Блог | Украинская победа нужна для цивилизации, а цивилизованность – для прогресса Украины
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
…После российского варварства в Еленовке невероятно сложно сфокусировать мысли на чем-либо, кроме этого беспрецедентного акта бесчеловечности… Украинский народ платит высочайшую цену за демократию, свободу и стремление к развитию. И никто не вправе извращать его выбор, плевать ему в душу.
Украинское средство против российского хаоса
Я, безусловно, солидарен с тем, что важнейшей задачей современной Украины "прямо сейчас" является победа над кровожадным путинизмом. Это - цель, от реализации которой во многом зависит судьба не только Украины, но и всего мира. Если, не дай Бог, в ходе текущей войны возобладал бы циничный российский фашизм, традиционному мироустройству и общечеловеческим ценностям был бы нанесен сокрушительный удар, способный ввергнуть человечество в хаос. Цивилизация оказалось бы в непреодолимом нравственном апокалипсисе, который по своей летальности ничем особенно не отличался бы от глобальной ядерной войны. И дело не в том, что планету по примеру "русского прецедента" захлестнули бы шовинистическая агрессия, захватнические войны, насилие, убийства, разрушения, парады диктатур и суверенитетов самого несуразного свойства (возможно даже – до объявления независимости подъездов и отдельных квартир).
При всей катастрофичности перечисленного, еще более ужасным видится неизбежное в подобных обстоятельствах низвержение цивилизованных правил, стандартов и ценностей, которые стали результатом многотысячелетней эволюции человечества. Именно эти константы предопределяют такую инфраструктуру социума и систему общественных отношений, при которых достигается наиболее оптимальная на данный момент конфигурация социальной справедливости, экономического развития и технического прогресса (в развитых странах об этой самой справедливости можно не только рассуждать, но и явственно её наблюдать, даже испытать на себе). Мы абсолютно реально можем лишиться того, что формирует морально-культурный, гуманитарный и организационно-хозяйственный облик современного человечества. Без которого возвращение общности людей в едва ли не первобытное состояние станет прямым следствием неизбежных разрушительных войн и интенсивного исторического регресса.
Порой складывается ощущение, что современные чрезмерно властолюбивые и сумасшедшие тираны, сродни Путину, Лукашенко, Башару Асаду, Ким Чен Ыну (есть и иные - с разным уровнем склонности к коварству и деспотизму – например, Гурбангулы Бердымухамедов или тот же Виктор Орбан), вполне были бы удовлетворены своим пожизненным главенством над одичавшими и приклоняющимися народными ордами, избавленными от тлетворного влияния "извращенной западной культуры". При этом остается загадкой, как именно такие лидеры стран, которые практически неспособны производить какую-либо конкурентоспособную продукцию, намерены удовлетворять потребности своих граждан без "буржуазных традиций созидания". Ведь, по крайней мере россияне и белорусы точно жаждут жить при высоком уровне достатка. Но по сути отказываются от демократии в пользу власти авторитарных лидеров, не желают перетруждаться и отвлекаться от осознания эфемерного национального величия. Впрочем, упомянутые и подобные им вожди на самом деле никогда особо не озадачивались реализацией чаяний своих инертных и падких на пропагандистские бредни поданных.
Так что военная доблесть украинского народа и его стремление к победе над врагом явственно имеет цивилизационный характер. Однако для чего же претерпеваются все текущие жертвы и лишения украинского народа? Для чего украинцам нужна победа? Она ведь – не голый принцип или формальность. Ответ очевиден – во имя светлого будущего наших детей в содружестве благополучных европейских наций! Во благо самого украинского народа. Но никак ни чиновников. Которых, уж не серчайте, по многочисленным статусным, имущественным и поведенческим признакам в постсоветских условиях кастового обособления политикума, назвать частью народа язык как-то не поворачивается.
Критика власти: "чемодан без ручки" для путешествия к мечте
В тяжелое время противодействия российской захватнической агрессии вроде бы как-то не удобно, не целесообразно, что ли, критиковать власть, которая, в принципе, весьма достойно себя проявляет непосредственно на военном поприще.
Хотя наше общество инерционно от культурных стандартов СССР и всё того же извращенного "русского мира", традиционно поражено вирусом чинопочитания. Поэтому ему свойственно чрезмерно превозносить компетентные поступки должностных лиц, соответствующие их статусу и входящие в объем полномочий. Например, настоящий лидер страны в условиях военного нападения на неё врага, безусловно обязан был оставаться на своем посту. Как капитан на мостике тонущего корабля – до последнего. Это, конечно – очень мужественно, но, при этом, и абсолютно нормально.
