У нас есть "красные линии": Россия – враг. Мы – против федерализации, – Сухомлин
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Политическая конъюнктура в Украине накануне выборов изменилась. На сцену вышел Джокер. Новая политическая сила "Пропозиція" серьезно спутала карты игрокам, которые думали, что все места за столом уже поделены. Последние социологические данные "Социс" свидетельствуют, что в Днепре новая партия уже наступает на пятки "слугам". "Пропозиція" с 21,9% практически догнала президентскую партию с 23,2%. И это только через месяц после объявления создания политсилы. Щекочет нервы технологов на Банковой и то, что все больше лидеров местного самоуправления вступают в эту партию, тем самым усиливая ее поддержку и потенциал.
В Офисе Президента до конца не верили, что мэры смогут объединиться. Но это произошло. О том, как удается удерживать в одной лодке стольких ярких лидеров, возможна ли коалиция "Пропозиції" и "слуг" и есть ли жизнь после выборов, эксклюзивно для OBOZREVATEL говорим с одним из основателей партии – мэром Житомира Сергеем Сухомлином.
– Несколько месяцев до выборов, и на политическую сцену громко выходит новый игрок, который позиционирует себя защитником местного самоуправления. Несколько странные совпадения. Все это для победы на местных выборах?
– Для победы на выборах каждому из нас не нужна была общенациональная политическая сила, можно было пойти и с партиями своего города. А если говорить о создании именно партии местного самоуправления, то разговоры о ней начались еще год назад. На встречах мэров мы это обсуждали. Но вы должны понимать, что каждый городской голова – это сильная личность. И, чтобы объединить много звезд в созвездия, надо, чтобы каждая светила ярко. На нахождение точек понимания необходимо время.
Однако в ваших словах есть и определенное зерно истины. Мы, действительно, не случайно объявили о создании "Пропозиція" перед местными выборами. Из них начнется новый избирательный цикл. С завершением реформы децентрализации и созданием общин местные выборы стали политически важными. К тому же это старт для будущего рывка. Мы проверяем команды, работаем "снизу", чтобы дальше реализоваться как всеукраинская партия. И ставить перед собой более амбициозную цель – парламент Украины.
Однако мы боремся не за власть, а за изменение правил, принципов публичного управления в Украине. Чтобы государство строилось не "сверху вниз", как сейчас, а "снизу вверх" по принципу субсидиарности. Это означает, что центральная власть дополняет местное самоуправление, заботясь вопросами национальной важности. Например, она обязана гарантировать через субвенции местному самоуправлению фундаментальные социальные права граждан (достойный уровень жизни, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.). Но решение о конкретных вопросах должны принимать или непосредственно сами люди, которых они касаются, или местное самоуправление как можно ближе к этим людям, руководствуясь здравым смыслом.
– Вы политик с опытом и высоким рейтингом у себя в городе. Не думаю, что Вам не хватало предложений от общенациональных партий. Почему бы просто не присоединиться к определенной рейтинговой партии и не тратить усилий на строительство нового проекта, это же требует сил и финансов?
– Я не хочу, чтобы меня использовали, и не готов разменять поддержку людей на чей-то флаг. Все имеющиеся партии строят свою политику на противостоянии. Кто-то цепляется зубами в язык, кто-то пытается дружить с Россией, другие – с Западом, но тех, кто бы реально занимался жизнью общин, нет. В своей работе я ежедневно сталкиваюсь с реальными проблемами людей, бюрократической волокитой и законодательными ляпами, которые мешают их решать.
Уже понятно, что новая власть надежд людей не оправдала, не сломила систему, а просто в нее влилась. И ждать, что она завершит процесс децентрализации, не приходится. В киевских кабинетах, наоборот, вынашивают планы, как подмять под себя общины и их бюджеты. И это при том, что даже первый шаг децентрализации, который дал немного полномочий местному самоуправлению и немного денег, уже показал результат.
Изменения в стране возможны только из-за сильного и ответственного местного самоуправления. Я говорю не только о городах, но и о селах и поселках. Но политической силы, которая бы системно работала для улучшения условий функционирования местного самоуправления, просто не было. Политики говорят о местных проблемах только перед выборами, а дальше их ветром сдувает. Именно поэтому мы поняли, что нужна своя политическая сила, которая будет заточена именно на этих вопросах и которая не будет зависеть от прихотей партийных вождей и олигархов.
