Блог | Паспорт Невзорова как критерий восприятия феномена "хороших русских"
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Александр Невзоров – гражданин Украины… Звучит несколько причудливо, не правда ли? Российский журналист и блогер. Интеллектуал, широко известный своими риторическим своеобразием, безапелляционностью, эпатажной подачей резонансной информации. Который, как и многие в процессе нравственно-идеологического слома советско-имперских устоев в конце прошлого – начале текущего веков, эклектично ментально эволюционировал.
Он был и вестником великодержавного патриотизма периода создания им пресловутого фильма "Наши" о трагических событиях января 1991 года в Вильнюсе. И ярым противником судорожно зарождавшейся в России демократии ельцинско-горбачевского формата. Чему довольно агрессивным свидетельством являлось формирование в тот же период под его предводительством народно-освободительного движения, опять-таки - "Наши". Успел остаться в анналах истории своими мимолетными симпатиями к самопровозглашенной отрыжке умирающего советского тоталитаризма – ГКЧП. Был членом редакционной коллегии газеты "День" одиозного националиста Александра Проханова. Очень противоречиво в разное время высказывался о событиях сентября – октября 1993 года, увенчавших мировоззренческое, а заодно – и олигархическое противостояние президента РФ Ельцина и парламента этой страны.
Этот известный и, безусловно, талантливый журналист в итоге создал целую серию возвышенно шовинистических репортажей (под общим названием, конечно, "Наши") - о "героизме" российских силовиков и самоотверженных русских националистов в различных горячих точках на постсоветском пространстве. Во второй половине 90-х годов снял два фильма о Первой чеченской войне ("Ад", "Чистилище"), в которых, по сути героизировал нацистскую агрессию рашизма против Чечни – подобие того, что сейчас путинизм адским огнем горя сеет в Украине…
В 2012 году Александр Глебович даже являлся доверенным лицом наращивавшего потенциал своего будущего "богоподобного величия" недофюрера Путина. Который тогда, правда, еще умело прятал то ли своё истинное нацистское лицо, то ли садистские наклонности, то ли шизофрению.
Невзоров некогда вполне лояльно относился к христианству, затем стал не просто атеистом, а воинственным обличителем церковных развращенности и приспособленчества к потребностям светской власти.
Вместе с тем, настал момент, когда критическая масса размышлений этого однозначно умного, но неприкаянно избегающего устоявшихся нравственных ориентиров, человека преобразовала изрядное количество интеллектуальной аналитики в качество метальных трансформаций. Он стал резко категорично оппозиционен путинизму, оценивая его традиционно для себя красноречиво и убийственно иронично. Осудил российскую аннексию Крыма, ползучую и вероломную, технологически – гибридную оккупацию Донбасса. Теперь - бескомпромиссно "воюет" с российским фашизмом, за Украину и вместе с ней, - на "информационном фронте". Также отчаянно, как когда-то, не задумываясь о масштабах последствий, содействовал генезису великодержавного нацизма…
Он уже достаточно давно был неугоден путинскому политикуму, неблагонадежен - для кремлевской пропагандистской элиты, вытеснен из больших официальных СМИ. В последнее время своего проживания в России, Невзоров являлся участником различных информационно-аналитических проектов оппозиционного толка.
В этом году против находящегося за рубежом Александра Глебовича в РФ было возбуждено уголовное дело, его признали "иностранным агентом", заблокировали официальный сайт. И, наконец, объявили в розыск.
Сам Невзоров считает себя человеком, "переболевшим фашизмом", который не склонен к морализаторству, в изрядной степени привержен циничному восприятию объективных реалий без излишней рефлексии. Все свои ментальные кульбиты или даже ошибки, этот оригинальный человек совершает искренне, не сожалеет об этом и не склонен за это извиняться.
Как к этому всему относиться? Мы сейчас не берем во внимание вопрос законности процедуры предоставления Невзорову украинского гражданства. К сожалению, правовые обстоятельства никогда не были ключевыми критериями понимания реалий постсоветским обществом, и, в принципе, не являются значимыми в контексте оценки сущности данного события.
С одной стороны, любой человек, по сути, рожден чтобы заблуждаться и безостановочно искать истину. Как не прискорбно, но это – так. Сами по себе изъяны восприятия являются естественными, эволюционно обусловленными, неизбежными векторами развития. Главное, чтобы системные, значимые ошибки в итоге были преодолены компенсирующими исправлениями, лучше – в сопровождении раскаяния. Давайте искренне: не мало жителей Украины в начале 90-х поддерживали ГКЧП, не имели четкого представления о фактах, связанных с расстрелом танками парламента РФ, неоднозначно воспринимали события того периода в прибалтийских республиках и даже трагические обстоятельства чеченских и грузинской войн. Это было где-то далеко, а российская пропаганда всегда такая вездесущая и убедительная…
А Оранжевая революция, киевский Майдан? Разве эти величественные акты самоутверждения национального духа однозначно были восприняты украинским обществом?