Или, например, мэр любого города, просто призван среди прочего заботиться о дорогах и парках в своем населенном пункте. Он существует, функционирует и получает зарплату – в том числе и для этого. И если градоначальник организовал мощение плиткой прохудившихся улиц и бульваров, - то это не повод для того, чтобы растекаться перед ним в глубочайшей благодарности… За что? Он ведь не тратил собственные деньги, а лишь реализовал свои полномочия. За то, что не украл из бюджета, снизошёл, потратил драгоценное время? У нас же, к несчастью, и лишь эпизодические факты эффективности и обязательности чиновников, порой даже на фоне обилия обратных примеров, часто формируют задел на их будущее очередное избрание на должность.
Ну, тогда уж видится вполне закономерным этакий социальный круговорот чрезмерных признательностей за банальную нормальность: врачу – за прививку, слесарю – за исправленный водопроводный кран, механику – за подкрученный болтик, мелким бюрократам – за то, что выслушали, приняли бумажку, сквозь зубы что-то процедили и т.д., и т.п… В итоге подобный неформальный оборот взаимной благодарности членов общества заменяет право и порядок, формирует синтетическую культуру коммуникативных обычаев. Нет обязательств, есть только встречные одолжения. Друзья, это – деструктивная система социального упадка, которая не имеет ничего общего с прогрессом, демократией, свободой и справедливостью. Столь знакомое нам царство коррупции, "волосатых рук", кумовства и откатов…
В адекватном обществе каждый на рабочем месте добросовестно выполняет свои обязанности просто потому, что таков его долг, подкрепленный профессиональной честью и совестью достойного человека. Всё! Никаких дополнительных благодарностей, восхвалений и уж тем более вознаграждений! Представляете?! Оно нам надо? Надеюсь, что украинское общество уже созрело до того, что "оно" должно быть нам "надо"! Лишь в таких обстоятельствах у нас есть шанс не только низвергнуть русский фашизм благодаря народной доблести, но и вытряхнуть из самых глубин социальной жизнедеятельности гнет всё еще не преодолимой внутренней коррупции. С которой мы не построим развитое гражданское общество, эффективную экономику и однозначно не получим полноценное членство в составе ЕС. Даже несмотря на тяжело выстраданную, но неизбежную победу над путинизмом! Несправедливо? Как бы не так: коррупция – конечно не столь кровопролитное, как война, но не менее опасное для общества явление, способное уничтожить перспективы развития целых поколений… Более того – коррупционная практика глубоко развратна и имеет характер вирусной заразности.
Поэтому, при наличии достаточных оснований, критиковать функционеров с Банковой и Грушевского можно и даже нужно. Даже сейчас – тем более сейчас. И, если конструктивная критика руководства может кем-то быть признана нежелательной для воюющей страны по моральным соображениям, то каким образом этически оправданными могут быть какие-либо злоупотребления или очевидные просчеты власти в военное время? Поэтому, вновь извините, но объективно оценивать следует не только вероломного врага, преступная подлость которого итак для всех очевидна. Но и управленческие изъяны украинских чиновников, которые не только нивелируют самоотверженные усилия и жертвы народа, но и оскорбляют их. Любой административный произвол или нерадивость именно в военное время – вдвойне недопустимы. Ибо они лишь приумножают убийственный эффект вражеского давления на украинское общество. Коррупция и беззаконие сейчас – это прямая и наиболее тяжкая форма сотрудничества с врагом.
К тому же, не стоит забывать, что попрание демократии, чиновничий произвол, злоупотребление властью и лживая пропаганда – это неотъемлемая составная часть традиционной русской культуры. Этакий собирательный культовый нарратив имперской политики, характеризующий пресловутый "русский мир". Стандарт, который неизменно и беззастенчиво относится к латентным ценностям "великодержавия", всегда входящим в острое противоречие с гуманитарными достижениями современной цивилизации. А мы с этим варварским достоянием "русскости" никак не можем расстаться… Или не хотим? Стыдно - через призму ужасов Бучи, Еленовки и уже сотен иных трагедий, сотворенных рашизмом на украинской земле.
Война – оправдание политической недобросовестности?