– Но партию без денег не создать. Кто Вас финансирует?
– У нас нет спонсоров, которые обычно финансируют крупные политические проекты. Чтобы организовать избирательную кампанию на местных выборах, больших денег не надо. Я встречаюсь с людьми, отчитываюсь о том, что сделано за 5 лет, могу показать, что делается сейчас и планирую через год. Вот и все. Мне не стыдно смотреть людям в глаза. У меня на встречах всегда с собой моя программа, с которой я шел на прошлые выборы – 70% я точно выполнил. Прямое общение с людьми на самом деле гораздо эффективнее, чем вкладывать огромные средства в бордовую кампанию или в телевизионную рекламу. Так же у каждого мэра есть свои козыри.
– В прессе часто можно встретить штамп, "Пропозиція" – это личный проект городского головы Днепра Бориса Филатова. Не боитесь, что как "тяжеловес" и лидер города-миллионника Филатов, в конце концов, "подомнет" под себя управление партией?
– Расскажу интересный факт. 30 лет назад была создана Ассоциация городов Украины. Знаете, кто стал первыми учредителями? Мэр Житомира и мэр Днепра (улыбается). Входить в состав партии Днепра, даже с точки зрения логики, было бы совершенно мне неинтересно как городскому голове Житомира. А как будет происходить управление – будет зависеть от того, насколько будут активны другие городские головы и не только. Мы сразу договорились, что не будем делать кого единоличным лидером политсилы. Мы все равноправные партнеры. На самом деле нам нечего делить. Это в классических для Украины партиях все бьются за номер один, чтобы получить власть. У нас совсем другая философия. Каждый из нас номер один у себя в городе. Для нас партия – это инструмент достижения общих целей. И я Вам скажу, когда объединяются сильные люди – это замечательно. В стране не было таких примеров, когда объединились не политики в Киеве в кабинетах, а лидеры местного самоуправления. Мы первая политсила, которая реально строится снизу.
– Подождите, мне кажется, Вы все же несколько лукавите. Был же "Наш край". Это тоже была партия, сформированная из городских голов?
– Туда входили бывшие мэры, но знаете ли вы, где создавали эту партию? Вот в этом суть. "Наш край" был техническим проектом Администрации Президента и выполнял все, что принимали на Банковой. Есть много политических партий, которые просто работают как франшиза. Накануне местных выборов они раздают областям пакеты документов, и таким образом делают себе рейтинги. Мы же говорим об объединении представителей местного самоуправления, чтобы самим формировать повестку дня, чтобы, в конце концов, центр прекратил нас воспринимать как нижнее звено своей вертикали, и наши отношения вышли на уровень полноценных партнеров.
– В "Пропозиції", если я не ошибаюсь, объединились мэры семи крупных городов Украины. Ведете Вы переговоры с другими главами областных центров, с теми же руководителями Одессы, Харькова?
– Мы общаемся со всеми, кто входит в Ассоциацию городов. И наши двери открыты для всех, кто поддерживает наши цели. Но прежде скажу: мы – не партия мэров, у нас нет "плана" набрать какое-то определенное количество городских голов, мы партия местного самоуправления. Мы хотим объединить лидеров местного самоуправления, гражданское общество, профессионалов из разных сфер с ценностями и принципами, то есть в результате конструктивное большинство граждан, чтобы вместе делать жизнь наших общин лучшей.
Попытки повысить роль конкретных общин на местах в Украине были неоднократные. Партии родного города (с условным названием) появлялись по всей стране. Была такая и у нас в Житомире. Она имела неплохую поддержку людей. С ней было проще пройти в городской совет, даже зайти в областной. И, руководствуясь такой логикой, многие города и сейчас продолжают работать. Мы же осознали, что этого недостаточно, особенно в контексте наступления на местное самоуправление, которое мы видим в последний год. Нужна политическая сила, которая сможет говорить не от имени каждой отдельной общины, а от всего местного самоуправления.
– По какому принципу набираете людей в команду? Есть какие-то фильтры от аферистов, засланных казачков?
– На каждую региональную организацию – ответственность ее лидера и членов команды. Скажу сразу, мы не всем предлагаем сотрудничество. И были примеры, когда мы отказывали. Для нас сейчас важно не количество процентов, которые мы наберем, а команда, с которой мы пройдем этот первый этап, и насколько сильно и командно мы сможем играть в будущем.
