УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Юрий Кирпичев
Юрий Кирпичев
Колумнист

Блог | Чужая война

Чужая война

Когда воюют за родину, штрафбаты и заградотряды с пулеметами не нужны

22 июня 1941 года - 80 лет прошло с того рокового дня. Та война... Воевал мой отец, дядья, советские летчики чуть не разбомбили дом мамы, а немцы уже вели к виселице бабушку моей супруги с табличкой “Partisan” на груди, так что память о войне жива. И вот какой вопрос возникает: хотя нас долго кормили патриотической лапшой - народная война, отечественная, - а история, в том числе воспоминания родственников, отнюдь этого не показывают...

Донецкий друг переслал мне письмо из того года, пояснив: "Г.Ф. Мельник - это дядя моего приятеля, в 1941 он закончил военно-фельдшерское училище. Выпустили на три месяца раньше в обстановке секретности и т.д. Письмо написано в поезде Харьков-Минск и отправлено на станции Гомель 17 июня Отрывок из него:

"Сегодня я еду в Минск на работу и с поезда пишу вам письмо. … Нам было объявлено приказ наркома о сокращении срока обучения за три месяца раньше. Я не писал домой потому, что нам сказали кто напишет домой то это будет рассматриваться как разглашение военной тайны. Письма все проверяли. Нескольких впоймали и выгнали с комсомола..." Далее идут дела семейные и планы на будущее".

Но у полтавчанина Григория Феофановича Мельника не было будущего. Судьба и Сталин отмерили ему немного, и в декабре того же года он пропал без вести под Москвой. Та война… Была ли она для Украины отечественной или страна стала жертвой людоедских режимов-близнецов? Кто виновен в гибели Г.Ф. Мельника?

Сталин. Вторую мировую войну начал Советский Союз 23 августа 1939 г., подписав пакт Молотова-Риббентропа, развязав Гитлеру руки и вломившись в Польшу. Он продолжил ее в Финляндии, Прибалтике и Румынии, он уже изготовился к удару в спину геноссе Гитлеру, но тот успел первым.

А как готовился советский фюрер, как замахивался! Вот и военфельдшер Мельник, курс которого был выпущен на три месяца раньше срока, за пять дней до войны писал из рядов действующей Красной армии, направляясь в 49 Краснознаменный КАП (корпусной артиллерийский полк). Иными словами, оставались считанные недели, если не дни до нападения - сталинского.

Чужая война
Чужая война
Чужая война
Чужая война

Но облом и к моим краям война подкатила быстро: 31 августа немцы форсировали Днепр у Берислава и двинулись на Крым, а 12 сентября танки Клейста переправились у Кременчуга. За три дня они прошли 150 км на север, встретившись с танками Гудериана и замкнув гигантский котел под Киевом, развернулись и покатили на Днепропетровск. Оттуда рванули к морю и уже 7 октября (450 километров за три недели!) захлопнули Мелитопольский котел.

6 октября разведбат героя боев в Греции, лихого Курта "Панцера" Мейера из 1-й моторизованной дивизии СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер" захватил штаб советской 9-й армии (разведбат - штаб армии!) под Осипенко, 7-го Бердянск, а 8-го Мариуполь. Командование Мейеру не поверило — крупный город, забитый под завязку советскими войсками, взят одним батальоном! На войну народную это похоже мало. Народ не хотел сражаться за Сталина…

В тот же день 8 октября немцы вошли и в отцовскую Васильковку, большое село на речке Волчьей. Противотанковые рвы, на которых надрывалась моя бабушка, преградой не стали, танки катили по шоссе, по мосту через Волчью - красные не успели взорвать его, так быстро бежали. И если об ужасах Голодомора, о подводах, свозивших трупы к сельсовету, о братских могилах 1933 года в моей семье помнили хорошо, то об оккупации вспоминать особо нечего. Ну, жили как-то себе, выживали. Не лучше, но и не хуже, чем при Советах…

То же и в Мариуполе. Там жила моя мама, мои родственники, с их слов я и пишу. Паника, неразбериха, тысячи пленных, брошенные госпитали, "органы" не успели даже уничтожить заключенных. Но в Сталино (Донецк) успеют, расстреляв также раненных красноармейцев (во дворе городского отдела НКВД раскопали останки в военной форме, бинтах и гипсе) и госпиталь на Рутченково - вместе с медперсоналом. Расстреляли и подростков из ФЗУ для детей “врагов народа”.

