться война. Потом я лег спать – проснулся и понял, что началась война. Сразу позвонил по телефону родителям и близким друзьям в Черкассах.
– Сейчас ваша семья в Черкассах?
– Да. Надеюсь, что скоро смогу их увидеть.
– Сейчас в Украине, наверное, нет людей, у которых нет друзей или знакомых, которые пошли защищать Украину с оружием в руках. У вас тоже друзья, защищающие страну?
– Да, конечно. Есть друзья и в Одессе, и в Черкассах, решившие присоединиться к рядам ВСУ и защищать страну. Конечно, мы общаемся, когда есть такая возможность.
– Расскажите о своем благотворительном фонде Hope for Ukraine, который вы создали вместе с Алексеем Лэнем?
– Мы помогаем переселенцам в Украине. Мой отец получает деньги – и покупает все необходимое для переселенцев в Черкассах и Корсунь-Шевченковском, откуда мои родители. По всей области стараемся помогать людям, которые в этом нуждаются.
– Было такое, что игроки НБА к вам подходили и говорили: "Сви, чем я могу помочь?"
– Да, таких историй было много. Подходили и ко мне, и к Алексею Лэню. Многие игроки НБА высказывались против агрессии россии и спрашивали, чем могут помочь.
– Не было в планах привлечь к помощи фонда Леброна Джеймса? Его номер со времен "Лейкерс" у вас остался?
– (Улыбается). Номер его у меня остался. Я могу спросить его, если он захочет помочь.
– Экс-игрок "Лейкерс" Станислав Медведенко хочет выставить на аукцион в Америке свои чемпионские перстни, чтобы помочь детям. Он вас не приглашал поучаствовать в аукционе?
– Мне он не предлагал. Но, думаю, у него все получится, и он сможет привлечь средства на помощь Украине.
***
– В последний раз вы приезжали в сборную Украины четыре года назад. Насколько трудно было перестроиться на европейский баскетбол и найти общий язык с партнерами?
– Я чувствую себя комфортно в сборной. Все находящиеся здесь игроки показывают хороший уровень. Со многими из них я играл раньше. Все понимают баскетбол и знают, что нужно делать.
– Насколько по вашим ощущениям изменился уровень команды? Он стал выше?
– Мне кажется, уровень команды достаточно высок. Я бы даже сказал, что он немного вырос за последние четыре года. Пришедшие в сборную молодые игроки развиваются в профессиональном плане. Если еще в сборную приедет Алексей Лэнь, ее уровень еще вырастет.
– Как вы оцените свою игру в поединках против Грузии и Северной Македонии, в которой вы, в частности, обновили свой рекорд результативности в национальной команде?
– Игра против Грузии была очень тяжелой. Сказался тяжелый переезд, другой часовой пояс. Во втором матче уже было лучше. С каждым днем чувствую себя лучше и лучше. Думаю, сейчас я даю сборной процентов 60-70 того, что могу.
– Айнарс Багатскис критиковал вас на разборах матчей?
– Думаю, у каждого игрока есть моменты, за которые его можно критиковать. Это обычный процесс.
– Матч с Грузией был довольно нервным и в концовке чуть не дошло до драки. Что там произошло?
– Насколько я понял, грузины были недовольны тем, что мы взяли тайм-аут за 9 секунд до завершения матча, когда результат был решен. Если бы этот матч ничего не решал, и разница была неважна, то, конечно, мы бы не брали тайм-аут.
– Вас удивила победа Грузии над Испанией?
– И да, и нет. Если мы выигрываем у Испании, то эта победа им ничего не даст. Все сейчас в наших руках.
– Вы уже побеждали Испанию – в Киеве четыре года назад. Какие воспоминания остались о матче?
– Игра запомнилась победой. Мы впервые в истории тогда обыграли испанцев. Для нас это была очень важная победа. Глядя на ростер Испании, думаю, у нас есть шансы одержать еще одну победу над ними.
– Как вы в целом оцениваете шансы сборной Украины попасть на чемпионат мира?
– Конечно, многое будет зависеть от матча с Испанией. Если мы победим, то шансы будут очень высоки.
– Можно ли рассчитывать на то, что увидим вас в составе сборной Украины на чемпионате Европы?
– Да. Если все будет хорошо со здоровьем, я обязательно буду в команде. По-другому быть не может.