УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Андрей Райкович: я отказался от привычной жизни не для того, чтобы важно просидеть 5 лет в кресле мэра

Андрей Райкович

Город, который доказывает, что нет ничего невозможного. О Кропивницком – областном центре в самом сердце Украины, который недавно получил имя основателя украинского театра, незаслуженно мало знают в нашем государстве. А зря. Мало украинских городов может похвастаться тем, что за 5 лет полностью обновили парк общественного транспорта. И вместо развалившихся маршруток улицами курсируют 70 современных автобусов и троллейбусов.

Здесь быстрыми темпами развивают медицину и сферу услуг, строят новые развязки и восстанавливают общественное пространство. Тихий, уютный и чистый Кропивницкий сегодня по праву можно назвать одним из самых комфортных городов для проживания. О том, как удалось вернуть в собственность города коммунальный транспорт, о сворачивании децентрализации и что ожидает Кропивницкий после выборов, говорим с мэром Андреем Райкович.

Вы успешный бизнесмен. Что заставило Вас пойти работать городским головой, ведь это отнимает много времени?

Параллельно с бизнесом и управленческой деятельностью я давно занимаюсь еще и общественной. Был депутатом городского совета, членом исполкома, также депутатом областного совета. Всегда занимался развитием города, области, региона. Эти вопросы никогда не были для меня второстепенными. Я стал почетным гражданином Кропивницкого задолго до того, как занял пост городского головы. Хотя активной политикой не занимался. Я развивал производство. Привык строить. Поэтому не удивился, когда именно представители бизнеса – от мала до велика – предложили мне баллотироваться. Честно говоря, колебался. Ведь, став на этот путь, надо было отойти от производства. А я отвечал за предприятие, на котором работало 2000 человек. Однако сочетать эти два направления невозможно. Если ты хочешь быть эффективным мэром, то все свое время надо отдать городу.

Что же стало решающим при принятии решения?

Наверное, звонок тогдашнего президента. Он, как и общество, попросил меня баллотироваться. 2015 – это был колоссальный патриотический подъем. И я понимал, что когда люди просят, и глава государства, то отказываться становится все труднее.

А кем Вы мечтали стать в детстве? Были мысли, что хочу быть мэром или, возможно, президентом?

Маленьким я об этом не думал, а мечтал стать пилотом самолета. Это мне очень нравилось. Затем увлекся радиоэлектроникой. В 1970-е годы это было престижно и популярно. Мне очень нравились и хорошо давались точные науки. По образованию я инженер-энергетик, окончил Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения. Работая уже в хозяйственной сфере, понял, что мне не хватает еще и экономического образования, поэтому пошел опять в университет. Это стало очень полезным при разработке проектов строительства, запуска новых производственных мощностей. И хотя пилотом не стал, я горжусь тем, что приложил руку к развитию украинской экономики.

Вы шли на должность городского головы без собственной политической силы. Как удалось консолидировать работу городского совета?

Это было действительно непросто. Мою кандидатуру поддерживала БПП, но в нашем городе так сложилось, что эта фракция быстро распалась. Всего в городском совете было представлено 9 партий. Можете себе представить разноплановость взглядов, политических ориентиров. Первый год работы стал временем "притирки", были и взаимные обвинения и оскорбления; было нежелание отдельных депутатов воспринимать мощного лидера в должности городского головы. Однако я отказался от своей привычной жизни, от производства, не для того, чтобы важно просидеть 5 лет в мэрском кресле. Я пришел работать. Депутаты это поняли, и наконец желание сделать город лучшим в них перевесило амбиции. В Кропивницкому в то время были большие системные проблемы и их решение нас объединило. Все увидели, что на меня нельзя никак влиять, кроме обоснованной, конструктивной позиции, которую я готов воспринимать.

Андрей Райкович, мэр Кропивницкого, один из основателей партии "Пропозиція"

В 2017 году уже стало проще. Принятие решений об инфраструктурных проекты начали проходить спокойнее. А до конца каденции все предложения городского головы поддерживают.

