Пострадавшие от отходов производства Николаевского глиноземного завода более 10 лет добиваются компенсаций
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Борьба с загрязнением Причерноморья отходами производства Николаевского глиноземного завода продолжается. После того, как в мае суд первой инстанции принял решение о выплате моральной компенсации 1279 пострадавшим от ядовитых отходов производства НГЗ, собственники завода предприняли наступление на организацию "Стоп Шлам", подавшую иск.
Красный шлам под микроскопом
Владельцы предприятия развернули информационную кампанию, цель которой – доказать, что отходы производства НГЗ – красный шлам – безвредны для людей.
Хотя существуют результаты экспертизы Исследовательско-испытательного токсикологического центра научного центра превентивной токсикологии, пищевой и химической безопасности имени академика Медведя при Минздраве, которые не оспаривает никто.
Согласно этой экспертизе, в образце красного шлама был обнаружен целый ряд тяжелых металлов, которые могут привести к нарушениям обмена макро- и микроэлементов – кадмий, мышьяк, ртуть, свинец и т. д.
И это еще не все. Среди обнаруженных в красном шламе химических элементов – алюминий, бор, ванадий, манган, магний, сера, силиций стибиум, станум, стронций кальций, хром и ферум. То есть значительная часть таблицы Менделеева, которая представляет серьезную опасность для здоровья человека и окружающей среды.
Причем речь идет не о гипотетической опасности, а о конкретных фактах.
Десять лет безнаказанности
28 февраля 2011 года, более десяти лет назад, николаевские (а за ними – и центральные) СМИ сообщили новость об экологической катастрофе: красную пыль из шламохранилища глиноземного завода разнесло ветром по территории села Лиманы, передает корреспондент ИА "Контекст-Причерноморье". Депутат Николаевского областного совета Татьяна Фабикова рассказала, что к ней обратились жители села Прибугское, которые сообщили о том, что несколько дней назад красная пыль покрыла деревья и дороги, она отчетливо выделяется на белом снегу. Люди также стали жаловаться на головную боль и першение в горле.
Количество красных частиц в воздухе в те дни достигло такой концентрации, что значительно ухудшилась видимость, и автомобили вынуждены проезжать по трассе с зажженными фарами. Дышать можно было только в респираторах или закрыв рот и нос платком.
Прошел всего год – и 8 февраля 2012 года СМИ сообщили об аналогичной катастрофе. Теперь главной жертвой ядовитой пыли оказался Днепро-Бугский лиман — его ширина составляет три километра, из них в красный цвет окрашено два. "Не менее ужасно выглядят и земли вокруг шламохранилищ, особенно второго, которое пылит по другую сторону дороги на село Лупарево. Можно предположить, что близлежащие земли используют в сельскохозяйственных целях – со всеми вытекающими отсюда последствиями для человека", – рассказывали журналисты.
2013 год – продолжение истории. По сообщению журналистов, возмущенные жители сел, расположенных вблизи от Николаевского глиноземного завода, жаловались, что машины, выезжающие со шламового поля НГЗ, не моют колеса, разнося красную пыль далеко за пределы предприятия.
И все это – не глубокая история, оставшаяся в прошлом.
Вот сообщение за 2019 год: "В среду вечером, 3 июля, село Лиманы под Николаевом накрыло красным шламом с Николаевского глиноземного завода. Местные отмечают, что приблизительно после 17:00 пыль красного шлама с расположенного рядом шламохранилища №2 ветер разнес на ближайшие территории… Жители отмечают, что такого в селе не наблюдалось очень давно. Концентрация шлама была очень насыщенная. Местные жители жаловались на затрудненное дыхание и резь в глазах".
А вот – июнь 2021-го: "В Николаеве шлам НГЗ добрался до акватории Днепро-Бугского лимана и реки Южный Буг. Обстановку возле шламохранилища на своей странице в Facebook показал депутат Николаевского райсовета Александр Дьяченко. Депутат продемонстрировал потеки характерного красного цвета от ограждения хранилища вниз, к берегу Южного Буга. Кроме этого, характерный цвет присутствует также у песка возле берега и в воде".
Минюст против пострадавших
В течение десяти лет происходит одно и то же: "стараниями" НГЗ окрестности Николаева превращаются в "марсианские хроники". Уже доказано, что красный шлам не просто вреден – он еще и запрещен для утилизации в Украине, поскольку и бокситовая руда, которую перерабатывает НГЗ, и отходы, и конечный продукт – импортные.
Экологи неоднократно пытались привлечь внимание власти к проблеме красного шлама. Но она не только не сделала шагов по ее решению, а и стала на сторону собственников предприятия.
Так, Министерство юстиции при личном участии министра Дениса Малюськи оперативно отреагировало на жалобу НГЗ и приняло решение по наказанию экспертов, определивших размер морального ущерба для пострадавших от красного шлама. Тем временем в Николаеве к самим пострадавшим "наведывается" полиция, требуя отказаться от участия в иске против НГЗ.
В результате угроза превращения причерноморской зоны в красную пустыню не только сохраняется, но и увеличивается. Ведь локальные экологические катастрофы из-за красного шлама, происходящие едва ли не ежегодно, однажды приведут к тому, что эта катастрофа станет глобальной.