"Внучки отправляют свои игрушки и карманные деньги сиротам в зоне АТО": рассказ израильтянки
Ева Лопатовская, израильтянка родом из Украины, собирает вещи и деньги для детей в детских домах, в частности, в зоне АТО. С недавних пор к Еве присоединились ее внучки – 12-летняя Ясмин и 7-летняя Ширан: девочки отправили в Украину игрушки, купленные на свои карманные деньги.
"Обозреватель" расспросил Еву о том, как ей живется в Израиле, почему она решила заняться волонтерской деятельностью и как израильтяне воспринимают войну в Украине.
Далее - от первого лица.
Государственная тайна
В Израиль я эмигрировала в 2000 году вместе с 18-летней дочкой. Процедура переезда для меня оказалась очень непростой.
Дело в том, что в Украине я служила по контракту в армии – пять лет была старшим механиком на узле связи ракетной базы. И дежурила как раз в тот день, когда из Украины забирали последнюю ядерную боеголовку. То есть я была допущена к государственной тайне и потому в течение 10 лет после окончания службы не имела права ехать за границу. Меня не выпускали в Израиль два года, пока я не добралась до генерала СБУ. Я заявила ему, что нелогично считать меня невыездной после того, как Советский Союз давно распался, а позывные московского генштаба никому не интересны. Генерал со мной согласился и дал разрешение на выезд.
В Израиле дочка быстро вышла замуж: сразу видно наш менталитет, местные ребята и девочки женятся ближе к тридцати. Зато теперь у меня трое внуков, старшему уже 14. Мы живем все вместе, раньше жили в Ашдоде – это приморский город и крупный международный порт, но там жизнь слишком дорогая, поэтому мы перебрались в коттеджный поселок в 13 км от Ашдода.
Я работаю на военном заводе Elbit System – это огромное оборонное предприятие, которое производит беспилотники, системы наведения, радиолокации и другое современное оружие. Филиалы предприятия есть во многих городах мира, в том числе и в Украине. Я по специальности электронщик, разработчик новых образцов – собираю их по схеме, после чего они поступают в серийное производство.
Разом переможемо
Когда в Украине началась война, сотрудники нашего предприятия создали в WhatsApp волонтерскую группу "Разом переможемо" для помощи фронту, а потом и беженцам. В этой группе мы обменивались новостями и обсуждали все, что происходило. Большинство участников родом из Украины, но есть и россияне – например, один референт-переводчик из Москвы, ярый приверженец Украины, Путина ненавидит. Ни за что бы не подумала, что он москвич.
Конечно, я не могла оставаться равнодушной. Я каждой клеточкой тела ненавижу Путина, считаю его террористом номер один в мире. Он сделал Россию такой же террористической страной, как для нас Газа.
Читайте: "Мы вернемся и все восстановим": история семьи переселенцев из Песок
Мы тут в Израиле ежедневно сталкиваемся с терроризмом. Мы знаем, как воют сирены во время артобстрела. Сколько раз бывало, что ракетами накрывало дорогу, когда я ехала на работу, и я выскакивала из машины и пряталась в кювете, и прикрывала своим телом чужих детей.
За 15 лет в Израиле я столько пережила войн! В 2014 году мои трое внуков не выходили из дома несколько месяцев, потому что нас постоянно накрывало ракетами. У нас есть система противовоздушной обороны "Железный купол", который перехватывает и взрывает ракеты высоко в небе, но осколки-то летят вниз, нам на голову. Однажды "Купол" пропустил одну ракету, и она взорвалась прямо рядом с нашим домом. Гром, вспышка, было такое ощущение, что земля под ногами разверзлась. Тогда мы еще жили в доме, где не было бомбоубежища, поэтому я прятала детей в ванную и укрывала толстыми зимними одеялами, а потом – своим телом. Я свою жизнь уже прожила, а им еще жить и жить.
В общем, я знаю, что такое война, и для меня Путин - это тот же ХАМАС, Газа, Хезболла. Ненавижу этого кремлевского недомерка, из-за которого гибнут в Украине молодые парни, мирное население, дети.
Помощь Украине
Не все в Израиле понимают, что происходит в Украине. Тут об этом по телевизору почти не говорят. Все знают, что в Украине идет война, но без подробностей. Когда все началось, большинство выходцев из бывшего СССР разделились на антипутицев и пропутинцев. Израильтяне смотрели со стороны на наши споры и ссоры и пытались понять, почему люди из Украины и России между собой ругаются. Но потом те, кто хотел разобраться, разобрались. Коренные израильтяне с моего предприятия тоже собирают деньги и вещи в помощь Украине.
В самом начале войны, когда было очень горячо, мы собирали деньги и покупали на них перевязочные пакеты, берцы, противогазы. Наши ребята брали отпуск за свой счет, летали в Украину и доставляли все это на передовую.
Я тогда собрала всю мужскую одежду, какую могла достать. Забрала у зятя-израильтянина свитера – говорю, зачем они тебе, ты же в машине ездишь! Он был не против, он тоже занимает проукраинскую позицию и хотел помочь.
Потом стали собирать деньги и вещи для детей, которые живут в детдомах в зоне АТО. Руководит группой моя коллега и подруга Оля, мы передаем ей все, что собрали, а она дальше по волонтерской цепочке через волонтерскую группу Israel friends of Ukraine передает это в Украину и отчитывается в нашей группе – что куда потратили и доставили. Мы опекаем детдома в Луганске и Харькове.
Сознательные девочки
Своим внучкам я тоже рассказываю о беде, которая постигла Украину. В последний раз, когда я паковала очередную порцию вещей, в комнату зашла 12-летняя Ясмин и спрашивает: "Бабушка, а игрушки детям можно передавать?" Я отвечаю: "Да, а что?" Оказывается, она купила на свои деньги игрушки для детей в Украину. У них в школе есть группа по продаже всяких поделок, хенд-мейда. Они устраивают ярмарки, продают свои изделия, поэтому у Ясмин всегда есть деньги. И я была в приятном шоке, когда она решила потратить заработанное на посылки в детдома.
Читайте: Сын-аутист и предательство мужа: драматическая история переселенки с тремя детьми
Более того, она собирается с разрешения учительницы обойти все классы, просветить детей насчет того, какая ситуация в Украине, и призвать их тоже жертвовать деньги и вещи.
Младшая денег пока не зарабатывает, но она решила отдать свои собственные игрушки. Девочки такие молодцы, они понимают, что нужно помогать. Внук – нет, он свои карманные деньги предпочитает тратить на гамбургеры или кока-колу. Но я на него не давлю, мне важно, что дети сами сообразили, что нужно подключиться и поучаствовать. Я ими горжусь.