Я, конечно, не диктатор, но с людьми работать умею, могу доказать целесообразность принятия того или иного решения. И умею прислушиваюсь к людям. Могу изменить свои взгляды, если вижу, что ошибался. Пожалуй, я бы мог выполнить все 100% своих обещаний, но на определенном этапе понял, что не все они действительно нужны городу. Одно дело, когда ты баллотируешься и видишь проблему снаружи, другая – когда изучаешь ее до винтика и понимаешь, что можно сделать лучше и это принесет больше пользы обществу. Планы и программы корректировались, но системный подход и динамика развития – это то, что стало неизменным в нашей политике.

На этот раз Вы идете в городской совет не один, а ведете с собой команду. И это команда партии "Пропозиція". Почему именно "Пропозиція"?

Во-первых, я не хочу снова проходить тот путь, которым шел в 2016 году, когда много времени ушло на консолидацию депутатов, переговоры с различными группами, их убеждения. Зачем тратить на это золотое время, если лучше посвятить его конкретной работе и иметь реальный результат. Когда в городском совете будет своя мощная фракция профессиональных депутатов, принимать необходимые решения будет проще и быстрее, чем блуждать по лабиринтам депутатских договоренностей.

Почему именно "Пропозиція"? Потому что это объединение представителей местного самоуправления, цель которого – развитие сильных общин. Мы все хотим стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Общины смогут поступательно развиваться только, когда будет возможность реализовать долгосрочные планы. Есть множество вещей, которые нельзя решить за короткое время, необходима системная работа. Нам нужна ответственная политическая сила, которая будет отстаивать интересы общин не только в самих органах местного самоуправления, но и на уровне законодательной власти. Без такого лобби мы всегда будем работать на интересы других, будем всегда второстепенными и наши вопросы никогда не станут основой программы развития нашего государства. Мы так жили до сих пор, но пора самим формировать повестку дня.

Чем за эти 5 лет можете гордиться?

Больше всего я доволен тем, что мы сумели реализовать путепровод под железной дорогой – у нас его называют "Арка". Это сложный инженерный проект, за который 50 лет все боялись браться. В 2019 мы это сделали.

Путепровод под железной дорогой в Кропивницком

Мы существенно увеличили финансирование образовательных и медицинских учреждений. Вдумайтесь, консолидированный бюджет образования за 5 лет составил 4,5 миллиарда гривен. Цифровая трансформация образовательного пространства, которую мы начали – это новое качество обучения. Медицину подняли на существенно более высокий уровень. Нам удалось полностью модернизировать роддом, теперь это современный перинатальный центр III уровня. Построили хоспис. Создали с нуля инсультный центр. Открыли гемодиализний центр на базе "Фрезениус". Модернизировали также инфекционное отделение, что стало крайне важным в условиях эпидемии COVID-19. Мы не останавливаемся, и сейчас за счет городского бюджета строим современное и крайне необходимо отделения легочной терапии и первый коммунальный центр компьютерной диагностики.

Вопрос общественного транспорта мы также практически решали с нуля. Когда я пришел на должность, в городе были только маршрутки. И их техническое состояние было ужасное: очень низкий уровень безопасности, санитарные нормы не соответствовали стандартам. Уже молчу о современных формах управления, диспетчеризации, связь, выполнение графиков движения, своевременность доставки пассажиров. Людей это возмущало, жалоб было очень много. Это был просто коллапс. Очереди у меня под кабинетом ежедневно.

Как удалось это решить?

Кропивницкий был едва ли не единственным областным центром, у которого не было коммунального транспорта. Троллейбусный парк давно передали в аренду, а потом приватизировали, предприятие переходило из рук в руки. Ситуация осложнилась еще и тем, что к 2015 году появилась большое количество льготников. Как запустить дотационная программу перевозок – было непонятно.

Мы провели переговоры с последним владельцем и пришли к соглашению, что предприятие должно быть законно возвращено городу.

Правда ли, что владелец предприятия, которое вы вернули городу, был вашим другом?

Да. Он купил это предприятие уже на вторичном рынке. Сначала у нас были разные взгляды. Но мне удалось его убедить, что коммунальный транспорт – это сложный механизм и экономически, и финансово. Это дотационный направление. А в условиях, которые были, мы не могли дотировать частный бизнес, не могли инвестировать бюджетные средства в закупку частного транспорта. Единственным правильным путем было возвращение предприятия в коммунальную собственность. В 2016 году мы это сделали.

