От любви до ненависти: как "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны

От любви до ненависти: как 'поэтесса Майдана' Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны

Демонстративное пренебрежение к Украине и украинцам закончилось для преподавателя Национального педагогического университета имени Драгоманова Евгении Бильченко увольнением с работы. Профессор кафедры культурологии ранее выражала недовольство по поводу вступления в силу одной из норм закона об украинском языке. Причем сделала это в лучших традициях российской пропаганды – с байками о разгуле "нацистов" в Украине и "колониальном" статусе нашей страны.

От такого "слога" преподавательницы, некогда якобы поддерживавшей Майдан, у многих украинцев перехватило дыхание. Впрочем, подобная позиция Бильченко стала сюрпризом не для всех. Ведь она уже не раз становилась российским оружием в гибридной войне против Украины. И, в общем-то, никогда особо и не скрывала своих взглядов.

Кто же она – "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко? Читайте в материале OBOZREVATEL.

Обновлено: в предыдущей версии материала мы упомянули журналистку Мирославу Бердник. которая выступила в поддержку Евгении Бильченко, используя при этом риторику, сходную с той, которую использует сама профессор Национального педагогического университета имени М.Драгоманова. Мы ошибочно приписали госпоже Бердник фрагменты биографии другой граждански Украины, журналистки Елеы Бойко, которая активно выступала на российском телевидении, продуцируя разного рода "конспирологические теории" о событиях в Украине, а впоследствии была депортирована с территории России. Несмотря на то, что редакция не разделяет взглядов Мирославы Бердник, в частности, относительно языкового вопроса и политических реалий в сегодняшней Украине – приносим свои извинения за допущенную ошибку и ей самой, и читателям OBOZREVATEL.

"Опухший лимфоузел в теле онкобольной американской колонии"

18 января, через два дня после вступления в силу одной из норм закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", на странице Бильченко в Facebook появился странный пост. В нем она, реагируя на переход сферы обслуживания на украинский язык, заявила, что "этот непристойный закон" несвоевременен. Ведь в Украине, мол, есть множество более серьезных проблем.

К таким проблемам наравне с "гниющими экономикой, региональной и внешней политикой, культурой и образованием", тарифами и низкими доходами граждан, Бильченко приплюсовывает то, что "уличные этнорадикалы руководят правительством, внешние глобалистические силы руководят уличными радикалами". Описывая свое видение реальности, она не особо подбирает слова – и выдает поппури из российских пропагандистских клише, от "неонацистов" до "гражданской войны".

"Процветает человеконенавистническая идеология. Ксенофобия по отношению к собственному населению достигла военного и гражданского апогея. Националистическая цензура овладела не только медиа, но и наукой. Цивилизационная память уничтожается на всех уровнях... Вот о чем надо говорить. А этот закон – лишь звено в цепи, очередной опухший лимфоузел в теле онкобольной американской колонии", – пишет она.

От любви до ненависти: как "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны
От любви до ненависти: как "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны

Когда же украинцы отреагировали на заявления Бильченко, она выдала еще один, не менее колоритный текст. Она назвала Украину "дном дна" и начала позиционировать себя доведенной до крайности жертвой, которой больше нечего терять и которая готова чуть ли не жизнь положить за свои идеалы.

От любви до ненависти: как "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны
От любви до ненависти: как "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны

Играть жертву Бильченко продолжила и в воскресенье, 24 января, записав свое обращение к президенту Владимиру Зеленскому. В нем она заявила, что ее из-за ее взглядов собираются уволить с работы, что ее жизни угрожают те самые "радикалы", тогда как Конституция и сам Зеленский в одном из обращений к украинцам якобы гарантируют ей право говорить, что вздумается. Ведь "в паспорте не написано, патриот ты или вата".

Трансформация "поэтессы Майдана"

Впрочем, "ватными" взгляды Бильченко стали не несколько дней назад, а значительно раньше. Преподавательница университета имени Драгоманова еще с июля 2017 года внесена в базу "Миротворца" за "антиукраинскую пропаганду, отрицание российской агрессии и манипулирование общественно значимой информацией".

От любви до ненависти: как "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны

Сейчас уже мало кто помнит, но именно она пару лет назад была настоящей звездой российских пропагандистских ток-шоу. Еще бы – "поэтесса Майдана" (а именно так называли ее российские СМИ) внезапно прозрела. И не только разочаровалась в Революции Достоинства, но и взялась активно просить прощения у "Донбасса и Одессы" и признаваться в любви к России.

От любви до ненависти: как "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны

Евгения Бильченко действительно зимой 2013-2014 поддерживала Майдан. А в день, когда в Киеве в прямом эфире были убиты десятки безоружных участников Евромайдана – 21 февраля 2014 года – она даже написала один из самых пронзительных стихов о Майдане: "Я – мальчик. Я сплю, свернувшись в гробу калачиком…"

От любви до ненависти: как "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны
Евгения Бильченко в свое время поддерживала Майдан

Но уже через несколько лет с коренной киевлянкой, мечтавшей написать книгу, которая "уничтожит путинскую Россию" что-то произошло. Что-то настолько серьезное, что кардинально перевернуло ее прежние убеждения.

