Путин хочет искоренить крымских татар, но мы ему не позволим – Умеров
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В субботу, 18 мая, исполняется 75 лет с момента одной из самых трагичных событий в истории крымскотатарского народа. В 1944 году по приказу советских властей сотрудники НКВД начали массовую депортацию их из Крыма. Всего принудительному выселению подверглось 238 тыс. человек. Только во время переезда погибли около восьми тысяч человек, а за первые полтора года от истощения, голода и болезней умерло еще около 100 тысяч.
В Советском Союзе это называли "переселением", но по прошествии многих лет все больше мировых стран признали, что это было ничем иным, как геноцидом крымскотатарского народа.
Самое страшное, что спустя 70 лет крымские татары вновь попали под репрессии, но теперь уже со стороны Российской Федерации, которая незаконно аннексировала украинский Крым. И хотя наверняка мировое сообщество не позволит повториться трагедии 1944 года, Россия в полной мере использует гибридные способы для того, чтобы искоренить крымскотатарский народ из полуострова.
В годовщину депортации крымских татар OBOZREVATEL пообщался с заместителем председателя Меджлиса Ильми Умеровым о тех ужасных временах, жизни крымскотатарского народа в аннексированном Крыму и будущем полуострова.
Читайте: Кому нужен Крым без крымских татар?
– Официально власти СССР объяснили депортацию крымскотатарского народа тем, что они поддерживали и сотрудничали с нацистскими оккупантами, хотя никаких доказательств коллаборационизма нет. В чем настоящая причина таких жестоких действий?
– Вообще политика советской власти тех лет совершила не одно такое преступление, минимум 10-11 народов были поголовно депортированы. И в годы коллективизации, годы репрессий, во время войны эта политика продолжалась.
Для чего это делалось? Трудно сказать. Анализа этого события никто не делал, просто говорят: сталинские репрессии, сталинский режим. А на самом деле власть все настолько запутала, что по прошествии 75 лет клубочки так и не развязаны.
Читайте: Презумпция виновности: окупанты обвиняют крымских татар в осуществлении еще непроизошедших терактов
Такое же происходило на Кавказе, когда один район отдали одной республике, а второй район –другой. Традиционно населявшее эти края население передавали из одной республики в другую. То же самое происходит между регионами в средней Азии.
Это все закинул тот советский режим, и мы уже почти век не можем разобраться, настолько Сталин был "гениальный".
– Что означает этот день для крымских татар?
– Для крымских татар 18 мая – это в первую очередь День памяти, это день, когда каждый крымский татарин так или иначе участвует в каких-то мероприятиях, которые раньше организовывали инициативные группы, потом Меджлис крымскотатарского народа, а с момента независимости Украины, все это делалось совместно с властью. Как и сейчас это происходит после аннексии Крыма в городах Украины.
Читайте: Под Севастополем разгромили памятник с погибшими на войне крымскими татарами
В каждой семье есть своя история, связанная с этими трагическими событиями, каждая семья так или иначе пострадала, каждая семья кого-то потеряла, кто в дороге умер, кто в ближайший год-полтора. Все-таки 46% народа погибло за первые полтора года после депортации.
В нашей семье тоже есть такая история. По дороге к месту депортации на одной из станций мой отец ушел за водой и отстал от своего вагона. Ему пришлось догонять поезд и на ходу запрыгивать в последний вагон. А на следующей станции поезд расформировали, и вагон с его родителями и односельчанами ушел в один регион Узбекистана, а отец попал в другой. Воссоединится с родителями ему удалось только через 12 лет. За это время он 7 лет успел провести в тюрьмах.
– Пять лет Крым находится под оккупацией России, все это время крымские татары подвергаются преследованиям, обыскам, их сажают в тюрьмы, считаете ли вы это продолжением геноцида вашего народа?
Читайте: Не "пособники Гитлера": оккупанты Крыма отреагировали на скандал с крымскими татарами
– Продолжением или возобновлением. Конечно, это продолжение той же политики, ведь уничтожают не только физически, некоторые вынуждены были уехать, некоторые находятся в тюрьмах, некоторые сидят дома, как заложники.