Чего абсолютно отсутствует желание делать сейчас – это точечно анализировать и юридически квалифицировать, к сожалению, изрядное количество обстоятельств, свидетельствующих о текущих изъянах в сфере профессиональной квалификации и чистоплотности отдельных украинских политиков и чиновников. Такого рода проблемы носят хронический характер: они имели место задолго до войны, продолжают обременять социально-политические процессы в стране и ныне.
Отмечу лишь, что, вопреки предварительным прогнозам, доблестно сражающаяся Украина не смогла удостоиться не только ускоренного механизма получения полноправного членства в ЕС, но и весьма непросто обрела статус кандидата в состав членов континентального союза. В объемистых рекомендациях Еврокомиссии для Украины содержатся понятные и ожидаемые направления необходимых реформ в сферах, которые десятилетиями сложно поддавались качественному улучшению: совершенствование судебной системы и правоохранительной деятельности, борьба с коррупцией и отмыванием денег, снижение роли олигархов в политической системе. Эти все еще органичные проблемы Украины вызывали некоторый скепсис в отношении будущего членства Украины в ЕС и у целого ряда авторитетных европейских стран. На эти же аспекты неоднократно указывали многие политики и эксперты из США. Что уж и говорить, тяжело нашей власти, в каком бы персональном составе она не выражалась в разное время за период независимости, дается борьба с самой собой – в части самоограничений, профессионализма и обретения должной честности…
А совсем недавно, как известно, целой серией схожих разоблачительных заявлений разразилась конгрессвумен Виктория Спартц. В отдельные из её обвинений просто не хочется верить (в частности – в отношении возможных фактов злоупотреблений при распоряжении Украиной зарубежным оружием и необходимости внешнего контроля за такими процессами). Смею полагать, что в части наиболее резонансных тезисов своих нравоучений, депутат Палаты Представителей от штата Индиана - этническая украинка, в девичестве - Виктория Кульгейко, в чем-то позволила себе "дуть на воду". С учетом, к сожалению, традиционно не очень благоприятного имиджа Украины именно в коррупционном контексте. Очевидно, что повод для таких превентивных предположений наш политикум в изрядной мере предоставляет сам. И в военное время тоже. А иные из озвученных членом Конгресса США гипотез и вовсе давно, и небезосновательно обсуждаются в Украине. Но без какой-либо надлежащей реакции правоохранительных органов. Однако, уверен, в будущем – в подходящий послевоенный период правда неизбежно всплывет. Обычно так и бывает. К тому же, уж очень резонансными объектами пристального внимания мировых разведывательных и журналистских сообществ сейчас являются Украина и всё, что связано с ней.
Основания для отставки тысячи "Джонсонов"
Тонкости кадровой политики в Украине как были, так и остаются тайной за семью печатями: люди назначаются на должности и увольняются весьма странным образом – часто прямо противоречащим требованиям законодательства. Надо быть откровенными, стремление Офиса президента обеспечить тотальный контроль над всеми ветвями власти и ключевыми должностными позициями прослеживается невооруженным глазом.
Да и в целом, мало кому и внутри Украины, и за её пределами понятно, как же так получается, что страна похожа на не всегда стабильно работающее предприятие. С очень самоотверженной службой охраны и сильным отделом маркетинга. Но многими сферами деятельности в организации руководит не избранный собственниками директор, а его "секретарша", порой принимающая несуразные самоуправные решения и невозмутимо нарушающая должностную субординацию.
Антикоррупционные органы, изначально ориентированные на независимость от исполнительной власти, формируются со скрипом и проволочками под нажимом зарубежных партнеров. Не факт, что после многолетней и конфликтной конкурсной процедуры, тот же вновь назначенный при содействии международных экспертов руководитель САП сможет сохранить искомую независимость.
С оппозиционностью сомнительная в своей праведности борьба ведется весьма неразборчиво: возможности негосударственных СМИ ограничены, на обоснованную критику власть предпочитает не реагировать, а наиболее говорливые оппоненты порой сталкиваются с открытым правоохранительным произволом. Вот и институт гражданства вдруг стал инструментом борьбы с инакомыслием, да еще с использованием противоправных методик и каких-то замысловатых "секретных указов". Странно это всё и зря. Правовой механизм гражданства ведь изначально не содержит какой-либо репрессивной нагрузки. В равной степени, он не является и способом огульного поощрения симпатиков, независимо от наличия у них других гражданств.