Убегая, красные жгли и взрывали все, шахтеры даже бунтовали, спасая шахты-кормилицы. Остановить немцев не вышло, но жечь поля, элеваторы, губить скот - это пожалуйста. Хотели выморить голодом оккупантов и народ, не желавший сражаться за Сталина? Что ж, это удалось - пленных кормить было нечем, хотя немцы выдавали горожанам продпайки из зерна недогоревших элеваторов, а раненных красноармейцев отпускали в город на прокорм и привлекали помощь населения. Валентина Александровна Павлова, моя тетя, прислала скан удостоверения, выданного 20 марта 1942 г.: она была уполномоченной городского комитета общественной помощи военнопленным, собирала деньги для них, сама сдавала. Но пленных было слишком много. Слишком - для войны народной.

Колхозы немцы сохранили, ценя рабовладельческий советский опыт, но желающим давали по гектару земли и по пятнадцать соток под бахчу. Многие брали больше и шли затем в вермахт, защищать свою землю. В Мариуполе и Сталино возникли рынки, развился частный сектор, открылись закрытые большевиками церкви, газеты выходили, театр работал, оркестры играли, танцплощадки действовали, кино крутили. Гестапо? О нем помнят, но и о криминальной полиции, которая быстро навела порядок и прекратила грабежи и бандитизм, обычные при Советах, тоже. Дошло до того, что матерые воры сами охраняли по ночам колонны немецких грузовиков! Мама (1928 г.р.) вспоминала это и удивленно констатировала: "А ведь я уже становилась девушкой - и не боялась ходить по городу вечером".

На снимке шталаг, концлагерь для военнопленных в центре Сталино (моя первая школа находилась рядом). В августе 1942 г. туда угодил мой дядя, офицер-подводник, воевавший в морской пехоте и после падения Севастополя попавший в плен. В сентябре он бежал. Что ж, случаи побега из лагеря зафиксированы. Но похоже, эта версия понадобилась дяде Коле осенью 1943-го, когда он очутился уже в советском фильтрационном лагере и следователь возмущался, почему он не застрелился. "Хотел быть полезным Родине" — отвечал дядя. Что ж, ему это удалось, он снова воевал в морской пехоте, затем организовывал КВВМУ (Бакинское высшее военно-морское училище) и в числе его курсантов был даже сын Антонио Грамши.

Но есть еще одна версия семейной легенды: немцы сообщили родителям о сыне (морской офицер!) и мать пешком пришла за ним, с намерением выкупить сына, для чего несла единственное ценное, что у нее было, большие золотые серьги. Таких случаев хватало, причем достаточно было слова женщины, что это муж или родственник. А в 1941-м и 42-м украинцев просто отпускали из лагерей и многим русским они также помогли, сообщив необходимые сведения: имя и фамилию, место проживания нового вуйка, имена "родственников". И так оно и было: придя за сыном, мать уже не застала его в шталаге.

Вот еще один старый снимок. Сделан немцами на окраине Сталино, на Петровке, где и мы с супругой одно время жили. Комментаторы пишут, что оккупантов поразила красота девушек, но кажется мне, что поразило их иное: условия жизни восточных коллег по Европе, в стране "народной" власти и победившего социализма. При капиталисте Юзе (раньше город назывался Юзовкой) жили лучше…

Осенью 1943 г. Советы вернулись. И тут же призвали в армию подросших в их отсутствие юношей. Да какое там призвали - загребли под угрозой расстрела! Не привели к присяге, не зачислили в списки частей, не дали обмундирования, даже оружия почти не дали: одна винтовка на троих и вперед, на штурм рубежей Манштейна на реке Молочной. На них и полегла молодежь Донбасса. Необученных мальчишек день за днем гнали в лобовые атаки - не то восемьдесят тысяч погибших, не то сто восемьдесят, кто же их считал?

То же самое в Васильковке. Из сверстников отца, атлетов (село славилось своими спортсменами, и отец при росте метр восемьдесят пять стоял четвертым по росту в восьмом классе!) почти никто не вернулся. Гордиться ли победой, купленной такой ценой?