Просто, как сейчас любят говорить, есть такое понятие как "гибридная форма" – раньше просто под дулом автомата сажали в вагон и отправляли, то сейчас так не получится. Поэтому находят другие формы, которые вынуждают тех, кто не согласен с этим режимом, просто уезжать.
– Это повторение 1944 года, но в другой форме?
– У нас были исходы из Крыма в 1783 году, в середине 19 века, когда была крымская война, как минимум две серьезные волны исхода из Крыма были в предыдущие века. К 1944 году крымские татары уже не составляли большинство в Крыму.
Читайте: Массовые аресты крымских татар: названа цель оккупантов
На момент аннексии Крыма крымские татары составляли 13,7% от всего населения на полуострове. После аннексии эта цифра значительно уменьшилась, потому что много крымских татар уехало не приемля этот режим, а с другой стороны, государство ведет преступную политику переселяя русское население с материковой части в Крым.
– Как сейчас крымские татары выживают в оккупированном Крыму?
– Как-то приспосабливаются, некоторые стали коллаборационистами, их где-то 1-2%, есть те, кто их поддерживают, кто готов участвовать в выборах, голосовать, баллотировать и так далее. Но в общем их не более 5%. Но 95% не признают аннексию, не признают юрисдикцию России в Крыму, но терпят.
Им много чего не позволено, например, устраиваться на работу в госслужбу, потому что их могут посчитать коллаборантами. Хотя, вообще грань между коллаборационизмом и героизмом довольно тонкая. Внутри себя мы знаем и тех, и других, и можно сказать, что эта аннексия в очередной раз очищает ряды наших активистов.
Читайте: Цель одна – изгнать крымских татар с их исторической родины: адвокат Полозов
– Президент РФ Владимир Путин боится крымских татар?
– Может это не совсем правильно слово "боится", они ему скорее поперек горла. Крымские татары – это единственный народ, который, как этническая единица, не подчинился его желанию. Говорить, что Путин боится – неправильно, но можно считать, что крымские татары, которые не признавая аннексию, не уехали из Крыма, тот факт, что человек не прогнувшись живет в Крыму – это уже героизм.
А Путин привык к тому, что у них другое общество. Там все основано на страхе, на обмане, на лжи и на мифах.
– Не преследует ли Путин цель искоренить крымскотатарский народ с полуострова?
– Он бы рад, но мы ему не позволим.
Читайте: Санкции, за репрессии против крымских татар, будут: дипломат объяснил процедуру
– Как известно, уже несколько лет готовятся изменения в Конституцию Украины по утверждению крымскотатарской автономии. Что это даст крымскими татарам? Как продвигается процесс? Какие ожидания от новоизбранного президента Украины Владимира Зеленского по части крымского вопроса?
– То, что Крым должен быть объявлен крымскотатарской автономией – это правильное решение, я его поддерживаю. Если Крым, путем внесения изменений в Конституцию, поменяет статус и из территориальной автономии станет национальной, от этого Украина только выиграет. Это добавит новые доводы в борьбе за возвращение Крыма в состав Украины и восстановления ее территориальной целостности.
Очень плохо, что сейчас этот вопрос застопорился. Не выдержали некоторые обещания. Еще три года назад Порошенко создал рабочую группу из специалистов, которые составляли эти изменения в Конституцию. Не мы их составляли, а лучшие специалисты Украины, которых он сам ввел в состав рабочей группы. И в сентябре он обещал внести эти изменения на рассмотрение ВРУ, но так и не внес.
Я считаю это серьезной недоработкой, а может и обманом.
Читайте: В Европарламенте призвали дать автономию крымским татарам "уже сейчас"
Сейчас мяч на стороне новоизбранного президента, он выбрал тактику молчать до инаугурации, а может и до парламентских выборов. Потому что удержать это большинство, которое он показал на выборах, невозможно. Если он поддержит левых, обидятся правые, поддержит правых, обидятся левые. Поддержит пророссийские силы, от него отойдут националисты, поддержит националистов, отойдут пророссийские.
То есть, в любом случае он будет терять часть электората. Но я, как человек, находящийся в политике, хоть и смотрю на нее под крымскотатарским срезом, я еще ни по одному вопросу его позицию не знаю. Мне трудно сказать, как он себя поведет.