Папа Франциск что-то задумал по Украине: всплыли неожиданные подробности
В Киев приехал кардинал Питер Тарксон – человек очень известный в католическом мире. В свое время в 2013 году, когда избирали нового Папу Римского, его называли в числе наиболее вероятных победителей. Он не стал понтификом, но сегодня он занимает очень высокий пост – де-факто он главный по гуманитарным проектам Ватикана во всем мире. Его должность звучит так: глава Дикастерии по содействию целостному человеческому развитию.
Вечером в пятницу, 16 ноября, он прибыл в Киев, чтобы официально завершить одну из множества гуманитарных акций, которые он курирует – акцию "Папа для Украины", которая реализовывалась на Донбассе на протяжении более 2 лет. Речь шла о сумме в 16 миллионов евро, которые были потрачены на помощь пострадавшим от войны.
В субботу, 17 ноября, кардинал дал пресс-конференцию – вместе с Апостольским Нунцием в Украине (послом Ватикана) архиепископом Клаудио Гуджеротти, своим заместителем – монсеньором Сегундо Техадо Муньозой, а также с двумя украинскими римо-католическими епископами – Яном Собило и Эдуардом Кавой, бывшим и нынешним главой Технического комитета акции "Папа для Украины".
OBOZREVATEL предлагает избранные цитаты спикеров. В частности, о том, почему Ватикан помогает православным и неверующим, не является ли это тонким способом "обращения в свою веру", а также о том, что еще задумал Папа Франциск в отношении Украины.
Кардинал Тарксон: почему Ватикан помогает неверующим и иноверцам
Когда где-то на земле возникает война, церковь предоставляет свою помощь. Точно так же, как мы это делали для Сирии, как мы это делали для Ирака, для Судана. И когда случается какое-то землетрясение или другие природные катаклизмы, мы также пытаемся донести подобный жест Папы Франциска. Как мы это сделали для Никарагуа, для Венесуэлы, для Филиппин и даже для Японии.
Есть что-то общее между акцией в Украине и акциями, которые проходят в других странах. Разница состоит в ситуации и в тяжести этой ситуации в той или иной стране. Например, есть разница между ситуацией, которая имеет место на востоке Украины, и ситуацией в Венесуэле, где люди просто бегут из страны.
Читайте: Папа Франциск мог бы войти в нормандский формат – посол Ватикана
Когда, к сожалению, в Украине возникла такая ситуация, Папа Франциск снова захотел распространить свою заботу для восточной части страны. Для Папы Франциска, как и для всей церкви, это жест солидарности, братства, но также и жест единства со страдающим человечеством.
Но я бы хотел подчеркнуть: эта инициатива не преследует целей прозелитизма и обращения людей. Это чистая помощь. Это помощь человечеству, которое страдает и нуждается в помощи.
Прежде всего, есть желание победить причину этой ситуации. Если бы могли вернуться к моменту, когда каждый жил в мире, это было бы идеально. Мы непрерывно молимся, чтобы (в Украине, – Ред.) наступил мир.
Посол Ватикана Клаудио Гуджеротти: две истории о Донбассе и новая идея Папы по Украине
Мы информировали Святейшего отца (Папу Франциска, – Ред.) о конкретных тяжелых ситуациях (на востоке Украины, – Ред.), и некоторым людям он даже написал лично.
Я расскажу одну историю. Община, которая жила в очень тяжелых условиях, попросила меня передать Папе стеклянный цветок. Когда я ехал в Рим, я взял с собой этот цветок. Папа пригласил фотографа, и мы сфотографировали этот жест – жест передачи этого цветка Папе. Когда я снова вернулся в то село с фотографией, они захотели поместить это фото рядом с распятием в их церкви. И люди сказали: "Если Папа о нас не забывает, еще есть надежда".
Я спрашивал людей, проживающих вблизи линии разграничения, в чем их медицинская, фармакологическая потребность. Ответ был: "Успокоительные. Мы больше не можем жить в этом кошмаре. Нам нужно принять таблетку, чтобы заснуть, мы больше не можем спать". Когда я был в разных церквях, я видел людей, которые дрожали. И детей, которые, услышав какой-то звук, прячутся под стул.
Читайте: Urbi et Orbi: Франциск сказал о "плодах мира" для Украины
Во время последней встречи со Святейшим отцом, которая была 20 дней назад, я видел в его глазах, что у его есть какая-то идея. Но он пока что мне не говорит до конца. Но я чувствую, что он не хочет заканчивать. Конечно, денег уже больше нет, поэтому надо думать о каком-то другом решении.