А вот моему дяде Валентину повезло, он после ухода немцев из Мариуполя встретил советскую разведку, да так и остался в ней. Дошел до Кенигсберга, но господь уберег его от кровавой мясорубки штурма. Сталин готовил бросок к Атлантике, ему нужны были танковые экипажи и дядю отправили на Урал, в танковое училище. Тем временем под Кенигом полегло полмиллиона солдат.

Немного немцах. В 1976 г. побывал я в ГДР, была такая страна, и Юрген, муж моей кузины Татьяны, рассказал об отце, который был комендантом в одном из сел Запорожской области. Партизаны в краях легендарного батьки Махно теперь почему-то не заводились, делать было особо нечего, вот он и занялся привычным сапожным ремеслом. Осенью 1943-го, когда немцы уходили (а с ними и сотни тысяч беженцев от Советов), его провожало за околицу все село, в сшитых им сапогах. Манштейн тогда жаловался на забитые дороги, мешавшие передвижениям армии, а мой овдовевший дед женился затем на донской казачке-беженке, отставшей от своих по причине хвори.

Фашистские зверства? Они были. Уже в конце октября 1941-го немцы расстреляли мариупольских евреев, а в начале мая 42-го расправились с евреями Сталино. Вывозили молодежь в Германию. Но бедной Украине досталось с двух сторон, причем Советы гнобили ее дольше и обошлись дороже. В 1937-38 гг., например, руководство Сталинской области просило увеличить разнарядку на уничтожение врагов народа, а в отделах НКВД… шло соцсоревнование по числу расстрелянных!

Между прочим, в марте 1936 г. заместителем, а осенью страшного 1937 г. прокурором Сталино стал Роман Руденко. Уже в апреле 1938-го был назначен областным прокурором - старался, мерзавец. Ему принадлежит точная характеристика сталинского режима: "...те, кто обильно залил кровью обширнейшие пространства земли, кто уничтожил миллионы невинных людей, разрушал культурные ценности, ввел в систему убийства, истязания, истребление стариков, женщин и детей, кто заявлял дикую претензию на господство над миром и вверг мир в пучину невиданных бедствий".

Да, эти обвинения он адресовал нацистам, будучи главным обвинителем на Нюрнбергском процессе, но разве нацисты устроили Голодомор с миллионами жертв? Сослали сотни тысяч "раскулаченных" на погибель в Сибирь? Скосили цвет украинской интеллигенции? Репрессировали сотни тысяч в тридцатых? Не Сталин ли развязал чудовищную по числу жертв войну? Не Советы ли бросали на верную смерть сотни тысяч украинских юношей? А кто залил кровью Западную Украину, кто вывез на принудительные работы и в лагеря множество ее жителей? Отец рассказывал об огромных этапах, виденных им в Магадане. А репрессии начала 70-х? А Стус и Марченко? А Черновил?

Вывозили молодежь в Германию? Да, но остарбайтеры получают от немцев компенсацию за свой труд, а кто слыхал о компенсациях за рабский труд в СССР? А он был. Моя донецкая соседка баба Катя из тех десятков тысяч карпатских юношей и девушек, что эшелонами везли на принудительные работы в Донбасс. Работала на семи ветрах, разнорабочей, штукатуром, потом болели все суставы, но о компенсациях, разумеется, и речи нет. Лечилась сама: летом забиралась на крышу ею же построенной девятиэтажки и грелась на горячем битуме, очень, говорила, помогает.

Вот такая история на конкретных примерах. Вовсе не идеализирую немцев, но они прокляли Гитлера, провели денацификацию и стали нормальной нацией, а в России до сих пор молятся на Сталина. Почему Украина и страны Восточной Европы только и мечтали, что об освобождении от освободителей? Велика ли разница между ВКП(б) и НСДАП, между НКВД и СС? Но эсэсовцев и сейчас преследуют, хотя они воевали на фронтах и брали, как мы видим, города, а энкаведешники, которые геройствовали лишь в тылу, уничтожали и переселяли целые народы, и если что и брали, то лишь чужое добро, получают повышенные пенсии и лезли драться с ветеранами УНА, а в России их детки вообще захватили власть.

Нет, господа, война на Украине у каждого была своя. Потому она и была такой долгой и кровавой, что не была отечественной. Когда воюют за родину, то штрафбаты и заградотряды с пулеметами не нужны. Не была она также ни священной, ни народной. Да и не народ в ней победил, а Колыма одолела Дахау.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...