К третьей годовщине расстрелов на Майдане Бильченко опубликовала на авторском сайте статью "В тисках: судьба поэта Майдана". И хотя там она по-прежнему не очень лестно отзывалась о "пророссийских империалистах" – параллельно в ее картине мира появились некие "украинские фашисты", которые являются "врагами гуманизма". Бильченко в этой статье заявила, что ей стыдно за свое участие в Майдане, писала об "американских печеньках", "сакральных жертвах" и том, что "свои стреляли по своим". Нашлось здесь место и для "стравливания населения" и "бомбежек мирных людей в Донецке", "курса на дебилизацию населения Украины" и "построения тупой тоталитарной машины" в нашей стране.

А с лета 2017-го Бильченко начала регулярно ездить в Москву и Петербург. Примерно тогда антиукраинские взгляды некогда поддержавшей Майдан поэтессы достигли апогея. "Никакой украинофобии здесь нет. Все, что рассказывают о "Мордоре" – ложь", – писала Бильченко после первой поездки в Россию, обращаясь к соотечественникам.

Но вплоть до декабря 2017 года, когда во время одного из "творческих вечеров" Бильченко на несколько часов задержала московская полиция, россияне ей не верили. После – начали использовать как инструмент пропаганды.

И не зря. "Гражданская война", "простите нас, Донецк и Луганск", "в Украине националистические полудурки захватывают власть" как нельзя лучше соответствовали российским нарративам. С ними Бильченко активно гастролировала на "Раша Тудей" и телеканалах ОРДЛО, сюжеты о "расскаявшейся поэтессе Майдана, связанной с "Правым сектором", с удовольствием крутили по центральным российским телеканалам.

Бильченко выступала не только на российских телеканалах, но и принимала участие в пропаганде на телеканалах ОРДЛО

Сама же Бильченко в интервью "Стране" признавалась в поддержке "Л/ДНР".

"Я говорю друзьям, знакомым: "Не надо, не ходите на войну. Я-то, конечно, буду вам лекарства покупать, но ходить туда не надо". И я также помогаю выжить противоположной стороне. Я имею в виду серую зону. Я постоянно на связи с городами, которые находятся в круге влияния "Л/ДНР", включая Горловку. Больше того, многие мои друзья в Донецке служат в батальонах "Л/ДНР", и пишут мне письма, и спорят со мной, и пишут целые статьи на ресурсах "Л/ДНР" против меня, но при этом плачутся мне в жилетку".

И раздавала интервью одиозным журналистам-украинофобам, в которых признавалась в дружбе с "советником" уже погибшего главаря террористов "ДНР" Александра Захарченко – россиянином Захаром Прилепиным. Кстати, именно он активно содействовал ее "вызволению" после задержания в Москве в декабре 2017-го.

От любви до ненависти: как "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны

А уж тезисы о том, что украинцам следует попросить прощения у ОРДЛО, объявить им полную амнистию и дать Донбассу беспрецедентную автономию, что войну затеяла Украина – стали неотъемлемой частью риторики Бильченко.

Украинофобка в государственном ВУЗе?

Но все бы ничего, если бы убеждения Бильченко не выходили за пределы ее профиля в соцсетях. Как сообщил общественный активист Сергей Стерненко, о "нацизме" в Украине и прочих своих убеждениях профессор активно рассказывала на своих лекциях украинским студентам.

При этом, по словам Стерненко, их жалобы в ректорат по поводу подобного поведения преподавателя оставались без ответа. Сама же Бильченко с издевкой заявляла студентам, что над их "доносами" руководство ВУЗа смеется вместе с ней.

От любви до ненависти: как "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны

Сейчас, под шквалом возмущения общественности, руководству украинского заведения высшего образования, вероятно, таки придется определяться, готовы ли они и дальше сотрудничать с человеком, настолько ненавидящим Украину. Хотя, если верить все той же Бильченко, ректор университета Виктор Андрущенко в частной беседе уже заверил ее, что украинофобские взгляды не повлекут за собой увольнения.

От любви до ненависти: как "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны

В то же время появилось и заявление Первичной профсоюзной организации сотрудников НПУ имени Драгоманова, в котором указано, что сотрудники университета категорически не согласны с позицией Бильченко и что целесообразность продолжения ее работы в университете будет рассмотрена на заседании профсоюзного комитета, общественной организации "Просвіта", на заседании комиссии по академической этике и на Ученом совете университета.

От любви до ненависти: как "поэтесса Майдана" Евгения Бильченко стала инструментом гибридной войны

Печально, что часть справедливо возмутившихся взглядами Бильченко украинцев, высказывая свое отношение, переступила некую черту. Ведь проклятия, пожелания смерти и угрозы могут в значительной мере дискредитировать даже самый праведный гнев. Не говоря уж о том, что они дают пространство для беснования российским пропагандистам и позволяют Бильченко надеть маску "мученицы" за "российский язык и цивилизацию", которую, судя по ее же публикациям, она уже давно пытается на себя нацепить.