Святейший отец попросил меня подумать вместе с кардиналом и дать конкретные предложения. Поэтому мы пока что в состоянии невесомости (смеется). Но совершенно ясно, что Папа и дальше хочет проявлять свою близость к Украине.
Что касается того, сколько можно собрать (в следующий раз, если Папа, как и в 2016 году, озвучит призыв собрать деньги для Украины, – Ред.) – это тайна Бога. Мы имеем два инструмента: опыт и каналы Дикастерии. И это есть. А также инициативы, которые мы можем начинать. А чтобы реализовать эти инициативы, нужно иметь определенные фонды. Но мы не хотим, чтобы это была одна из инициатив для развития Украины. Мы хотим, чтобы это были инициативы, которые дают конкретную надежду для страдающего народа. Кроме того, верующие люди – щедрые. Но наше задание – сделать что-то, чтобы эти щедрые люди почувствовали, что их щедрость имеет значение.
Клаудио Гуджеротти также ответил на вопрос, когда Папа Франциск приедет в Украину.
Монсеньор Техадо: Ватикану легко работать в Украине
Для нас очень легко работать в Украине, потому что здесь есть местная церковь, есть люди, которые работают здесь, есть диецезии, Каритас и другие организации. И мы не должны ехать из Ватикана сюда, чтобы что-то здесь делать. Мы делаем это с помощью местной церкви. Мы посетили очень много разных мест, и нам хорошо объяснили, как ведется работа.
Но я бы хотел подчеркнуть желание Папы помочь всем и сотрудничать со всеми. Мне кажется, этот аспект очень важен. Церковь никогда не делает различий между людьми. Точно так же недавно мы проводили встречи по ситуации в Сирии и Ираке. И там помощь идет и христианам, и мусульманам – всем.
Читайте: Папа Франциск омыл ноги 12 заключенным
Я также хочу подчеркнуть, что деятельность церкви не ограничивается деятельностью Святейшего отца (Папы Римского Франциска, – Ред.). Он – первый, кто начинает работать. Он вдохновляет, подталкивает нас к деятельности. В то же время деятельность церкви – это что-то намного более широкое. Это природа церкви – присутствовать там, где есть страдание.
Епископ Эдуард Кава, глава Технического комитета акции "Папа для Украины": кто заслужил помощь Ватикана
Первое, на что мы обращали внимание – обеспечить людей теплом. Многие местности были отрезаны от газа, не имели возможности приобретения угля или другого топлива. Много людей просто не имели минимальных средств для того чтобы перезимовать. Поэтому ключевым вызовом для нас был такой – предоставить людям возможность отапливать свои помещения. Это были котлы, которые устанавливали в домах, или доставка топлива.
Следующая помощь касалась здравоохранения. Во-первых, люди не могут приобрести необходимые лекарства. Во-вторых, из-за боевых действий большинство из них не имеет возможности попасть к врачу. Поэтому были организованы бригады, которые выезжали в наиболее отдаленные и опасные местности. Много инициатив также было по закупке лекарств.
Следующая проблема, с которой мы столкнулись – продукты, средства гигиены, помощь многодетным семьям.
Читайте: "Когда закончится война": Франциск спросил об Украине
И еще одно направление – помощь детям и молодежи, которые стали жертвами этой войны. Благодаря партнерам нам удалось вывезти их из зоны боевых действий в лагеря отдыха типа Буковеля, где они на протяжении года могли учиться, проживать в нормальных условиях, получать нормальное питание, одежду, все то, чего им не хватает, и прежде всего – атмосферу, которая выводила их из этого депрессивного состояния.
Епископ Ян Собило, глава Технического комитета акции "Папа для Украины" в 2016-2017 годах: когда сострадание дороже денег
Для меня было очень важно то, что передавалось людям, кроме денег, кроме материальной помощи. Я неоднократно имел возможность быть с Апостольским Нунцием (Клаудио Гуджеротти, – Ред.) на незаконно оккупированной территории – в Донецке и Луганске. И я увидел, что там действительно очень большая беда, особенно в Луганске. Луганчане даже говорили: "В Донецке живут хорошо". Вы только представьте себе!
Но больше всего меня поразило то, что людям больше нужно сочувствие, понимание. Апостольский Нунций – единственный дипломат, который бывал и бывает в тех местах. И каждый раз я видел, как люди плачут, когда слышат его слова: "Папа вас любит, Папа о вас не забывает".