Среди людей, в разное время сотрудничавших с Банковой присутствовало ранее и имеет место сейчас не малое количество лиц с разным политическим прошлым и настоящим, которые при этом определенно имеют не одно гражданство (житейская практичность у нас всегда считалась проявлением благодатной "деловой хватки"). Впрочем, одно только это обстоятельство не характеризует их патриотизм и степень текущей полезности для страны. Помимо того, что любые официальные процедуры должны быть не только желанны для власти, но и законны, они же призваны еще отличаться и целесообразностью…
Изыскание в стране шпионов и коррупционеров порой выстроено так причудливо, что многие бывшие члены команды Януковича (порой - с известными сепаратистскими наклонностями и вопреки требованиям люстрации), а также люди, приближенные к различного рода олигархам или деятели, известные своими тесными российскими связями разного толка, благополучно присутствуют в высокопоставленной когорте благонадежных. Причем – часто несмотря на вопиющие изъяны в имущественном декларировании. А у некоторых строптивых патриотов оперативно обнаруживаются все признаки "исчадий ада".
Или, например, весьма примечательные события происходят в экономической сфере. Вот взяли депутаты и повысили себе зарплаты. То есть, богатые люди, достаток многих из которых существенно возрос именно в период государственной службы, во время кровопролитной войны озаботились своим финансовым благополучием. Это в то время, как добрая половина населения страны осталась без работы (не стоит ориентироваться только на официальные данные, латентность в этой сфере – крайне высокая). А большинство работающих испытывают существенное ограничение финансовых возможностей в связи со снижением зарплат и ростом инфляции. К тому же статистика не учитывает миллионы беженцев, покинувших страну… А вот депутаты, которые, как и многие высокопоставленные чиновники исполнительной ветви власти, вполне могли бы отказаться от зарплаты в военное время, сочли себя недостаточно финансово обеспеченными. И, господа, хватит пудрить общественности мозги рассказами об антикоррупционном характере высоких зарплат госслужащих. Любые зарплаты в наших условиях совсем не ограничивают алчность. А антикоррупционный потенциал имеет только совесть. К тому же сомнительная эффективность функционирования нашей власти за три десятилетия не позволила стране стать даже не благополучной, а хотя бы просто стабильной. Премирование выглядит втройне глупым и несвоевременным.
И, кстати, по поводу достатка граждан. В то время, как государство ежемесячно получает от зарубежных партнеров многомиллиардные кредиты и, ввиду известного форс-мажора, обоснованно просит кредиторов на несколько лет отсрочить погашение обязательств по таким займам, отечественные банки буквально мародерствуют на потребительском рынке. Обнищавших граждан, многие из которых с трудом выживают на свои скудные, иссякающие сбережения, банки, которые предоставили в мирное время потребительские кредиты, буквально изо дня в день утюжат всевозможными угрозами и интенсивно наращивают долговые обязательства неплатежеспособных жертв войны. И плевать на форс-мажоры. Да и государству как-то все равно.
"Кофейные критерии" патриотизма
И еще. Многие гневно порицали ту же Спартц за её непонимание того, как в нескольких сотнях километров от кровопролитного фронта в относительно спокойных городах отдельные категории граждан могут жизнерадостно отвисать в кафешках, демонстративно прилюдно хлебать кофе и отрыгивать поглощенную пиццу. Не обессудьте, но полагаю, что в тех же США, Германии или Великобритании в соответствующих условиях нечто подобное в массовом выражении среди адекватных людей вряд ли было бы возможно. Не уместно как-то и с культурно-нравственных, и с патриотических позиций…
Понятно, что общепит сейчас для Украины стал одной из ведущих сфер экономики – явственным свидетельством того, что жизнь продолжается и как будто налаживается, что ли… Однако все это может и должно быть несколько скромнее - не столь уж благостно и легкомысленно. Война – не шоу с попкорном. Особенно – с учетом неискоренимой памяти о многочисленных жертвах продолжающего бесноваться на украинской земле рашизма.
И, вероятно, не стоит всерьез относится к необдуманным словам некоторых чрезмерно высокопарно изъясняющихся "внештатных" философов. О том, что, мол, одни гибнут на фронте именно за то, чтобы другие могли спокойно пить кофе. Думается, что это высказывание – причудливый продукт весьма своеобразного потока вычурного сознания. Родина же – это ценность, несколько большая, чем такая ароматная аллегория, как чашка кофе. Много большая… Приблизительно – на масштаб истинного патриотизма.
Слава Украине! Героям Слава!