"Мама, я так боюсь!" Тамара Клых об ужасах заключения сына в России
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Украинский политзаключенный Станислав Клых, который был задержан на территории России в 2014 году по обвинению в участии в Чеченской войне зимой 1994-1995 годов, а также в убийстве российских солдат, и в мае 2016-го приговорен к 20 годам лишения свободы, находится в крайне тяжелом состоянии. По сообщению украинского омбудсмена Людмилы Денисовой, у мужчины серьезные проблемы с сердцем и почками.
Несмотря на это, украинец поддержал режисера Олега Сенцова, который объявил голодовку с требованием отпустить всех 64 политзаключенных, находящихся в российских тюрьмах и СИЗО, и уже почти месяц сам ничего не ест.
4 июля стало известно, что Станислав находится в психиатрической больнице.
О состоянии здоровья, условиях пребывания в тюремной камере и перспективах обмена украинского политзаключенного OBOZREVATEL поговорил с матерью Станислава - Тамарой Клых.
Читайте также: "Смерть стала желанной": Клих направил письмо журналистам
- Станислава перевели из тюрьмы в психбольницу по его желанию, как говорит российский омбудсмен Татьяна Москалькова. Как все было на самом деле?
- Вы знаете, я российскому омбудсмену вообще не верю, потому что он был в прошлом году в этой больнице, так он мне сказал: "Мама, я так боюсь туда снова попасть". Как он мог проситься?
Адвокату Роману Качанову Станислав рассказал, что ему дали какую-то бумажку подписать, но он не помнит, что это за бумажка. Так что, они написали, а он подписал, да и все. Качанов так и говорит, что, учитывая его состояние, он мог подписать все, что угодно.
- А видели, что именно подписал Станислав?
- Нет, адвокатам не показали и встречи с ним не было, потому что у Стаса как раз было тяжелое состояние.
Читайте также: "Это будет провал": Сенцов передал послание. К нему пустили сестру
- Посещали его адвокаты или консул в психбольнице?
- Там была адвокат Екатерина Бурьян - он ее вроде бы хорошо воспринял, и она со мной говорила по телефону.
Говорили они через решетку, рассказывала, что по Стасу видно, что наколотый, спокойный, но наколотый, и по глазам видно, и всему. Говорит, что с виду он вроде как ничего. Но она же не врач, чтобы делать заключения.
Заключение уже будут делать врачи. А там такие врачи: когда ему было плохо, еще из Грозного, они писали, что с ним все хорошо.
Читайте также: "Москва не боится пушек": Балух написал трогательное письмо украинцам
В прошлом году, когда через два месяца после больницы мне удалось увидеться с сыном, он был очень худющий, у него рост 197 см, а весил тогда 70 кг, и весь в гнойниках был. Меня же уверяли, что он в хорошем состоянии, и лекарства все принимает, какие можно и нельзя. Тогда врачи мне дали одну зеленку и какой-то порошок, чтобы я ему раны смазала, все.
Сейчас адвокат спрашивала у врача, что же ему там колют, а врачи говорят, что они не должны об этом знать. Хотя по закону они должны адвокату сказать, что они ему колют.
- На сколько его положили в психушку?
- Адвокат говорит, что ничего неизвестно, на сколько его туда положили. Она еще будет пытаться туда зайти, если пропустят. А так туда никого не пускают. С консулом вчера разговаривала, он сделал запрос, чтобы его также допустили.
Читайте также: Сенцов просить помилования у Путина - адвокат
- Когда вы в последний раз общались с сыном?
- По телефону я с ним общалась 7 июня. До этого мы два раза заказывали разговор, и разговор никак не удавался. Он все путано как-то говорил, даже с нами, и кричал что-то. Во второй раз его на минуту допустили и сразу забрали.
А вот 7 июня разговор состоялся. Вроде так и ничего, не тот Стас, но все же поговорить не смогли. Затем он отцу в конце сказал, что будет поддерживать других политзаключенных и будет голодать.
- Украинский омбудсмен Людмила Денисова говорила, что у него ухудшилось состояние здоровья, из-за голодовки в том числе.
Читайте также: "Хочет на волю": у Рубана сообщили детали обмена в "ДНР"
- Сколько он там находится. Год он вообще спал на полу, потому что эти раны, которые появились у него в психушке, не давали ему спать.
- Одна из причин начала голодовки политзаключенных была в том, что условия их содержания в тюрьмах просто ужасны. Вам известны подробности?
- Вы знаете, он не первый раз уже за весь период, когда он в плохих условиях находился, голодает. Только это не афишировали ни консулы, ни адвокаты. В прошлом году перед психушкой он голодал 3 недели, а до этого и 20 дней голодовки было.
В Грозном говорил, так и пытки были - что хотели, то и делали. Здесь он особенно так не жаловался на персонал. Он, видно, старался уже более повиноваться, потому что иначе там не выжить.
Читайте также: Украина готова пойти на уступки по обмену пленными с Россией: появились детали
В камере он все время находится один, это очень трудно. Зимы там холодные, он не мог выходить потому что очень замерзал. Его мало выводят на улицу, чего я не знаю. Представьте себе, без воздуха, очень маленькая камера, и круглосуточно ты один.
- Украинский омбудсмен Людмила Денисова недавно ездила в РФ, чтобы посетить украинских политзаключенных, и пыталась попасть к вашему сыну. Вы общались с Денисовой, что она рассказывала?
- В четверг, 5 июля, она со мной связывалась, и сказала сразу к ней обращаться, когда нужно. Она рассказывала, что пыталась попасть к Стасу, она надеялась, что к нему ее все же пустят, но не вышло.
Мы с ней разговаривали об обмене, и она согласна, что надо отдать абсолютно всех туда в Москву, а что там с ними будут делать, то это их дела.
Читайте также: Озвученные фамилии россиян, которых Украина готова обменять на всех политзаключенных
Вот Рубан просится? Отдайте его в Россию, пусть возвращают наших ребят, ну чего наши дети умирают там, уже по 4 года и по 20 лет дали.
- Что касается перспектив обмена Станислава, с вами кто-то разговаривал на эту тему?
- Может, это и не нужно афишировать, вот скажут мне, что моего отдадут, а другого не отдадут, так каждая мать за своего сына переживает.
Конечно, родители политзаключенных все об одном говорят, что надо забрать тех, кто плохо себя чувствуют. И Ирина Геращенко на том настаивает, что надо забрать хотя бы тех, кто в очень тяжелом состоянии. О Грибе говорили, потому что его сильно избили, и его надо забрать, и Сенцова, и Кольченко, у него с сердцем проблемы, и у Стаса с сердцем проблемы и почками.
Читайте также: Шах и мат Путину ПАСЕ приняла резолюцию об украинских политзаключенных
- Будете ли вы просить сына прекратить голодать?
- Я собираюсь к нему поехать, но консул говорит, что сейчас никакого смысла нет, потому что меня к нему не допустят; это возможно даже где-то в сентябре, если все будет нормально.
- Как поддерживают вашу семью украинские политики, связываются ли с вами, не забыли?
- С Порошенко были на встрече, он поддерживает, сказал, что будут делать все. Также могу отметить Геращенко - всегда волнуется о Стасе и о нас, вот меня и мужа клала в больницу.
Из Министерства иностранных дел сейчас оплачивают нам адвокатов. И как обращусь, всегда помогут. И благодарна волонтерам. Они меня не бросают, всегда помогают, если бы не они, я не знаю, что бы делала.