– В Днепре "Пропозиція" имеет рейтинг почти 22%. Это данные "Социс" и, по сути, первая социология, замерял рейтинг новосозданной партии. На какой рейтинг рассчитываете в Житомире и по Украине на местных выборах, в частности?
– Я бы сейчас не говорил о рейтинге по Украине. В каждой отдельной общине он будет свой. Наша стратегическая задача на этих местных выборах – найти единомышленников, с которыми можно идти дальше.
– Но все же ни один мэр не может эффективно работать без лояльного городского совета. Вы, безусловно, это знаете и просчитываете, сколько можете получить депутатских мандатов. На что рассчитываете?
– Если говорить о депутатах, то у нас есть сильная команда, которая планирует принять участие в этих выборах в городской совет от "Пропозиції". Убежден, что эта партия покажет лучший результат по выборам в городской совет. Думаю, в Житомире не меньше людей, занимающих конструктивную позицию, поэтому рейтинг у нас будет не меньше, чем в Днепре. Мы тоже планируем получить более 20%.
– Появление вашей политической силы явно потрепало карты для "слуг народа". Как отреагировали на Банковой, давление есть?
– Давление началось давно. Сейчас силовые структуры еще больше активизировались. Знаете, это мне напоминает мое пребывание в оппозиции к Партии регионов в свое время. Против нас так же возбуждали уголовные дела, но мы выстояли. Это закончилось Майданом. И я не думаю, что такие средства борьбы с политическими оппонентами могут привести к чему-то хорошему. Мы уже устали говорить власти, что мы ей не враги, ни один из мэров не желает ничего плохого своей стране. И власть должна воспринимать нас не как конкурентов, а как партнеров.
– Перед выборами политические страсти, понятно, разгораются. Но выборы пройдут и жить дальше как-то надо. С кем планируете объединяться после выборов?
– У нас есть свои "красные линии". Если говорить о вопросах "Россия – друг или враг?", Мы говорим: враг однозначно. Но что касается местного самоуправления, мы готовы работать и с различными политическими силами, если они будут занимать конструктивную позицию к вопросам, которые важны для наших общин. Если какая-то политическая сила готова поддержать строительство условно перерабатывающего завода или аэропорта, модернизировать систему теплоснабжения или запустить новые транспортные маршруты – это точно наши партнеры. Все зависит от того, какие депутаты зайдут в местные советы под флагами "слуг" и какую позицию они будут занимать. А "слугам" в Киеве нужно понять, что, согласно Конституции Украины, у нас есть две власти – центральная и местная. И это как два крыла у самолета – без них страна не полетит. Поэтому надо строить партнерские отношения.
– Вы сказали, что у вашей политсилы есть определенные "красные линии". О России понятно, а еще принципиальные позиции?
– Если говорить о "красных линиях", то, например, мы точно против федерализации Украины. Она должна быть сильной унитарным государством.
– А есть ли у Вас "красные линии" о введении рынка земли?
– В таком виде, как закон принят, его нельзя было принимать. Если все так и останется – буквально через несколько лет после полного открытия рынка исчезнет до 20% ОТГ. Крупные холдинги или иностранные компании скупят землю. Наша позиция, что за каждой ОТГ надо зарезервировать несколько десятков тысяч гектаров земли. Для того, чтобы люди, которые там живут, имели возможность с ней работать и имели перспективу. В целом наше видение экономической модели развития государства вскоре будет изложено в программе партии "Пропозиція".
– А когда Вы собираетесь ее представить?
– Над программой сейчас работают не только юристы или экономисты, но и объединения малых ОТГ. Через Ассоциацию городов в нее вносят предложения. И депутаты разных уровней этот документ нарабатывают. Это очень сложный, но и одновременно интересный процесс. Главное, что тезисы программы будут собираться снизу, а следовательно, она будет реалистичной.
– И напоследок. Какое предложение Вы делаете избирателям?
– Думаю, каждый человек перед тем, как поставить в избирательном бюллетене галочку, должен задуматься над одним: что он хочет – мечты или конкретные дела, которые сделаны, и людей, которые отвечают за свои слова и поступки. Думаю, что для многих выбор этот будет очевидным.