В Кропивницком закупили 70 единиц нового, современного коммунального общественного транспорта

За это время приобрели 70 единиц нового, современного общественного транспорта. Это и автобусы, и троллейбусы с автономным ходом, которые отвечают всем требованиям времени. Благодаря выходу на рынок перевозок мощного, современного коммунального предприятия мы разбили монополию, а конкуренция всегда порождает качество.

Участники этого рынка сейчас четко знают, что интересы людей – ключевая составляющая. Частный бизнес или выполняет поставленные задачи и играет по правилам города, или, если не обеспечивает необходимое качество обслуживания, коммунальный транспорт будет увеличивать свое присутствие и мы будем покрывать больше пассажироперевозок.

Скажите, вы сами разрабатываете проекты транспортных и градостроительных схем?

Да, я же инженер по первому образованию, и у меня такой склад характера. Но делаю только эскизы. Далее над этими предложениями работают команды проектных и научных институтов, которые просчитывают экономическую и техническое обоснование. На рассмотрение общины уже выносим проекты, которые готовят группы специалистов.

Актуальные проблемы еще остаются? Что пока не удается решить?

Худшая сейчас ситуация в теплоэнергетике. Мы застряли где-то на уровне 1980-х годов. Но когда проблемы накапливаются в течение трех десятилетий, их за день не решить. У нас уже есть видение, как модернизировать систему и на уровне коммунальных хозяйств, и внутри многоквартирных домов. Чтобы дойти до сути модернизации, к самому проекту, мы преодолели несколько серьезных этапов, ведь более половины теплового хозяйства было в аренде. Через суд мы ее вернули.

На решении каких вопросов будете сосредоточиваться в следующей каденции?

Конечно, будем продолжать те проекты, которые начали. Но если в первую каденцию мы работали над глобальными проблемами города – это дороги, образование, медицина, общественный транспорт, то в следующей, думаю, уже сможем позволить себе часть ресурсов направить на развитие архитектурной инфраструктуры и создание комфортного общественного пространства.

Кропивницкий люди между собой называют "маленьким Парижем". Если прогуляться по историческому центру, то каждый дом – это произведение архитектурного искусства. Здесь работали известные архитекторы. Чего стоят дома Андрея Достоевского, Лишневского, Паученко! В этих помещениях сейчас размещены музеи, больницы, музыкальная школа. Наша задача – сохранить эти архитектурные жемчужины.

Будем осовременивать площади и парки. В центре есть важный объект, раньше там был кибернетический колледж, сейчас мы его капитально отремонтировали и переориентировали на Центр предоставления 320 административных и социальных услуг. Вскоре планируем открытие. Площадь у него, где проводит досуг молодежь, также необходимо облагородить.

Далее намерены модернизировать центральную площадь Героев Майдана, уже изучаем эскизные предложения. Есть интересные от молодых зодчих.

Хотим сделать набережную реки Ингул привлекательной зоной отдыха. Уже заканчиваем технический проект реконструкции. На это нужны большие ресурсы, поэтому, кроме городского бюджета, ищем дополнительные источники финансирования.

Конечно, работы еще много, ведь мы и не думаем останавливаться, потому что нет предела совершенству.

Как Вы считаете, реформа местного самоуправления удачная? Многие называют ее лучшей, которая проходила за последние годы.

У нас и Конституция лучшая, но это не значит, что мы пользуемся всеми правами, которые она нам дает. Реформа правильная, но удачной она станет тогда, когда все те возможности, которые она предполагает, мы сможем действительно использовать.

Первая фаза реформы дала свои ростки. На старте общины получили возможность самореализации. Но дальше пошел разворот и свертывания децентрализации. Административно-территориальная реформа, которая теоретически должна завершать децентрализацию, на мой взгляд, неудачная. В ней заложены фундаментальные ошибки, которые рано или поздно придется исправлять.

По меньшей мере нельзя вываливать новое административное деление, как снег на голову, за несколько месяцев перед выборами. К этому надо было тщательно готовиться, взвешенно планировать экономические модели. Надо было анализировать, смогут ли новые административные образования обеспечить экономическую и социальную стабильность. К сожалению, это не было продумано.

А мы должны осознавать: только когда общины станут обеспеченными, самодостаточными – тогда успешным станет и государство. Именно этот фундаментальный принцип мы и отстаиваем.