Не сочтите за критику – она сейчас не уместна. Но даже наш ныне, безусловно, героический и обоснованно сверхпопулярный президент взошел на свой пост, на мой взгляд, не будучи безоглядным патриотом Украины. Многие, наверное, помнят хотя бы его высказывания о том, что "война продолжается, потому что она кому-то выгодна" или "достаточно просто прекратить стрелять" … Президент прошел мощную, ускоренную патриотическую эволюцию. О многих знаковых фигурах из окружения Зеленского можно сказать тоже самое. И больше того – все украинское общество окончательно прозрело, мобилизовалось и прониклось национальным самосознанием под воздействием нечеловеческих зверств путинского фашизма…
В мифах и эпосах даже герои, боги и идолы не бывают безгрешными. По той простой причине, что, если они и сверхсущества, то такие, которые присутствуют в мире людей, с характерными для него неискоренимыми изъянами. Каждый ребенок когда-либо обязательно ковырялся в носу, но это не значит, что он не сможет стать достойным человеком.
Общий нарратив оценочного восприятия в Украине проблематики "хороших русских", вероятно, должен представлять собой что-то подобное этакому принципу "степени рашизации личности". Лишь безобидность достойна понимания и не исключает достоинство. Очевидно, что "русскость", сама по себе, не может являться порочащим изъяном даже в текущих обстоятельствах. Пассивное заблуждение россиян о путинизме и ужасах, чинимых им в нашей стране, в современную эпоху глобальной открытости информации сложно принять, но возможно простить при должном покаянии дезориентированных "страдальцев". А вот военных преступников и их пособников следует безжалостно карать - без каких-либо перспектив искупления и прощения…
Вопрос гражданства Невзорова, на мой взгляд, - это не столько частный факт, касающийся конкретного человека, как может показаться. Это – своего рода символ, номинальные красные линии, в пределах которых, по мнению власти, в определенных ограничительных параметрах могут идентифицироваться, реабилитироваться и приниматься те самые "хорошие русские". Прежде всего - из числа некоторых известных персонажей с современной проукраинской позицией и многочисленной армией украинских почитателей. Думается, что указанное обстоятельство – это целенаправленный акт государственной политики, явственно характеризующий официальное отношение украинского государства к русской культуре и благонадежным русским, имеющим в своем жизненном багаже как позитивную, так и негативную политическую поклажу.
По моему мнению, русская культура, несомненно, великая – в контексте художественной ценности отдельных гениальных произведений. Но в социальном плане она абсолютно бесплодна, неэффективна и в какой-то мере – перманентно оторвана от реалий, не гуманна, лишена должной искренности и даже вероломно хищна. Ровно в той степени, в какой цивилизованная культура должна способствовать формированию благотворного сознания прогрессивной нации, но вместо этого предопределяет порождение жестокого и лживого фашизма. Нивелировать такую ущербность в историческом формате может только объективное коллективное переосмысление, покаяние. Германии в свое время это оказалось доступно. В отношении России – большие сомнения…
То же самое, вероятно, относится и к русским людям. От прямой или косвенной связи с путинским фашизмом им уже не отмыться. Никуда не деться от того обстоятельства, что именно люди, объединенные в социальную общность, формируют свою власть. В том числе – преступную. Им отвечать за неё, как собачнику за своего агрессивного питомца. Тем более, как известно, яблоко от яблони далеко не падает, а качества ребенка во многом предопределены характеристиками родителей. Очевидно, есть в культурном коде россиян предрасположенность к шовинизму, безудержной экспансии "русского мира".
Весь вопрос в способности каждой конкретной личности к нравственной рефлексии и раскаянию.
Невзоров, конечно, несколько лукавит. Не такой уж он бесчувственный циник, как провозглашает. И та же рефлексия ему не чужда, вопреки его же заявлениям. Многое же переосмыслил и понял о себе самом…
Может ли он быть гражданином Украины? Думаю – может, если уж есть соответствующее решение государственной власти. А должен ли? Честно? Не знаю. Да и своевременность ситуации как-то неоднозначна. Представляется, что здесь нет однозначного ответа. А война вообще возводит оптимальный вердикт в иррациональную плоскость. Полагаю, каждый волен сам определяться со своей позицией: понять ли, простить, согласиться? Именно так, как это свойственно человеку – через призму собственного мироощущения.
Но лично я смотрю программы Невзорова с интересом. Ибо преобразовавшийся человек, имеющий уникальный опыт и умеющий смотреть на обстоятельства с разных позиций своего блуждающего "Я", всегда отличается особой глубиной рассуждений.