Блог | Путь к оружию лежит через Закон
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В последнее время все чаще на повестке дня "всплывает" острая тема "легализации" оружия, которая стала объектом споров, беспокойства и тревоги в обществе, затрагивая социальную ответственность всех и каждого. Градус напряжения между противниками и сторонниками этого вопроса зашкаливает. Одни уверены, что сегодня нет жизни без пистолета, другие – что зона их комфорта заканчивается там, где обзавелись "стволом", третьи – что теперь приходится носить в своей сумке и Библию, и пистолет….. И это понятно, страна находится в состоянии войны, переживает глубокий экономический и политический кризис. Поэтому без широкой общественной дискуссии и законодательной базы, четко регламентирующей взаимоотношения "оружие – гражданское лицо", тут не обойтись.
В прошлом месяце в Харьковский горсовет была внесена инициатива с требованием поддержать находящийся на рассмотрении парламента законопроект о праве граждан на владение оружием. Ранее подобное обращение уже вносилось в 2014 году, когда на сайте Президента Украины была размещена электронная петиция, первой набравшая необходимое количество подписей для официального ответа главы государства.
Читайте: Подвійне громадянство: чи існує проблема у "фікції"?
Сейчас, как и в 2014 году, речь идет о законопроекте №1135-1 "О гражданском оружии и боеприпасах", подготовленном Украинской ассоциацией владельцев оружия и почти 60 народными депутатами различных созывов. Суть его в том, что с его принятием предполагается обеспечить граждан Украины возможностью законного владения оружием в целях защиты своей жизни, здоровья и имущества.
Первоначальная инициатива, помимо возникшей бури эмоций и негодования президента, руководства МВД, МО и ряда "активистов", особым успехом не отличилась. Поэтому вопрос о принятии законопроекта был отложен в "долгий ящик". Однако сегодня, как мы видим, он снова на повестке дня, в связи с чем и возникает необходимость в его детальном и более глубоком рассмотрении.
Читайте: Від декларування до утвердження ґендерної рівності
Напомним, что в УССР, оборот оружия и использование его гражданами регулировался законом, но с 2007 года он утратил свою силу и уже 10 лет Украина живет вне законодательного урегулирования оборота оружия, что нельзя сказать о наших соседях. Например, в Молдове закон об оружии действует с 1994 года. У нас же, вместо законодательного урегулирования, такие вопросы как оборот огнестрельного, пневматического, холодного и другого вида оружия регулируется Инструкцией, утвержденной Приказом МВД от 21 августа 1998 года № 622. Согласно этого документа граждане Украины имеют право на приобретение:
охотничьего гладкоствольного оружия и основных частей к нему - с 21-летнего возраста;
охотничьего нарезного оружия и основных частей к нему - 25-летнего возраста;
холодного, охолощённого и пневматического оружия и основных частей к нему - с 18-летнего возраста.
Количество оружия, которое может иметь гражданин Украины, не ограничено, однако владелец должен обеспечить безусловную сохранность оружия и получить на него соответствующее разрешение в органах внутренних дел.
По мнению инициаторов законопроекта ключевая проблема действующего законодательства состоит в том, что приобретение оружия ограничивается возможностью его использования исключительно для целей, предусмотренных Инструкцией, а также с учетом категории лиц, использующих оружие, что, как следствие, исключает возможность граждан применять оружие в целях самозащиты. В качестве примера приводится опыт Молдовы, Грузии, США, Италии, Чехии и других, в которых на протяжении многих лет государством обеспечивается возможность владеть огнестрельным оружием гражданами и применять его для защиты жизни, здоровья, чести и имущества на законном основании. Так, к примеру, в США на 100 жителей 88 владеют огнестрельным оружием, в Сербии - 69, в Швейцарии - 45, в Молдове - 7. Как показывает практика этих стран, предоставление гражданам права на гражданское огнестрельное оружие снижает уровень преступности в стране, к тому же статистика свидетельствует о том, что официально зарегистрированное гражданское оружие используется при совершении преступлений менее чем в 0, 001 % случаях.
Читайте: Бізнес на роздоріжжі, або Що криється під масовим закриттям ФОПів?
В связи с этим, в Украине в первую очередь предлагается ввести само понятие "гражданское оружие", разграничив его виды на 4 категории в зависимости от режима оборота. Так, гражданское оружие первой категории могут свободно приобрести физические лица по достижении 16-летнего возраста; оружие второй категории - граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста; оружие третьей и четвертой категории - граждане Украины, достигшие 21-летнего возраста. При этом, право на получение разрешения на оружие второй, третьей и четвертой категории имеют дееспособные, психически здоровые и несудимые граждане Украины.
Еще одно неотъемлемое преимущество принятия законопроекта заключается в борьбе с существующим черным рынком и выведении нелегального оружия из тени. По официальным показателям в Украине 7 граждан из 100 владеют огнестрельным оружием, что в сумме приблизительно составляет около 879 тыс. человек. Но это только одна сторона медали, которая, по мнению некоторых экспертов, совсем далека от реального положения вещей. И поскольку проблему черного рынка невозможно решить исключительно силовыми методами, установление такого механизма позволит сократить нелегальный оборот оружия, предотвратив возможное его использование в противозаконных целях.
Читайте: В Україні свята вже не ті...
Не вызывает никаких сомнений потребность в урегулировании вопроса оборота оружия на законодательном, а не подзаконном, уровне, поскольку нынешнее база уже давно не соответствует реалиям, что происходят в государстве, и поддается, кроме этого, чрезмерному влиянию межведомственных структур. К тому же, при отсутствии закона об оружии, понятие "нелегальное владение" оружием просто теряет смысл. Впрочем, так же как и понятие "легальное владение". С другой же стороны, попросту ссылаться на опыт зарубежных стран и бессознательно внедрять его в национальную систему абсурдно, поскольку каждая страна имеет свою специфику и особенности, имеющие важную роль при принятии общегосударственных решений.
Хотим акцентировать на факте, что на сегодняшний день государства, предоставившие законную возможность гражданам применять легально приобретенное оружие, задумываются о том, чтобы пересмотреть существующие правила в сторону их ограничения для широкого доступа. Так, в Грузии правительством был утвержден законопроект о внесении поправок в закон "Об оружии", которым предусматривается увеличение возрастного ценза владения огнестрельным оружием, а также ужесточаются правила его приобретения. В США, к примеру, любое нарушение использования оружия карается огромными штрафами. Впрочем, именно практика внедрения антиоружейных норм в США администрацией Барака Обамы и публичное отстаивание этого курса кандидатом в президенты США Хилари Клинтон стоило последней президентского кресла. Президент США Дональд Трамп одним из первых своих указов отменил большинство запретов, наложенных его предшественником.
Стоит также отметить, что в некоторых государствах, несмотря на установленное право иметь и хранить огнестрельное гражданское оружие, его ношение категорически запрещено (Грузия, Австралия, Голландия, Финляндия, Чили).
Хотя имеют место и весьма занимательные казусы. К примеру, во многих штатах США (а в каждом штате там свое оружейное законодательство, которое очень разнится от соседнего штата), где разрешено ношение и применение для самозащиты нарезного оружия, запрещено ношение и применение вне дома холодного оружия.
В нашей стране выдергивание тех или иных фактов применения оружия является чистой воды манипуляцией общественным мнением, что нарушает основной принцип свободного общества – равенства граждан. Как вы думаете - кто будет прав в споре, если один из двоих обладает пистолетом? Без равенства в вопросе права на защиту действовать будет принцип: "Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку".
Текст написан в соавторстве с Гаврилечко Юрием, магистром социологии, экспертом Фонда общественной безопасности.